«Наша задача – подставить плечо»

26.02.2019
«Наша задача – подставить плечо»

Каждый из нас легко может представить человека, который попал в беду, остался без средств к существованию, тяжело заболел. В Группу работы с просителями, которая является совместным проектом Марфо-Мариинской обители милосердия и православной службы помощи «Милосердие», сотни таких людей обращаются ежемесячно. Многим удается помочь: собрать средства на дорогостоящее лечение или реабилитацию, купить лекарства, оказать помощь продуктами. Но мало кто знает, сколько людей ежедневно трудятся для того, чтобы служба помощи просителям продолжала существовать, выполняя свою очень важную миссию. 

Для наших читателей мы приоткроем «закулисье» и покажем будни Группы работы с просителями.


Пройти часть пути с тем, кому труднее

Вход в службу Марфо-Мариинской обители, где помогают всем, кто пришел за помощью, расположен непосредственно с улицы Большая Ордынка. Для тех, кто сюда приходит, когда идти уже некуда, так удобнее. В Группе работы с просителями выслушают каждого и обязательно постараются помочь, если есть такая возможность.

Рабочий день сотрудников начинается всегда одинаково. С утра они первым делом проверяют наличие продуктов на складе, собраны ли из них наборы, что есть из средств гигиены, нужно ли срочно раздать скоропортящиеся продукты. Продуктовые наборы обычно собирают накануне вечером, чтобы утром они были готовы к раздаче.

В традиционный набор входят тушенка, рыбные консервы, гречка, рис, макароны, подсолнечное масло, сахар, чай, сладости. Если благотворители пожертвовали что-то сверх стандартного набора продуктов, а проект существует исключительно на средства жертвователей, то к обычному набору добавляют и их пожертвование. Это могут быть мед, варенье или шоколад. Из немецкой пекарни сюда регулярно привозят хлеб. Если он есть в наличии, то просители получают и его. Кто-то просит моющие средства, памперсы, их тоже можно получить при наличии на складе, но средства гигиены всегда в дефиците.

К открытию, а служба начинает свою работу в десять утра, как правило, уже кто-то из просителей стоит и ждет начала приема. Пришедший называет свое имя, фамилию, и сотрудник проверяет, приходил ли этот человек ранее, когда он получал помощь в последний раз, если это уже не первое его обращение. И дальше начинается обычная работа с просьбой. Если человек пришел не за тем, чтобы получить продуктовую, «быструю» помощь, то его просьба перенаправляется к специалистам, которые будут прорабатывать маршрут его поддержки, собирать деньги на лечение или другие нужды.

Но есть и такие просьбы, которые в службе выполнить не могут – это оплата долгов по кредитам и за коммунальные услуги. Как показывает практика, собрать деньги на эти цели невозможно, жертвователи просто не откликаются. Но это не значит, что помощи совсем не будет. Человеку, который выплачивает долги и еле сводит концы с концами, здесь готовы помочь продуктами и другими посильными способами.

Кто-то приходит за помощью единожды, кто-то вынужден обращаться за ней регулярно. Регулярную помощь можно получать один раз в месяц. Чаще всего ее получателями становятся многодетные семьи, одинокие мамы, инвалиды или семьи, воспитывающие детей-инвалидов, одинокие пенсионеры. Есть на попечении службы два одиноких отца. Бывает, что обращаются семьи, которые до недавнего времени были очень благополучными.

IMG_734565763.jpg

Рассказывает руководитель Группы работы с просителями Виктория Стронина: «Мы помогали семье, которая до момента обращения к нам, была очень обеспеченной. Потом родился малыш с детским церебральным параличом. Мама перестала работать, так как ребенку требуется постоянный уход. Все средства семьи стали уходить на реабилитацию, а семья выплачивала валютную ипотеку. И когда супруги поняли, что им совсем трудно, то пришли за помощью. И очень хорошо, если нам удается помочь в ситуации, когда люди перестраиваются в новый для них режим жизни. Мы были рядом какое-то время, и семья смогла за счет нашей помощи решить свои проблемы. Но не всегда так получается, и многие, обратившись один раз,затем приходят к нам ежемесячно».

Если посетителей в течение дня становится много и один человек, ведущий прием, не справляется, то к нему на помощь приходят другие сотрудники, чтобы не создавать очередь и не заставлять людей долго ждать. В коллективе работает около десяти сотрудников, за каждым закреплены свои обязанности, но вести прием при необходимости может каждый из них.

