Клирик Марфо-Мариинской обители иерей Дионисий Денисов рассказывает, почему важно научиться разделять духовное и душевное, и как это поможет обретению спасения.
Часто Великим постом мы слышим, что нужно отказаться от развлечений и удовольствий «для души» (походов в театр, на концерты и пр.) и больше времени уделять духовному. Что такое духовное и душевное? Как научиться разделять?
– Как учат отцы Церкви, и, например, святой Феофан Затворник, человек состоит из телесного, душевого и духовного. Тело и душа нас роднят с этим земным миром. У всех живых существ есть тело и душа, которые оживляют мертвое тело. А у человека есть ещё и дух, то есть то, что его делает вечным, выделяет из земного мира. Дух — это та наша часть, которая стремится к Богу.
Удовлетворение потребностей духа должны преобладать над удовлетворением потребностей души и тела, именно дух должен управлять жизнью христианина. Постом христианин призван наиболее пристально следить за собой, чтобы увидеть, что он постоянно суетится, что в его душе нет порядка, нет мира.
Человек всегда чего-то хочет и остаётся неудовлетворенным по главной причине: не удовлетворяются потребности его духа.
Ведь по сути каждый человек стремится к покою, миру и радости. А обрести их можно только в Боге.
Какие потребности у души человека, а какие — у его духа?
– У духа потребность одна — общение с Богом, стремление к своему Создателю. Святитель Феофан Затворник так определяет свойства и потребности духа: это страх Божий, голос совести и жажда Бога.
В чем это выражается? В молитве, в делах, уподобляющих человека Богу. Другими словами, это дела святости, дела милосердия.
А необходимость созерцать или создавать прекрасное — это уже потребности души. Музыка, литература, кинематограф и все другие виды искусства могут быть прекрасными и возвышенными, но все равно, как правило, выражают тягу к земному, к тварному миру.
Если говорить о потребностях души, то их нередко можно спутать с греховными наклонностями. Как понять, что вредит человеку, а что, наоборот, может помочь ему приблизиться к Богу?
— На самом деле, все индивидуально. Попробую объяснить на примере телесного поста.
Как нам нужно поститься? Самое основное — воздерживаться от мясной пищи. Все призваны соблюдать церковный устав, но в некоторых обстоятельствах могут быть послабления. Например, беременным женщинам часто разрешается есть творог, а в некоторых семинариях учащимся разрешают вкушать рыбу. Дети, например, в пост отказываются от сладостей. Воцерковляющиеся часто постепенно учатся воздержанию, сначала отказываясь от мяса, потом — от другой скоромной пищи.
То есть, само по себе употребление мясной пищи – не грех. Но существует идеальная мера поста, которая прописана по Уставу, а у каждого человека есть и своя собственная мера.
Исходя из этого, можно вывести критерий, по которому понятно, что является грехом, а что — нет. Если человек осознаёт, что может соблюдать меру, которую определил Устав, но не соблюдает ее — это является грехом.
В отношении душевного — та же история. Если человек только пришёл в храм, то, возможно, для него стремление к прекрасному, посещение театра, чтение классической литературы не будут грехом.
Почему душевное может становиться грехом? Удовлетворение душевных потребностей всегда отвлекает от главного — от стремления к Богу.
Как постом человек должен выстроить свою жизнь так, чтобы удовлетворять именно духовные потребности?
— Во время любого поста христианин старается взобраться на следующую ступеньку. Если человек концентрировался на своих телесных потребностях, все время, например, думал о еде, то он призван ограничить себя в пище. Если, например, человек любит смотреть кино, много читает, то постом он должен отложить всё это и больше времени уделять чтению Святых отцов, молитве.
Однако, к сожалению, чаще всего человек удовлетворяет главным образом потребности тела. А о потребностях духа он практически ничего не знает. Перекрестился, молитву прочитал — и все.
Во время поста христианин призван вспомнить, что он посвящён Богу. И Святая Церковь помогает человеку выстроить правильную иерархию, ограничив телесные и душевные потребности. Удовлетворение душевных потребностей может и не быть грехом, но всегда нужно помнить, что есть более «высокие» дела, которым можно уделить время.
Если удовлетворение душевных потребностей само по себе не грех, то как определить, что «душевности» в жизни человека стало слишком много? Что она полностью затмевают потребности духа?
— Давайте обратимся к опыту святых отцов. Церковь говорит нам, что даже когда христианин посещает богослужения и чувствует умиление от красивого церковного пения — это душевность, а не духовность.
Духовность — это некое безмолвие, самоотречение. Это не удовольствие, а некая тихая светлая покаянная радость.
И людям, которые любят душевные утешения, стоит быть очень аккуратными. Например, христианин может приступать к молитве, в том числе, и чтобы испытывать некие ощущения: восторг, умиление, слезы… Есть люди, у которых этого нет, и они сокрушаются.
А есть те, у которых есть такая чувственность, и они считают эти ощущения правильным. А это не так. Эмоции, чувства — это не духовность. Здесь действительно можно легко запутаться, не почувствовать подмену и принять слёзы и умиление за духовность. Потому, когда, например, человеку хочется шашлыка на ужин, то ему самому понятно, что с духом эти потребности никак не пересекаются.
Душевность — это дьявольское искушение нашего времени. Слушать Вивальди или Высоцкого, проводить время за доброй беседой, читать Достоевского — это хорошо, но это все земное, это не выводит человека за пределы земного бытия.
Как найти баланс между душевной и духовной жизнью?
— В этом нам и помогают многодневные посты, когда христианин старается максимально убрать все телесное и душевное, чтобы почувствовать «вкус» духовного.
Давайте обратимся к опыту святителя Феофана Затворника. Он напоминает нам, что, когда удовлетворяются телесные и душевные потребности и не удовлетворяются духовные, человек не находит себе покоя. В то же время, когда удовлетворяются духовные потребности, а остальные — лишь в неполной мере, то человеку вполне хорошо.
Святитель сравнивает душу человека с многодетной мамой, у которой шесть детей, кормит она лишь одного, а остальные требуют пищи и стучат ложкой по столу. Так он показывает, что у нашей души столько потребностей, что удовлетворить их все мы не можем. Одну потребность удовлетворил — появляются другие.
А если мы больше внимания уделяем духу, то душа и тело тоже успокаиваются. К сожалению, не у многих есть такой опыт. Поэтому пост, особенно Великий, помогает к этому опыту приобщиться через подвиги воздержания, молитвы, внимания к своей внутренней жизни.
Чтобы лучше разобраться, как правильно выстроить внутреннюю иерархию между духовным, душевным и телесным, прочитайте письма святителя Феофана Затворника, объединенные в книгу «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». Святитель подробно и очень четко рассказывает, что делать, чтобы удовлетворение духовных потребностей в должной мере присутствовало в жизни христианина.
Подготовила Татьяна Энтина
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку