Развитие связной речи у детей с тяжелой степенью дизартрии

13.06.2018
Развитие связной речи у детей с тяжелой степенью дизартрии

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня мы с вами снова поговорим о том, как сделать интереснее, веселее, осознаннее обучение и развитие наших детей, страдающих тяжелой степенью дизартрии. 

Cогласно учебной программе, все началось с развития связной речи. Но достичь такого уровня совсем не так просто, как кажется. 

Давайте я расскажу вам о Пете, подопечном Развивающего центра для детей с ДП «Елизаветинский сад». Мальчику 8 лет, у него невнятная речь и каждый звук дается с большим трудом. Каждое логопедическое занятие начинается с массажа и артикуляционной гимнастики. Затем мы отрабатываем слоговые цепочки, слова, фразы, а потом – учимся составлять тексты и пересказывать их. 

Чтобы не использовать уже надоевшие истории, специалисты «Елизаветинского сада» стали придумывать свои сюжеты. Например, во время ремонта нашего нового здания на Смирновской улице, мы с Петей строили планы будущей жизни в новом помещении. Как там все обустроят? Какие будут игровые комнаты, техническое оборудование для жизни и обучения детей на колясках? Мысленно рисовали двор, лифты, представляли новые игрушки, прогулки по новой территории. 

Но как же поделиться своими мечтами, если пока не совсем слушается язык и подводит дыхание, а в результате речь невнятна и не приносит должной радости самому говорящему? Тогда мы подумали, что стоит записывать свои рассуждения и планы, отрабатывая «согласование слов в предложении», не забывая про «внутренний план высказывания» и соблюдение «логической последовательности сюжета». Первыми слушателями наших рассказов, конечно, стали сотрудники садика и родители Пети.

Незаметно для нас игровой прием превратился в настоящее серьезное дело. И вот уже оформлена книжка «Мои планы и мечты», а когда по программе «Солнышко в ладошках» Петя уехал в Севастополь, я попросила его диктовать маме свои впечатления, собирать материал для следующей книги. Мама Пети после рассказывала, что каждый вечер Петя требовал тетрадку, ручку и начинал диктовать. Только успевай записывать! В Москву приехала пухлая тетрадка с описанием всех 14 дней на море. Причем мама не внесла в тексты ни одной стилистической правки. Мы так и озаглавили тетрадку - «Севастопольские рассказы Петра».

Вот один из рассказов об отдыхе на море.

5-й день
После ужина мы вместе с Аней делали рыбок для царства Нептуна (царство будет у нас на кустах колючих). Папы в это время играли в пинг-понг, и я постарался поскорее доделать свою рыбку, налепил глазки. Пока не стемнело, мы с Сашей решили по-мужски сразиться в группе юниоров. Я-то второй год играю, я опытный спортсмен. Результат сражения 15:11 в мою пользу!

Следующий небольшой рассказ написан Петей под впечатлением от мультфильма «Петр и Феврония».

Мне сегодня приснился сон, будто я в деревушке, гляжу и глазам своим не верю: на пороге стоит сама Феврония! Она шепнула мне на ухо: «Я ищу своего жениха!» Тут налетел страшный дракон с тремя головами. Он был весь красный и плевался огнем. Правая голова схватила Февронию. И тут я крикнул: «Эй, чудище трехголовое! А ну-ка отпусти мою Февронию! А то снесу тебе третью голову!» Дракон зарычал: «И не подумаю!» Я крикнул: «Ты сам напросился!» и мечом-кладенцом я одним ударом отрубил ему голову!

Мы с Февронией очутились во дворце. Она тихо сказала: «Знаешь, я поначалу хотела жениться на другом Петре, но сейчас все изменилось. Я выхожу замуж за тебя, Петр!».

К началу нового учебного года Петя вернулся с отдыха на море позврослевшим и окрепшим… но, главное, что все заметили, как он стал говорить - четко, контролируя дыхание, прямо глядя в глаза собеседнику. Само качество предложений стало другим, фразы теперь правильно построены, а лексикон мальчика расширился. 

Справедливости ради надо сказать, что Петя Ч. - не единственный «рассказчик» Развивающего центра, и внимание стоит уделить в том исле историям Васи К. 

Вася очень смешливый и хулиганистый мальчик с великолепным чувством языка, но говорить он не может. Даже при небольшом напряжении у него перехватывает дыхание, и Васе трудно управлять своим артикуляционным аппаратом. Однако у него есть огромная потребность в общении, дружбе и в познании нового. Вася давно уже перерос программу детского сада, и придумывание собственных историй оказалось логичным продолжением его обучения. 

Мальчик любит фантазировать, и с ним мы сочиняли красивые истории о ремонте нашего здания на Смирновской улице.

Наш новый садик сейчас ремонтируют. Мама пообещала съездить туда вместе со мной, посмотреть, как там строят.

А пока я каждый день смотрю на рабочих, которые делают капитальный ремонт в нашем доме. Мама помогает мне добраться до подоконника и я смотрю из окна на ремонт.

По стенам ползают альпинисты, обдирают фасад. Во дворе сломали асфальт, тракторы порушили клумбы с цветами, в сквере грузовики испортили газон. Жители нашего дома ходят по проезжей части. Вчера был сильный дождь, настоящий тропический ливень. Сливы забились сразу, и люди шли по дороге по колено в воде. Это было очень весело!

Я забыл рассказать про слонопотамов, которые живут у нас на потолке. Они шумные и веселые! Они умеют громко топать, трясти люстру, звенеть посудой в шкафу. Мама называет их соседями, но я-то знаю, что это слонопотамы! И я знаю, что ремонт дома затеяли именно они. Кто ж еще умеет так интересно шалить?

И продолжение…

Первый канал закончил ремонт одной группы в нашем новом садике. И в понедельник я с ребятами поеду смотреть на новую игровую комнату. Очень интересно, что же у них получилось?! Может, Первому каналу помогали слонопотамы? Это было бы здорово! С ними не соскучишься! Мама уже готовит мне праздничную одежду. Но стричься я отказываюсь решительно!

Нам сделали огромный подарок: целую новую группу! И я решил подарить ведущей передачи «Идеальный ремонт» Наташе Барбье хорошую книгу «Мудрый ослик». С этой книгой можно играть. Взрослые наугад открывали книжку, и каждому выпадал именно тот рассказ-притча, который был нужен именно этому человеку. Мне достался рассказ про дальновидную улитку. Я такой же, как она, умный и предусмотрительный.

У возникнет закономерный вопрос: как же записать рассказ неговорящего ребенка?
Ответ прост: вступают в работу все накопленные в нашем садике методики, опыт, интуиция специалистов техническое оборудование. Например, с Васей мы изначально использовали систему PECS – альтернативную коммуникацию с помощью сигнальных карточек. Конечно, необходимо знание ситуации специалистом (полезно утром перекинуться с мамой ребенка парой слов на предмет новостей, Васиного настроения, планов и пр.). В случает затруднения, Вася побуквенно набирал слово на клавиатуре. Сейчас этот процесс мы намного облегчили и стали использовать новое техническое оборудование – ай-трекер, с помощью которого можно взглядом управлять компьютерной мышкой и пеобразовать фразу из сигнальных карточек в звучащую речь.
А когда Василий увидел свои сочинения в социальных сетях, восторгу мальчика не было предела! 

Конечно, не все дети «ведутся» на сочинительство. Для них мы придумываем что-то другое, не менее интересное. Методов и приемов много, часто Вы сами придумываете их, если не находите в умных книгах по обучению и воспитанию. Пробуйте! Дорогу осилит идущий…

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com