Создавалась служба постепенно, на ее становление ушли годы. Сегодня здесь есть специалисты, которые ведут прием, отвечают на звонки и все входящие письма, работают с просьбами о помощи в приобретении лекарств, прорабатывают маршруты помощи в других сложных ситуациях. Прежде чем открывать сбор на дорогостоящее лечение или реабилитацию, сотрудники Группы работы с просителями тщательно проверяют и анализируют все обстоятельства жизненной ситуации человека, обратившегося за помощью. Они выясняют, действительно ли семья не может оплатить лечение из собственных средств, запрашивают документы, проверяют, нельзя ли получить лечение за счет государственного бюджета, советуются с врачами и другими специалистами относительного того, насколько нужно данное лечение и будет ли оно эффективным. Просьбы о сборе средств для просителей на те или иные нужды размещаются на портале «Милосердие.RU». При этом собранные средства не передаются просителям, а перечисляются в те организации, которые будут непосредственно оказывать медицинскую или иную помощь.

«Помочь абсолютно всем и во всем мы не можем, это невозможно, - говорит о цели работы службы Виктория Стронина. - Я бы сказала, что наша главная задача – подставить плечо, чуть-чуть согреть. Да, мы не можем радикально изменить жизнь человека, хотя и такое бывает, но пройти с человеком, которому трудно, часть его пути, поддержать его в трудный момент – нам под силу».


Помогают люди, побывавшие в беде

Виктория рассказывает, что сама неоднократно оказывалась в тех проблемных ситуациях, что и просители, поэтому их нужды, заботы, их боль ей очень близки и понятны. Несколько лет назад Вика овдовела, ее супруг умер после тяжелой болезни. Сейчас она воспитывает сына и приемную дочку с синдромом Дауна.

Как оказалось, именно люди, попавшие однажды в беду или испытавшие нужду, в дальнейшем с охотой помогают другим. Например, среди жертвователей, которые регулярно приносят продукты или жертвуют деньги, молодежи не очень много. Служба работы с просителями существует главным образом благодаря пожертвованиям людей со средним достатком. Каждое утро кто-то из них заходит сюда перед работой, чтобы выгрузить свой рюкзак, в котором лежат консервы, крупы, макароны, кто-то заезжает на машине. Есть жертвователи, которые заказывают доставку продуктов на адрес обители или регулярно жертвуют деньги. Средняя сумма пожертвований равна приблизительно трем тысячам рублей. 

Как это ни удивительно, но среди жертвователей очень много пенсионеров. Многие из них считают своим долгом с каждой пенсии выделить пятьсот рублей или одну тысячу на нужды тех, кому еще труднее.

IMG_7366-1.jpg

«Как правило, наши жертвователи – это люди, которые знают, что такое нужда, - поясняет Виктория Стронина. - И поэтому евангельская заповедь - «просящему у тебя дай» - для них очень понятна и близка».

Близка она и всем сотрудникам службы. Марина ведет прием просителей. Она первый человек, которого они встречают переступив порог. Работа непростая, целый день Марина проводит в общении с людьми, которые пришли со своей бедой. И как она сама отмечает, с одной стороны, ей приходится переживать вместе с человеком его беду, с другой стороны, ей необходимо суметь вникнуть в проблему, проанализировать ситуацию, чтобы суметь правильно проложить маршрут помощи. Ведь для каждого посетителя он свой.

«В такой работе очень помогает молитва к Богу, без нее невозможно, потому что Господь укрепляет, - рассказывает Марина. - Без веры, без участия в таинствах исповеди и Причастия заниматься такой деятельностью было бы очень тяжело».

По специальности Марина юрист, но, как она сама говорит, работа в офисе совсем не для нее: «Я думаю, что каждый человек должен для себя честно ответить, какое дело ему по-настоящему по душе. Я поняла однозначно, что обычная офисная работа мне не подходит. Поэтому уже порядка шести лет я там, где людям нужна помощь».

Надежда Аркадьевна принимает входящие письменные обращения и звонки. К сожалению, конечной целью авторов многих просьб является получение денег обманным путем. Чтобы этого не произошло, все просьбы тщательно проверяются. Как раз только что Надежда Аркадьевна разобралась с одним из таких обращений. Из Владимирской епархии пришло письмо с просьбой помочь деньгами, в котором был указан номер банковской карты. Надежда Аркадьевна в таких случаях отправляет запрос в епархию по месту жительства просителя. И сотрудники епархии на месте созваниваются с адресатом письма, проверяют, кто живет по указанному адресу, и какая помощь нужна. В последнем случае оказалось, что указанных номера телефона и адреса просто не существует.

Часто людям важно выговориться, поделиться наболевшим. Бывает, что среди серьезных просьб, кричащих о беде, встречаются и те, что позволяют улыбнуться. Например, нередки просьбы о помощи … найти вторую половинку.

Случаются и неприятные ситуации, люди могут повести себя агрессивно или начать манипулировать сотрудником для того, чтобы добиться своего.

Виктория, руководитель службы, делится профессиональными секретами, которые помогают при общении с людьми: «У нашей работы своя специфика, приходится все время за собой следить, контролировать себя. Главное правило при общении с людьми – это бесконечная вежливость. А самая большая опасность, которая нас подстерегает – это превозношение над людьми, которые пришли за помощью. Допускать этого ни в коем случае нельзя».

IMG_7418-1.jpg

Сегодня у службы есть специалист, который занимается исключительно лекарственной помощью. Татьяна заботится о том, чтобы в наличии, наготове всегда были средства от простуды, боли, которые можно было бы сразу выдать при первом обращении. Остальные лекарственные средства закупаются по рецептам, которые предоставляют просители. Как рассказывает Татьяна, число просителей, нуждающихся в лекарствах, все время увеличивается, а, значит, нужно думать, как суметь должным образом ответить на этот запрос. Лекарственная помощь очень важное подспорье для бюджета просителей.

Помимо сотрудников, которые выходят на работу ежедневно, у Группы работы с просителями есть давние помощники. Среди них Евгения Ивановна, не так давно ей исполнилось 83 года. Уже много лет Евгения Ивановна дежурит по воскресеньям, ведет прием посетителей. Даже если в воскресный день вся страна отмечает какой-либо из праздников, Евгения Ивановна все равно будет на своем рабочем месте.

Так из очень разных людей – по возрасту, по профессиональному прошлому – сложился единый коллектив, объединенный общим делом. И, как говорит руководитель Виктория Стронина, коллектив получился по-своему уникальный, потому что коллеги, привыкшие помогать, с готовностью всегда выручают друг друга в решении рабочих вопросов.

На сегодняшний день вся система оказания помощи и взаимодействия между сотрудниками отлажена. И служба работы с просителями является сегодня образцом, по которому создаются подобные службы во многих епархиях. Для знакомства с опытом организации работы такой службы из епархий регулярно приезжают социальные работники, священнослужители.

Реалии жизни таковы, что людей, которые приходят, пишут, звонят в Группу работы с просителями не становится меньше, их число постоянно растет. А значит, должно расти и число жертвователей, тех людей, которые готовы поделиться с нуждающимися. Причем, для того, чтобы избежать каких-либо сбоев в работе, пожертвования должны быть регулярными.

«Мы заметили, что когда люди только начинают помогать нашим подопечным, они привозят продукты и средства гигиены на свое усмотрение, – говорит Виктория Стронина. – Пожертвование может состоять из дорогих продуктов не первой необходимости. Со временем они начинают понимать специфику нашей работы и жертвуют деньги, чтобы мы сами купили то, что нужно и по более выгодной цене. Мы им очень благодарны за это. Потому что в этом случае помощь получит большее число просителей».

Работу стараются выстроить так, чтобы всегда был стратегический запас продуктов хотя бы на месяц вперед. Но иметь этот запас в наличии удается не всегда. Необходимо еще выплачивать зарплату сотрудникам, без их труда работа службы будет невозможна. Чтобы избежать сбоев в работе Группа работы с просителями находится в постоянном поиске партнеров, ищет крупные продуктовые организации, которые могли бы жертвовать продукты в большом объеме. Но ценной будет любая помощь, потому что проект существует за счет благотворительных средств.

Если у вас есть желание участвовать вместе с нами в большом и добром деле - присоединяйтесь к числу наших жертвователей.


Юлия Сергеева


Продукты и другие пожертвования можно привезти или заказать доставку по адресу:
Марфо-Мариинская обитель милосердия, ул. Большая Ордынка, д. 34, стр. 3, вход с улицы Большая Ордынка.
Часы работы: по будням с 10.00 до 19.00, в выходные с 11.00 до 16.00
Телефон: +7 (495) 542-00-00, доб.411 +7 (925) 627-10-32

Если вы на машине, позвоните заранее, мы закажем для вас пропуск для проезда на территорию обители.

Подопечным нужны всегда:
— мясные и рыбные консервы;
— сахар, крупы, макаронные изделия, подсолнечное масло;
— печенье, сушки, конфеты или другие кондитерские изделия;
— детские сухие молочные смеси, каши;
— памперсы, пеленки, влажные салфетки.
— средства гигиены и бытовая химия: стиральный порошок, мыло, шампунь, зубная паста и зубные щетки, чистящие средства, памперсы для взрослых, впитывающие пеленки, медицинские женские прокладки;


Группе работы с просителями всегда нужна регулярная финансовая поддержка. Пожертвовать на нужды подопечных и работу сотрудников вы можете ЗДЕСЬ.





Возврат к списку

© 2014-2019. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom@.mmom.ru