В Обители прошла лекция "Образ Рождества Христова в живописи"

18.01.2019
В Обители прошла лекция "Образ Рождества Христова в живописи"

17 января 2019 года в Голубой гостиной Марфо-Мариинской обители прошла лекция доктора исторических наук Любови Емохоновой "Образ Рождества Христова в живописи".

Любовь Георгиевна, автор учебников по мировой художественной культуре и культуре мировых религий и старший научный сотрудник РАН, рассказала об интерпретации евангельского повествования о рождестве Спасителя как на иконах, так и в произведениях европейских художников и мастеров.

Вводная часть лекции была посвящена небольшому экскурсу в историю зарождения живописи. Затем лектор рассказала, каким образом "считывать" те послания, которые переданы в иконах, мозаике, фресках и витражах с помощью различных жестов, цвета, схематичности изображения зданий, построек и т.п.

Если сегодня всю необходимую информацию о Библии, о евангельских истинах, жизни Иисуса Христа и святых можно найти практически повсюду, то вплоть до середины XV века в основном о Священном Писании можно было узнать лишь из проповедей священников. Но такой метод передачи информации, конечно же, был ограничен во времени. И поэтому важнейшем инструментом просвещения паствы была живопись - фрески, мозаика, витражи, иконы и, в дальнейшем, картины. Изображение передавало не только какой-то конкретный момент жития того или иного святого, но и являлось непосредственным инструментом общения с Богом, раскрывало глубинное значение каждого евангельского события, а также указывало связь происходящего в Ветхом и Новом Заветах. Находясь в храме даже помимо службы, каждый мог продолжить чтение Писания или молитвы, изучить Новый Завет, "читая" изображения на стенах, рассматривая картины или иконы, воспринимая - хотя бы поверхностно - их духовную интерпретацию. Так, многие художники и живописцы, чьи имена не сохранились в истории, стремились символично передать каждую фразу из Писания, не забыв ничего, чтобы никакая деталь не ускользнула даже перед самым невнимательным "читателем".

Предлагаем вниманию читателей тезисный анализ фрески "Благовещение" базилики Санта Мария Маджоре (Рим), основанный на указаниях, озвученных Любовью Георгиевной во время лекции. 

blagoveshchenie.-mozaika-khrama-santa-mariya-maddzhore.-1295-g..jpg

Первое, что бросается в глаза - движение на фреске (1). С одной стороны, архангел Гавриил двумя ногами стоит на земле, но его одежды развиваются, а крылья распахнут. Движение в статике - "находка" Древней Греции, которая в дальнейшем была адаптирована выдающимися римскими ремесленниками и живописцами. С одной стороны, она указывает на некое развитие событий во времени, с другой - придает эмоциональности происходящему. 

Мы видим, что Пресвятая Дева взволнована именно благодаря, казалось бы, чуть неестественному повороту головы (2). Возможно, она была занята чем-то иным (основываясь на апокрифических записях, многие святые отцы считают, что Дева Мария занималась рукоделием, когда к ней явился архангел), и появление небесного посланника ее смутило. Именно так описывает этот момент апостол Лука: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, чт бы это было за приветствие (Лк 1:28-29)". Автор фрески, в свою очередь, пожелал в точности отразить этот отрывок Евангелия.

Внезапно появившись пред Пречистой Девой, архангел Гавриил начинает с Ней разговор, о чем свидетельствует его поднятая правая рука - древний символ общения между действующими лицами на изображении (3). Богородица, выслушивав посланника, с покорностью принимает его благовествование, о чем свидетельствует поднятые к нему руки - древний символ принятия благодати (4).

В этот момент совершается сказанное архангелом: "Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35)". Мы видим, к на Пресвятую Матерь Божию сходить Святый Дух в образе голубя (5).

Согласно догмату, принятому Вторым Вселенским собором, Святый Дух исходит от Бога Отца, что и подчеркивает автор фрески. Две полоски, в конце которых появляется голубь, будто бы исходят из уст Вседержителя.

Давайте подробнее рассмотрим Его изображение.
Бог Отец изображен в неком полукруге, красном и синем полумесяце. Издревле круг символизирует вечности, но для технического удобства на многих фресках и мозаике его заменили на полумесяц (6).

Цвета также выбран неслучайно. Обратимся к православной иконографии и вспомним, что в Господь Вседержитель всегда изображен в окружении Небесных Сил Бесплотных: херувимов в одеждах синего цвета (символ просвещения и знаний) и огненный - красных - серафимов.

Так, используя лишь два разных цвета автор фрески показывает утвержденные догматы о Горнем мире (7).
В завершении обратим внимание на одежды Богоматери и архангела Гавриила. Пресвятая Дева одета в красное платье, сверху - туника и синий мафорий.

Белый цвета чистоты и непорочности (1), а синий - мудрости и просвещения (8). Ангел обращаясь к Пречистой, подчеркивает Ее чистоту своими белыми одеждами. Изобразив Деву Марию в синих одеяниях, автор, возможно, обращался к апокрифу, где Пресвятая Дева изучала пророчества о явлении иудейскому народу Миссии, откуда и преимущество синего цвета на Ее одеждах.

А на плечах и голове у Нее изображены 3 звезды, которые символизируют ее чистоту с момента Благовещения до Ее успения (к сожалению, на изображении звезды очень плохо видны).

Пресс-служба Марфо-Мариинской обители

Фотографии
  • В Обители прошла лекция "Образ Рождества Христова в живописи"
  • В Обители прошла лекция "Образ Рождества Христова в живописи"
  • В Обители прошла лекция "Образ Рождества Христова в живописи"
  • В Обители прошла лекция "Образ Рождества Христова в живописи"

Возврат к списку

© 2014-2019. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom@.mmom.ru