Накануне дня памяти святой преподобномученицы Елисаветы вспомним, как 130 лет назад произошел переход Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Православие. Присоединение к Православной Церкви стало важнейшей, ключевой вехой в жизни Великой княгини, которая открыла ее путь к святости.
В 1891 г. Великая княгиня Елизавета Феодоровна в возрасте 27 лет, после 7 лет супружества, приняла окончательное решение перейти в Православие. Для нее было важно принять ту веру, которая, как она отмечала в письме к цесаревичу Николаю,«является истинно верной, единственной, которая осталась неиспорченной в течение столетий и продолжает быть такой же чистой, как вначале».
Символично, что, когда в сердце Великой княгини созрело решение присоединиться к Православию, об этом стало известно императору Александру III, и он в 1891 г. передал под ее покровительство старейшее благотворительное учреждение Санкт-Петербурга — Петровское общество вспоможения бедным.
Оно стало первым заведением, опекаемым Великой княгиней, ее начальным опытом благотворительной деятельности в России. Так обретение истинной веры совпало с обретением ею своего жизненного призвания — служения страждущим людям и Богу.
По обычаю, инославным женам Великих князей, которые не наследуют престол, не нужно было менять веру. Поэтому ее переход из лютеранства был оттого еще более значительным:этот шаг она совершила по убеждению, а не по обязанности.
Она писала своему отцу: «…дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз более полутора лет назад. Я все время думала, и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином.
Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж».
Но такой нестандартный поступок Великой княгини Елизаветы Федоровны внес смятение в ряды родственников в разных уголках Европы. В особенности она не нашла поддержки именно у своего отца, Великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV.
Он не прислал ей ожидаемого благословения, написав в ответ:
«Дорогая Элла!
Твое сообщение принесло мне большую боль, так как я не понимаю необходимости этого шага... Я должен винить себя, что не предвидел этого раньше... Ты знаешь, что я против строгости и фанатизма и сознаю, что каждый может быть религиозным в своей вере. Но я так страдал несколько ночей, когда ты сообщила и о возможном обращении Аликс. Ты даже не можешь себе представить, как я себя чувствовал. То, что Сергей не был замешан в этом деле, меня успокаивает. Я знаю, что уговаривание и споры не изменят твоего мнения... Обдумай это серьезно! Твой шаг не изменит моей любви к моему ребенку...
Мой Бог! Что здесь можно сказать! Это мучает меня так сильно, что я должен кончить это письмо. Пусть Бог тебя защитит и простит тебя, если ты поступаешь неправильно...
Твой старый верный Папа»
Для супруга Великого князя Сергея Александровича решение жены было желанным и радостным, он был так растроган, что на глазах у него появились слезы. Несомненно, огромное влияние на переход в Православие Великой княгини оказал он, который был для нее подлинным примером крепкой веры в Бога и верности Русской Церкви.
Решение о смене вероисповедания супруг воспринял с благодарностью: «Слава Богу, что это так, и я бесконечно счастлив, и не знаю, чем, право, я заслужил такую благодать. Я совсем не достоин».
Присоединение к Православию через чин Миропомазания состоялось в домашней церкви Сергиевского дворца во имя Рождества Христова.
Великая княгиня писала накануне цесаревичу Николаю Александровичу: «Суббота перед Вербным Воскресением будет для меня Великим днем. Все пройдет тихо, в нашей маленькой церкви, а после Пасхи мы уедем в Москву».
Имя она сохранила, данное ей при крещении в лютеранстве — Елизавета, но только избрала себе новую небесную покровительницу — св. прав. Елизавету, мать св. Иоанна Предтечи. Восприемницей Великой княгини стала императрица Мария Феодоровна.
Тихий голос Елизаветы, произносившей Символ Веры, звучал уверенно и спокойно. В белом платье, без обуви, с распущенными волосами, перед иконами и горящими свечами она выглядела подобно ангелу, приковывая к себе взгляды и заставляя прислушиваться к каждому слову.
При таинстве присутствовали только самые близкие люди. Александр III писал об этом событии: «Вся церемония на всех присутствующих произвела глубокое впечатление; >я должен сознаться, что был глубоко проникнут серьезностью и знаменательностью этого события, и чувствовалась близость и участие чего-то таинственного и присутствие самого Господа!».
После миропомазания император Александр III благословил свою невестку иконой Спаса Нерукотворного. Это был список с чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в терновом венце из часовни Спасителя в домике Петра I (XVII в.). Икона была проложена малиновым бархатом, на золотой дощечке выгравирована надпись: «Вербная Суббота. 13 Апреля 1891 года». Этот образ Великая княгиня свято чтила, именно эта икона была при ней в момент ее мученической гибели 18 июля 1918 г.
Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.