Трудности, возникающие при обучении детей с ДЦП

18.04.2018
Трудности, возникающие при обучении детей с ДЦП

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

В предыдущих статьях мы уже говорили, как организовать среду для занятий, выбрать самое подходящее время и способ подкрепления. Как будто бы все просто, но…

 Можно ли одновременно изучать более одного навыка?
 Что делать, когда ребенок попросту отказывается заниматься?
 Что делать, если все из рук вон плохо?


На эти и другие не менее важные вопросы я постараюсь ответить.
Предсказать, насколько быстро будет продвигаться вперед ваш ребенок, невозможно, - нет двух детей, которые бы учились одинаково, и с одинаковой скоростью. Не гадайте: «Сколько времени займет ...?» Лучше спросить себя: «Заметен ли прогресс?» или «Хорошо ли работает эта программа?», или «Сможет ли он на этой неделе сделать больше, чем на прошлой?». Для того, чтобы отвечать на эти вопросы с абсолютной уверенностью, мы всегда записываем свои наблюдения.

Учебный процесс, как таковой, предполагает, что мы внимательно следим за успехами ребенка. Мы проверяем, начинает ли ребенок постепенно выполнять все большую и большую часть задания, делает ли он это более качественно. Мы всегда замечаем, когда он теряет интерес к тому, чем мы занимаемся, и отвлекается.
Все эти наблюдения позволяют легче оценить действия педагога.

Каждый раз, прежде чем начать, педагоги нашего Центра стараются уделить не-сколько минут себе. В частности, продумывают то, как будут вести себя, если занятие пойдет хорошо, и как, если... ну, ... вы знаете. (Бывают хорошие дни, и бывают плохие.)

Все идет хорошо
Хорошо, если ребенок с радостью занимается, и они вместе с педагогом приходят к намеченной цели. Тогда, специалист вполне заслуживает поощрения. Вам кажется это странным? Почему? Ведь поощрения побуждают идти вперед не только ребенка, но и взрослого. Я уверена, что вы, да, именно вы, ежедневно заслуживаете поощрения за свой труд. Пусть даже это будут простые слова своему отражению в зеркале.

Поощрить себя можно разными способами. Важнее всего, что вы сами себе скажете. Если ребенок успешно усвоил новый навык, поздравьте себя: «Я здорово поработала!», «Да, я совсем неплохой педагог», «Могу себя поздравить!».

Важно также, что скажут другие. Все специалисты нашего Центра стараются хвалить за заслуги не только ребенка, у которого все получилось, но и педагога, которому удалось «вытащить» из малыша его таланты.
Если Вы занимаетесь дома, покажите вашим домашним, чему научился ребенок, и пусть они похвалят вас обоих. (Можно подсказать им, как это делается, похвалите их, когда они чему-то научат ребенка.)

Кроме того, каждый педагог, работающий с детьми, ведет «дневник». В нем опи-сываются цели занятий и навыки, которым мы пытаемся обучить ребенка. И когда вы действуете параллельно с педагогами, тоже заведите подобную тетрадь для записей и делитесь домашними достижениями со специалистами, которые проводят занятия с вашим ребенком. Ободрения с их стороны станут для вас за-служенными наградами.
Можно вознаградить себя и по-другому. Придумайте с самого начала, как устроить себе маленький праздник, когда очередная цель будет достигнута. Можно что-нибудь купить себе, можно что-нибудь сделать (сходить в кино, позволить себе съесть изысканный десерт). Вы лучше всех знаете, как доставить себе удовольствие.
Наверное, идея о поощрении родителем самого себя звучит несколько глупо. Ведь в действительности, вы учите своего ребенка, потому что вы хорошая мама (или папа), и его успехи уже сами по себе являются наградой. Но почему бы не прибавить к этому хотя бы изысканный десерт?

Не все идет хорошо
Если работа не идет, не нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий. Стоит. У какого учителя не бывает плохих дней! Бывает и два подряд и даже неделю. Не стоит забывать про особенности наших подопечных, их метеозависимость, физическое состояние, в конце концов, настроение. Поэтому, когда в процессе обучения вы сталкиваетесь с трудностями, отнеситесь к ним спокойно. И начните их ПРЕОДОЛЕВАТЬ.

Преодолевать трудности - значит решать проблемы, начиная с установления возможных причин их возникновения.

Рассмотрим пример:
Если вы включите светильник, но ничего не произойдет, вряд ли вы просто уйдете, пожав плечами - вы постараетесь как-то решить эту проблему. Начнете размышлять о том, что стало причиной такого явления. Причины могут быть разные, а именно:
1. Светильник не включен в сеть.
2. Лампочка ввинчена недостаточно плотно.
3. Лампочка перегорела.
4. Неисправен выключатель, или перегорели пробки.

Так что, если светильник не загорелся, вы руки не опускаете. Не пытаетесь обвинить его: «Этот светильник не хочет загораться». Не обвиняете себя: «Я не умею хорошо включать свет». Вы беретесь за преодоление трудностей.

Давайте теперь посмотрим, как педагоги «Елизаветинского сада» смогли бы взяться за преодоление трудностей, возникающих при обучении новому навыку.

Фото 3.jpg

Представим, что наш дефектолог занимается с мальчиком Сашей, с отклонением в интел-лектуальном развитии, игровыми навыками. Специалист учит его собирать пирамидку, и до какого-то дня все идет гладко. Но все-все изменилось: Саша стал легко отвлекаться. Ему требуется больше времени, чтобы надеть на стержень кольца, он отворачивается во время занятия.

В этой ситуации отступать не надо, не надо никого винить; просто пора взяться за пре-одоление трудностей.

Разумеется, трудно угадать точно, что именно поможет нашему дефектологу. И все же, дефектолог задает себе несколько вопросов, например:

 Саше все еще нравится твое поощрение? (Попробуй что-нибудь новое.)
 Не слишком ли рано ты перестала ему помогать? (Вернись к более легкому этапу.)
 Не слишком ли долго продолжается ваш урок? (Сделай урок покороче и завер-ши его заданием, с которым ребенок справится.)
 Не стало ли ему скучно работать с кольцами? (Возьми другую игрушку такой же степени сложности.)

И если мы в состоянии предложить некоторые способы решения проблемы, то наверняка сумеем найти подход и к преодолению собственных трудностей.

На самом деле, когда мы обучаем детей любым новым навыкам, препятствия на пути - вещь естественная. Понимая всю клиническую картину диагнозов наших подопечных, мы готовы к длительной работе и надолго отсроченным успехам. Плохие дни бывают у всех. Самое важное не обвинять ни себя, ни ребенка. Мы стараемся (чего и Вам советуем) избегать таких мыслей как:
 «Я не умею это делать».
 «Хороший педагог из меня не получится».
 «Она пытается заставить меня ругаться».
 «Он невозможен!»

Такие монологи только еще больше огорчат. Нельзя относиться к себе чересчур критически. Где-то наверняка есть мама, которая мечтает делать дело так же хорошо, как вы.

Выявление причин возникновения трудностей
Если при обучении какому-то навыку трудности возникают сразу или поначалу дело идет хорошо, но вскоре появляются проблемы, мы коллегиально стараемся рассмотреть каждую и выявить примерный Список возможных причин появления трудностей.

Проблемы, возникающие с самого начала:

 Владеет ли ребенок необходимыми базовыми навыками?
 Соответствует ли выбранный нами навык уровню развития и интересам ребенка?
 Удается ли нам с самого начала привлечь внимание ребенка?
 Легко ли ему пользоваться предлагаемыми материалами?
 В подходящее ли время и в подходящем ли месте мы занимаемся; нет ли отвлекающих факторов?
 Начинаем ли мы занятия с достаточно легкого для него этапа?
 Являются ли наши указания простыми и ясными?
 Достаточно ли хорошо мы помогаем (показываем, руководим физически)?
 Нравится ли нам заниматься с ребенком, и хвалим ли мы его за старание?
 Поощряем ли мы его тем, что ему нравится?


Проблемы, возникающие после того, как процесс обучения некоторое время протекал хорошо:

 Может быть, это плохое для нас и ребенка время (болезнь, необычный стресс в жизни)?
 Не потерял ли ребенок интереса к той награде, которой мы его поощряли? Нет ли чего-нибудь еще, что можно было бы пустить в ход? Достаточно ли часто мы поощряем ребенка?
 Не слишком ли большой шаг мы пытаетесь сделать? (Не слишком ли быстро мы перестали помогать?)
 Не слишком ли медленно мы двигаемся? Не становится ли ребенку скучно на занятии? (Может быть, ребенок все еще нуждается в нашей помощи?)
 Не надоела ли ребенку игрушка? Нет ли другой игрушки, с помощью которой мы могли бы отрабатывать этот навык?
 Не слишком ли продолжительно наше занятие? Не слишком ли долго мы работаем над одним и тем же заданием?
 Заканчиваем ли мы урок маленькой победой ребенка? Hе привыкает ли он к мысли, что может уклониться от выполнения задания, если будет вести себя неподобающим образом?

Плохие дни
Все трудности, возникающие при обучении ребенка, невозможно решить путем выявления их причин и внесения соответствующих изменений в учебный процесс. Порой сама жизнь создает преграды на нашем пути. Иногда - это просто плохие для нас и нашего подопечного дни. Порой причиной этому могут быть головная боль педагога или простуда ребенка. Бывает, что чрезмерные физические нагрузки могут отнимать столько энергии и сил, что их не останется на решение интеллектуальных заданий. Ладно, это все незначительные трудности. Нужно просто на несколько дней воздержаться от занятий, а потом снова к ним вернуться.

Конечно, случаются проблемы посерьезней: переезд, карантин в Центре, который вы посещаете и т.п. В такие периоды (иногда довольно продолжительные) обучение ребенка невозможно рассматривать как первоочередную задачу. Но то, что, может быть, придется приостановить занятия, не означает, что нельзя их возобновить позже.

Процесс обучения редко идет «как по нотам». Дети, все без исключения, так уж устроены, что не могут действовать строго по продуманному нами плану. Вас не должно удивлять, если начав работать по новой программе, не все пойдет гладко. Предсказать и описать все проблемы, которые только могут возникнуть, - задача невыполнимая. Тем не менее, наш опыт позволяет выделить определенный круг вопросов, которые родители задают чаще всего. Некоторые из этих вопросов, а также ответы на них я затронула в этой беседе.

Вопросы, часто задаваемые родителями
Для большинства родителей, с которыми мы встречались сначала самым важным был вопрос: « Готовы ли мы учить ребенка?» Возможно, он тревожит и вас. На этот вопрос ответить легче всего - просто начинайте.

– Можно ли одновременно обучать ребенка более чем одному навыку?
– Да, но первым делом нужно выбрать один навык, составить соответствующую программу и начать по ней работать. Только после этого можно приступить ко второму. Если действовать сообща – специалистам и семье ребенка, то формировать одновременно несколько навыков будет легче. Но начинать надо постепенно. Заниматься сразу по многим программам с самого начала опасно, поскольку в какой-то момент может возникнуть ощущение, что работы слишком много, и хочется вообще все бросить. Лучше начинать с одной программы, которая может хорошо вписаться в привычный распорядок дня.

– Необходимо ли для обеспечения успеха заниматься по программе каждый день?
– Непрерывность учебного процесса является непременным условием успеха, главным образом, при обучении навыкам самообслуживания, особенно умению пользоваться туалетом. Ребенок, который учится самостоятельно есть или одеваться, растеряется, если в какие-то дни вы будете терпеливо помогать ему учиться, а в другие - делать все за него из-за спешки. Конечно, возможны исключения, ситуации, когда для всей семьи важнее что-то другое, когда ребенок нездоров или вы сами по каким-то причинам не в состоянии заниматься. Случайные «зигзаги» - еще не ЧП. Но непостоянство вообще может привести к тому, что ваши усилия по обучению ребенка навыкам самообслуживания окажутся несоизмеримо больше, чем результаты.

– Не является ли то, что мы называем «поощрением», попросту взяткой?
– Нет, потому что взятка подразумевает поощрение неэтичного поведения. Когда мы учим ребенка, мы заинтересованы в том, чтобы поощрять только хорошее поведение. В сущности, мы все работаем за вознаграждения - будь то деньги, похвала, уважение окружающих или удовлетворение от хорошо выполненной работы. Мы с удовольствием принимаем такие награды за «хорошее поведение»; они делают наше поведение более предсказуемым и приятным. Но если мы принимаем вознаграждения за неэтичное поведение, то это, конечно, взятка!

– Что делать, когда кажется, что все идет из рук вон плохо?
– На этот вопрос ответить по существу невозможно. Почему? Потому что он слишком общий; его формулировка не дает достаточной информации. Что значит, например, «всё»? Не забывайте, что если вы хотите добиться успеха, вы должны тщательнейшим образом фиксировать свои наблюдения и быть предельно конкретными.

– Что делать, если в середине урока ребенок начинает плакать и отталки-вать от себя пособия?
– В решении проблем поведения единого подхода нет. В данном случае своим поведением ребенок пытается вам что-то сказать, и если вы поймете, почему он так ведет себя, вы сможете правильно прореагировать.

Рассмотрите следующие варианты:
1. Возможно, он устал. Бывает, что урок продолжается слишком долго, и в этом случае нужно быстро найти задание, которое ребенок сможет легко выполнить. Подождите, пока он немного успокоится, дайте легкое задание, вознаградите его и завершите урок.
2. Возможно, он в отчаянии от предчувствия неудачи. Может быть, выбранный вами шаг оказался для него слишком трудным и он, как большинство детей с особенностями развития, предпочел от него уклониться ввиду угрозы неминуемого провала. В этом случае опять же надо подождать, чтобы он немного успокоился, предложить задание полегче и продолжить занятие.
3. Возможно, он сердится. Может быть, он хотел выполнить задание по-своему, а вы требуете, чтобы он использовал другой способ. Его реакция может быть прямым выражением неудовольствия тем, что выполнение задания пошло не так, как ему хочется. И здесь, прежде чем продолжить, вам придется немного подождать, пока он успокоится.
4. Возможно, ребенок вообще часто реагирует на ваши требования плачем и отказом подчиниться, стремясь избавиться от этих требований. Если такое поведение является его обычной реакцией, вам следует это проигнорировать. В то же время необходимо настоять, чтобы ребенок остался на уроке; и следует как можно скорее вернуться к тому, чтобы он следовал вашим требованиям.

– Что делать, если ребенок отказывается идти на занятие?
– Если обычно он сотрудничает с вами, но вдруг стал отказываться, не стоит делать из этого проблему. Попробуйте позаниматься с ним в такое время, когда он больше к этому склонен. Если же такой отказ - дело обычное, то вам нужно снова просмотреть свою программу и убедиться в том, что:
1. Вы просите ребенка делать только то, что он наверняка может.
2. Выбранное вами поощрение для него действительно что-то значит.
3. Вы поощряете его достаточно часто.
Если вы увидите, что ваша программа составлена правильно, вам следует мягко, но настойчиво привлекать ребенка к участию в занятиях.

В заключение хочется всем пожелать терпения. В следующей нашей публикации мы, уже умеющие преодолевать трудности, приступим к освоению базовых навыков вместе с нашими подопечными. А именно, научимся концентрировать внимание ребенка. Это навык, без которого все занятия попросту не имеют смысла.

Статья подготовлена на основе материалов Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана «Путь к независимости».

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда прези-дентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com