Как не поссориться с ребенком, делая домашнее задание

Как не поссориться с ребенком, делая домашнее задание

04.12.2020
Как не поссориться с ребенком, делая домашнее задание

«Не знаю, не понимаю, не могу…», – или с криками и слезами: «Не хочу и не буду!». Все это слышали от своих детей многие родители. Дети не любят делать уроки. Судя по постам в социальных сетях, не любят это занятие и родители. Но понимают, что надо, и уговаривают дочек и сыночков позаниматься. В чем причины отсутствия энтузиазма при выполнении заданной на дом работы и как изменить ситуацию? Давайте разбираться вместе с психологом Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители, многодетной мамой Анастасией Пелячик.

Первая причина – не интересно. Ребенка увлекает множество замечательных вещей, не имеющих никакого отношения к учебе. Он не видит смысла и не получает удовольствия при выполнении задания. К сожалению, не все учителя могут заинтересовать ребенка своим предметом.

Но родители могут в корне переломить ситуацию: привнести в задание смысл и сформировать адекватную мотивацию. Как? Все довольно просто.

У меня растет дочка с ментальными проблемами. Для нее математика – некая абстракция. Сейчас в школе проходят отрицательные числа, это непонятно и скучно. Но мой ребенок интересуется деньгами, поэтому я придумываю разные ситуации, объясняя, сколько она должна, а сколько ей заплатили бы за работу: в прибыли она или в убытке. Она начинает понимать, как умение считать свои расходы и доходы пригодится в жизни.

Еще моя дочь очень любит животных и увлеченно подсчитывает, сколько барашков в овчарне, если 5 вернулись с поля, а 12 убежало. Пастух больше потерял или приобрел?

Или когда ей непонятны дробные числа (обычная ситуация для детей с ограниченными возможностями), мы берем пиццу и учимся ее делить на кусочки, чтобы всем хватило.

Еще одна причина нежелания делать уроки – это страх не справиться с заданием. Мало кто хочет почувствовать себя глупым, лучше считать себя непослушным. Такая стратегия поведения называется «избегание неудач». С этим можно и нужно работать.

Важно сказать ребенку, что вы верите в его силы. Напомните ему ситуацию в прошлом, когда он чего-то не умел, а, потратив время и силы, научился. «Помнишь, раньше ты не умел кататься на самокате.

Потренировался два дня, – и теперь тебя даже папа не догонит. Справился с самокатом, справишься и с химией». Можно рассказать случай из своей жизни, когда у вас что-то не получалось, но вы не унывали и продолжали добиваться результат. И самое действенное – предложите попробовать разобрать задание вместе!

Третья причина прохладного отношения к заданным урокам – лень. Мы привыкли считать лень страшным пороком, но она зачастую является механизмом самозащиты. Нам лень что-либо делать, когда мало сил. Ребенок или подросток оценивают сложность задания по его объему.

Например, учителя попросили написать упражнение по русскому языку, выучить десять слов на английском, решить семь уравнений по математике, прочитать параграф и ответить на все вопросы по физике, а еще – подготовить доклад по литературе. Закономерно, что школьнику даже начинать не хочется.

В таком случае помогите ребенку разбить задание на части, выполнение которых не займет много времени. Например, подготовку доклада переносим на выходные, слова учим в машине по дороге в магазин за покупками, уравнения решаем перед ужином... Так школьные задания перестанут быть устрашающе объемными.

Последняя причина нелюбви к «домашке» связана, к сожалению, с нами, – родителями. Мы выплескиваем на маленького человека реки негативных эмоций, заставляя его почувствовать себя глубоко несчастным. Бывает, что нам не нравится все, что он делает. Зачастую мы сердимся на ребенка, не замечая того сами, обесцениваем результат его труда. «Ну кто так пишет? Что за почерк? В слове «корова» одна буква «а», – неужели трудно запомнить?!».

При этом мы не учитываем, что механизм достижения цели – это опыт плюс способности и усилия. То есть нам кажется, что все так плохо сделано, потому что ребенок не старался. Но, возможно, ошибок и исправлений много, потому что у него нет опыта. Он действительно не знает пока, как сделать правильно и красиво.

Если бы наш школьник мог сделать все быстро и хорошо, то не было бы смысла посещать школу. Домашнее задание для того и дается, чтобы разобраться в том, что непонятно, потренироваться в деле, которое не получается. Нельзя сердиться на ребенка за то, что он пробует делать новое дело, в котором еще не достиг мастерства.

Итак, у нас есть выбор. Мы можем провести пару часов в покое, пока сын или дочь якобы делают уроки в своей комнате, а потом ругаться на чадо за то, что ничего не сделано или сделано плохо.

Или мы можем действительно научить чему-то ребенка, но тогда нам придется самим формировать мотивацию, искать смыслы и структурировать задания.

Поэтому пользуемся таймером. Долго сидеть за письменным столом, обложившись учебниками, совсем не обязательно. Много заниматься – еще не означает делать это с пользой и эффективно. Обязательно нужно делать перерывы, в течение которых можно подвигаться, перекусить, поиграть.

Для ребенка принципиально важна обратная связь: – отмечаем успех, не обесцениваем. По необходимости объясняем различными доступными способами материал, используем при этом положительные эмоции и любой подручный материл по принципу: – близко и понятно, неожиданно и смешно.

Обязательно вместе с детьми получаем удовольствие от процесса.

Если учеба совсем не приносит радости, она не может быть на пользу!

Logotype_fpg.png

Возврат к списку

   telegram.png Яндекс.Дзен
© 2014-2021. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru