"Я должна быть сильной, чтобы утешать, ободрять своим примером"
×

"Я должна быть сильной, чтобы утешать, ободрять своим примером"

23.11.2018
"Я должна быть сильной, чтобы утешать, ободрять своим примером"

Предлагаем вниманию читателей письмо преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, адресованное близкой подруге в преддверии открытия Марфо-Мариинской обители милосердия.

Моя дорогая тетя Саша!1
От всей души благодарю Вас за Ваши добрые письма. Я счастлива, что Вы разделяете мое убеждение в истинности выбранного пути; если бы Вы знали, до какой степени я чувствую себя недостойной этого безмерного счастья, ибо, когда Бог даст здоровье и возможность работать для Него, это и есть счастье.

Вы ведь достаточно меня знаете, чтобы понять, что я не считаю свою работу чем-то совершенно необыкновенным, я ведь знаю, что в жизни каждый — в своем кругу, самом узком, самом низком, самом блистательном... если мы при этом и исполняем свой долг и в душе нашей и молитвах доверяем свое существование Богу, чтобы Он нас укрепил, простил нам наши слабости и наставил бы нас (направил на путь истинный). Моя жизнь сложилась так, что с блеском в большом свете и обязанностями по отношению к нему покончено из-за моего вдовства; если бы я попыталась играть подобную роль в политике, у меня бы ничего не получилось, я бы не смогла принести никому никакой пользы, и мне самой это не принесло бы никакого удовлетворения. Я одинока — люди, страдающие от нищеты и испытывающие все чаще и чаше физические и моральные страдания, должны получать хотя бы немного христианской любви и милосердия — это меня всегда волновало, а теперь стало целью моей жизни. Говорят, что есть люди, которые хотят уйти из мирской жизни, покинуть ее, я же, наоборот, хочу войти в нее.

Одну сторону этой жизни я узнала благодаря моим прежним обязанностям — это то, что называется светом, «обществом»; я делала для них что могла, возможно, я плохо выполняла свои обязанности, я пыталась помочь своему мужу в той жизни, которой он жил, и в тех обязанностях, которые он выполнял, — блеск, праздники... Я искренне верила, что должна ему помогать, я делала это с радостью, с чувством, что мы приносим радость другим, наши вечера всем нравились, я видела на них много счастливых лиц. Вы думаете, что я хочу осудить свет или уже осуждаю его? Ведь я и раньше понимала и видела, что богатые, молодежь, честолюбивые люди, думающие только о развлечениях, не страдают, а если и страдают, то утешить их сложнее всего — поклонение золотому тельцу, собственной персоне — какое же это беспросветное страдание!

Возможно, я ошибаюсь (я знаю, что надо мной будут смеяться из-за того, что я хочу перенести свое существование в нищенскую среду), но я верю, что иногда и в мою сторону кто-нибудь посмотрит и придет мне помочь и оставит на несколько часов пустые развлечения, если хоть раз увидит, какую безграничную радость дают доброе слово, поддержка, пусть даже небольшая, помощь в поиске работы или утешение в страданиях. Вы можете вслед за многими сказать мне: оставайтесь в своем дворце в роли вдовы и делайте добро «сверху». Но, если я требую от других, чтобы они следовали моим убеждениям, я должна делать то же, что они, сама переживать с ними те же трудности, я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером; у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу, но я слаба; истинность нашей любви к Христу, преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь. Увы, я так плохо пишу, мне трудно все это объяснить, но Вы умеете понимать. Вы мне говорите: «Надо, чтобы нами кто-то руководил, нельзя полностью доверяться своему собственному видению духовной жизни».
Это необходимо — невозможно без этой помощи, и Господь в Своей доброте дал нам редкого пастыря2, цвет нашего здешнего духовенства; свет, великие и малые — все считают, что с этим святым отцом наша жизнь будет благословлена Господом.

Я знаю, что я не на высоте, и все же одна монахиня с большой верой и огромной любовью к Господу сказала мне: «Положите свою руку в руку Господа и идите без колебаний». Мой добрый друг, молитесь, чтобы у меня всегда была эта единственная поддержка, чтобы я всегда знала, куда мне идти. Посылаю Вам Временный устав и бумагу с разъяснениями; кроме этого, будет еще внутренний рас-порядок с разными подробностями. Лишь по мере нашей работы сумеем мы понять наши ошибки и так выясним, что для нас самое необходимое. Если какие-либо подробности привлекут Ваше внимание, напишите мне о них, я так буду рада Вам ответить.

Извините за длинное письмо. Что касается Дмитрия3, он будет, конечно, тронут Вашим вниманием, он меня совершенно покинул, но благодаря Господу этот столь дорогой для меня мальчик наделен таким горячим сердцем, что никогда не забывает меня. Он придет сюда на масленицу; я пока еще живу в Николаевском дворце, который государь оставил мне; я устроила там комнату для посетителей, немного наладила хозяйство. Другие комнаты — для работы, для бедных, для собраний, которые я должна проводить с членами моих комитетов; кроме того, я буду делать здесь свои доклады, принимать деловых посетителей; у меня столь¬ко других обязанностей! Могут приехать погостить мои друзья или родственники, и для них надо выделить комнаты.

Вы видите, что я не покидаю тех, кому я нужна, кого знала до того, как начала это новое дело; есть обязанности, отношения, которые не должны от это¬го пострадать; что же касается честолюбивых помыслов, ощущения пустоты... они навсегда ушли из моей жизни, вот и все.

Благослови Вас Господь, искренне обнимаю вас.
Ваш старый друг Елизавета.
Москва, 20 января 1909 года.

____________________________________________________
1 Александра Н. Нарышкина (тетя Саша — обращение, принятое к ней в Царской семье), урожденная Чичерина, вдова обер-гофмаршала Эммануила Дмитриевича Нарышкина, статс-дама, почетная попечительница школы Императорского женского патриотического общества; во время Русско-японской войны организовала на свои средства лазареты для раненых солдат; известная благотворительница и покровитель народных художественных промыслов.

2 Протоиерей Митрофан Сребрянский (1870-1948), духовник Марфо-Мариинской обители в 1909-1926 годах, автор воспоминаний об обители.

3 Дмитрий Павлович (1891 — 1942). Великий князь, сын Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны. Воспитывался Великой княгиней Елизаветой Феодоровной после смерти матери.


Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru