Нашей любви к другим людям многое что может мешать. И часто на пути к милосердному, сочувственному отношению встает зависть. Что это за чувство, в чем его корни, и как его победить – об этом мы поговорили с клириком Марфо-Мариинской обители иереем Дионисием Денисовым.
Почему человек испытывает зависть? Может быть, этот грех имеет корни в каком-то другом, более глубоком грехе?
— Зависть — это страсть, которую человек не контролирует. Как учат святые отцы, корень зависти — это гордость, самооправдание, самомнение.
Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что опасность зависти состоит в том, что ее ничем нельзя утолить. Если сребролюбивому человеку дать деньги, конечно, ему захочется больше, но на какой-то отрезок времени удастся утолить его страсть. Похвалили человека горделивого, тщеславного – и он тоже на какое-то время успокоится. Другими словами, любая страсть может быть временно удовлетворена, а зависть — никогда. Ее нельзя ничем облегчить, она мучает человека.
С завистью человек борется всю жизнь. Что можно противопоставить самомнению и гордости, от которых исходит зависть? Смирение, доверие Богу, принятие Его замысла. Христианин призван дорожить теми дарами, которые ему дал Господь, стремиться умножать их, а не заглядываться на чужие.
Завидовать же можно не только материальным благам, но и благосклонности духовника, откровениям Божиим, преуспеванию в молитве. Часто христиане забывают о том, что раздает все таланты, все блага только Господь Вседержитель. И чем больше мы напитываемся завистью, тем больше начинаем об этом забывать, отдаляться от Господа, и, в результате, можем впасть в безбожие.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — напоминает нам апостол Иаков (Иак. 4:6). Человек, пребывающий в зависти, находится в отдалении от Бога, у него разум помрачается.
К сожалению, каждый человек в той или иной степени страдает от зависти, всем она присущая.
Как можно боротьсяс завистью?
— В первую очередь — молиться Богу. Как и любую другую страсть, зависть нужно «бить о камень», стремиться противостоять ей с первых же мгновений. Как только возникают даже мысли о несправедливости, обида, когда человек начинает ощущать состояние подавленности, нужно молиться Богу: «Господи, прости меня, отведи от меня это дьявольское наваждение».
Нужно как можно чаще прибегать к исповеди, стараться искренне и регулярно каяться в таких мыслях.
Важно также ни при каких условиях не позволять себе плохо говорить о человеке, которому завидуешь, не злословить его, не уничижать. В противном случае злые мысли по отношению к нему становятся неким внутренним самооправданием. Ведь якобы если этот человек плохой, то позволительно считать его недостойным той милости, которую ему даровал Господь.
Очень важно также хранить благое молчание во время духовной брани с завистью. Нужно не только просить у Господа помощи, но и молиться за того человека, кому завидуем. Если получается, даже просить у Господа, чтобы Он послал ему еще большие блага в назидание мне.
Как научиться распознавать зависть в первые же мгновения, чтобы научиться ее пресекать?
— Зависть — это некое зложелательство, противоестественная греховная реакция на жизнь другого человека. Например, у соседа что-то хорошее случилось, его повысили, а мне кошки душу скребут. Наоборот, его неудачи и несчастья вызывают у меня воодушевление.
«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» – призывает нас Господь через апостола Павла (Рим 12:15).
Долг христианина – радоваться успеху другого человека. Все мы братья и сестры во Христе. Когда у другого человека что-то ладится, христианин призван видеть в чужом благополучии милость Божию, Его справедливость.
«Так от гордости начинается зависть, от зависти — ненависть, от ненависти — злоба; злоба к неблагополучнейшему приводит концу», — говорит нам святитель Тихон Задонский.
Кажется, сейчас зависть возведена в некую искаженную форму добродетели. Бытует мнение, что человек как раз из-за чувства зависти может достичь гораздо большего успеха, ведь зависть будет его мотивировать.
— Зависть всегда лицемерна. Бывает, успех другого не приводит к смирению, оскорбляет, но и не мотивирует стать лучше. Завистливый человек, укрепившись в своем духовном падении, перестает развивать те таланты, которые Господь даровал именно ему.
Но бывает и наоборот. Человек прилагает усилия, чтобы своим успехом унизить мнимого врага, чтобы «выпендриться» перед ним, показать свое превосходство. Кстати, именно так можно и «проверить» себя, просто задав себе вопрос: «Чему я больше буду рад? Тому, что у меня будет, например, новая машина, или тому, что у моего соседа сломается его внедорожник?
Хочу поделиться небольшой историей, которую рассказывал преподобный Амвросий Оптинский, иллюстрируя всю бездну зависти, всю злобу, которую испытывает завистливый человек.
Некий царь решил выяснить, какой грех более тяжелый: сребролюбие или зависть. Приглашает ко двору он двух друзей, сребролюбца и завистника, и говорит им: «Просите у меня, что хотите, всё исполню. Только имейте в виду, что второму я дам в два раза больше». Долго друзья спорили, кто будет первым. И по жребию выпало завистнику просить первому. Он долго думал и говорит: «Выколи, царь, мне правый глаз». Удивился царь: «зачем тебе?». «А моему другу, - отвечает завистник, — выколют два». Зачем тебе? А ведь ему выколют два.
Зависть связана не с желанием чем-либо обладать, с желанием зла другому человеку. От его боли, его страданий завистник испытывает радость, облегчение. То, что должно расстраивать, приносит удовольствие.
Маленьким детям не присуща зависть. Как вы считаете, можно ли сказать, что зависть формируется обществом? То есть в обществе ценится наличие материальных благ, часто родители могут неподобающим образом высказываться о человеке, который чем-то обладаем, чем не обладают они. И ребенок начинает копировать это поведение. Или же зависть – это часть природы человека?
— Мне кажется, что в данном случае речь идет скорее о соперничестве. Часто детей напитывают им уже со школы. Чтобы получить лучше оценки, им приходится бороться за место под солнцем. А как раз соперничество и может перерасти в зависть.
Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что «зависть вначале обнаруживается неуместной ревностью и соперничеством, а затем рвением с досадой и порицанием того, кому завидуем».
Пока дети маленькие, им нечего делить. Они еще не осознают себя, у них нет понимания «хуже\лучше», «твое\мое». Когда родители начинают с ними гулять, ходить на площадку, то ребенок уже потихоньку начинает сравнивают себя с другими, наблюдать за поведением, присматриваться, кого и почему наказывают. А потом, уже в школе, ребенок у сравнивает себя со сверстниками в разрезе, кто любимчик, а кому постоянно ставят тройки.
К сожалению, от этого никуда не уйдешь. Все сталкивают с такой духовной опасностью.
Правильно ли я поняла, зависть всегда основана на чувстве внутренней злобы по отношению к другому человеку?
— Да, зависть — это очевидное зло. Желание обладать некими материальными благами — это лишь верхушка айсберга, нечто очевидное. Чаще всего человек не только хочет чем-то обладать, а внутренне стремиться кого-то уязвить, унизить того, кому завидует. Господь по Своему промыслу, скрытому от нас, превознёс человека, а нам хочется его опустить, унизить, разрушить.
По сути дела, зависть нарушает два главные заповеди о любви к Богу и о любви к людям. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», — говорит Господь (Мф 22:37-40).
Человек нарушает заповедь о любви к Богу, потому что не доверяет Ему, думает, что Он ошибся, награждая благами или талантами другого человека. Завистливый человек считает, что Господь несправедливо кому-то посылает счастье. А на самом деле это ведь не должно нас беспокоить, только Бог может судить, наказывать, миловать или награждать.
Сейчас много способов злословия и зависти. Как раз христианин тем и отличается, что стремится изжить в себе зло, ни при каких обстоятельствах не руководствоваться злыми побуждениями при принятии решений.
Беседовала Татьяна Энтина
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку