На вопросы читателей сайта и подписчиков соцсетей Обители отвечает клирик Марфо-Мариинской обители милосердия иерей Дионисий Денисов.
Много лет ухаживаю за мамой, больной деменцией. Нахожусь при ней практически 24 часа в сутки. Маме скоро будет 91 год. Я жду, когда всё закончится, хотя понимаю, что, возможно, это лучший период моей жизни.
Ведь неизвестно, что будет дальше. Когда могу - хожу в храм. Исповедуюсь и причащаюсь. Но мирный настрой сохраняется максимум день. У меня нет и намека на смирение, терпения не хватает: раздражаюсь, говорю грубости и жду конца. Всё понимаю.
Сделать ничего не могу. Благодарю Господа, я смогла увидела себя со стороны. Понимаю, что у всех скорби. Но как смириться?
– Очень сожалею, что состояние Вашей мамы тяжелое, и сочувствую вам. Вы правы, что это время может оказаться счастливейшим в вашей жизни, это действительно так. При условии, что Вы добровольно примете волю Божию о себе, выраженную в несении данного креста.
Редко у кого получается долго сохранять благодать, полученную в таинствах. Но мы должны помнить, что даже «волос с нашей головы не упадет без воли Отца Небесного». Любая ситуация может быть спасительной для нас, если мы по-христиански будем ее проживать. От нас требуется, прибегая к помощи Божией, укрепляться в уповании на Его милость.
Все ли святые одинаково могут помочь в одной и той же проблеме? Может ли такое быть, что определенный святой как бы «не может» помочь в особо сложных случаях, и тогда лучше обратиться к более «сильным» святым, которые прославились великими чудотворениями?
– Мы верим, что каждая наша молитва имеет конечным адресатом самого Бога. Даже в словах молитв мы произносим: «Моли Бога о нас!». Однако Ваша мысль о том, что все святые разные, конечно же, имеет под собой основание. У Бога нет мертвых, но все живы, поэтому святые, перейдя в жизнь вечную, сохраняют свои отличительные личные качества. При искренней вере в Бога у нас с Ним и Его святыми складываются личные отношения. Конечно, если я – личность, и каждый из святых – личность, то у нас отношения с каждым из них тоже уникальные. По этой причине внутреннее отношение к святым может отличаться. Могут быть особенно близкие и понятные нам святые. Разделять же святых по сфере желаемой помощи очень нежелательно, это похоже на языческий взгляд на духовную жизнь.
В Евангелии написано, что Господь заповедовал молиться об обижающих. Перед смертью на Кресте Господь сам молился и просил не вменить греха тем, кто его распял. Церковь, насколько я понимаю, дает рекомендации молиться об обидчиках, чтобы Господь их спас, помиловал, не наказывал. Однако в Моисеевом законе говорится о предании смерти ложных пророков. Апостол Павел в одном из Посланий также писал о том, что не нужно за себя мстить, но лучше давать место гневу Божию.
Правильно ли я понимаю, что когда обидчики преследуют невиновного человека, не раскаиваются, желают смерти и мучений жертве, то христианин, будучи жертвой, может молиться Богу о защите от своих преследователей и просить Бога об их наказании?
– Если речь идет о Вас лично, то есть, о Ваших обидчиках, то все верно. Мы должны постараться предать себя в волю Божию и, не впадая в гнев и осуждение, молиться о своем укреплении и вразумлении гонителей. Если же речь о наших близких, то, опять же при внутренней борьбе с гневом, мы обязаны всеми доступными и нравственно оправданными мерами их защищать.
Фото: cottonbro studio для pexels.com
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку.