История одного экспоната: рояль Великой княгини Елизаветы Феодоровны
×

История одного экспоната: рояль Великой княгини Елизаветы Феодоровны

03.09.2021
История одного экспоната: рояль Великой княгини Елизаветы Феодоровны

Салонный рояль известной фирмы J.Becker (Беккер) Великая княгиня Елизавета Феодоровна заказывала специально для Марфо-Мариинской обители, предположительно в 1910-1916 гг. С тех пор рояль, скорее всего, ни разу не покидал ее стен. Об истории чудом сохранившегося инструмента, его реставрации и особенностях звучания – в нашем материале.

Музыкальная жизнь Обители в начале прошлого века

У рояля есть несколько уникальных особенностей, которые были характерны для инструментов начала прошлого века. Его клавиши сделаны из слоновой кости и черного дерева, что сейчас особая редкость. Весь инструмент покрыт черным лаком.У него есть собственный идентификационный номер и фирменные клеймы.

Упоминание об этом инструменте сохранилось в воспоминаниях 1916 г. А.К Милеевой, одной из сестер Обители:

«Великая княгиня торила дорогу молодым талантам, находя им помощников и покровителей. В гостиной общежития сестер устраивались благотворительные концерты, звучал прекрасный рояль. Меценаты слушали молодых певцов, поэтов, никто не был обойден вниманием. Студенты консерватории были постоянными гостями в обители, где пели в церкви и на концертах».

082e2f974d963ec270d6d49000e8e515.jpg

Во всех учебных учреждениях Обители – в приюте для девочек, воскресной школе для бедных женщин – преподавалось церковное пение. Сестры, обладающие музыкальными способностями, учились на певческих курсах для того, чтобы потом преподавать церковное пение в школах Обители и обучать общему пению всех желающих.

Известно, что Великая княгиня Елизавета Феодоровна была музыкально одарена, тонко чувствовала классическую музыку и сама тоже музицировала на рояле.Она была знакома с выдающимися русскими композиторами – П. И. Чайковским и С. В. Рахманиновым. А в числе ее любимых музыкальных произведений значились «Лунная соната» Бетховена, «6 пьес для фортепиано» Брамса, ноктюрн Шопена.

После закрытия Обители в 1926 г., в доме, где жила Великая княгиня Елизавета Феодоровна, расположилась поликлиника.

Рояль тогда спустили в подвал, где он и провел немало времени.

При масштабной реставрации Обители в 2009 г. рояль вернули в дом, где жила первая настоятельница. Много лет гости Дома-музея имели возможность видеть инструмент в одном из его залов.


Новая жизнь спустя 100 лет

В 2020 г. была начата реставрация инструмента и выполнена его музыкальная настройка.
Все работы проводит мастер Александр Меньков, имеющий большой опыт работы с историческими инструментами в Российском национальном музее музыки и других культурных учреждениях Москвы.

За прошедший год были восполнены повреждения на дереве, проведены работы по укреплению стенки инструмента. Все недостающие детали мастер заменил на исторические, некоторые из них пришлось специально покупать на аукционе.

Как выяснилось, рояль имеет замечательные игровые характеристики.

 IMG_3538.jpg

Рассказывает Александр Меньков: «На этом позднем Беккере стоит эраровский репетиционный механизм, который не изменился до наших дней: точно такие же устанавливают на современных инструментах. В начале прошлого века он редко использовался из-за его сложности. Поэтому рояль очень хорош для любого современного пианиста:на нем можно исполнять любую музыку. То есть, на роялем можно играть на концертах, и он будет звучать великолепно».

В ходе реставрации выяснилось, что хорошее состояние инструменту может обеспечить только регулярная игра на нем.

И теперь давний хороший друг Обители, концертмейстер Большого театра и Центра оперного пения им. Галины Вишневской, Алла Борисовна Басаргина регулярно приходит в музей, садится за рояль- и по залам дома Великой княгини льется музыка.

«Я это делаю для Великой княгини Елизаветы Федоровны, – рассказывает Алла Борисовна.–Меня многое связывает с Обителью, душой я давно привязалась к этому месту. Мы с коллегами часть здесь бываем, играем на благотворительных мероприятиях. До реставрации мне разрешали пару раз прикоснуться к этому чудом сохранившемуся роялю, поиграть на нем. Я старалась делать это очень трепетно. А после ремонта оказалось, что на нем не только можно, но и нужно играть. 

Я рада, что мне выпала такая ответственная миссия – музицировать на немхотя бы час в неделю. И это – подарок судьбы. Я играю музыку, которую было бы приятно услышать Елизавете Федоровне – Скрябина, Моцарта, Шопена, Бетховена (мы знаем, что она любила Лунную сонату) и Чайковского с Рахманиновым.

IMG_3375.JPG

Рояль замечательный, его прекрасно отремонтировали, но все равно я стараюсь играть с осторожностью. К тому же атмосфера музея располагает скорее к лирике».

А история рояля продолжается: впереди очередные реставрационные работы и, если все сложится,– новая жизнь инструмента, который продолжит радовать своим звучанием всех, кто любит и почитает Великую княгиню Елизавету Феодоровну.

Услышать, как рояль звучит сегодня, вы можете по ссылке.


Историческая справка. Фортепианная фабрика J.Becker (Беккер)

В 1841 году в Санкт-Петербурге открылась фабрика, которой было суждено стать самой знаменитой в России фирмой по производству клавишных музыкальных инструментов. Основал ее петербургский фортепианный мастер Якоб (Яков Давыдович) Беккер, выходец из немецкого княжества. Фабрика прошла славный путь, став широко известной своими инструментами на всей территории российской империи и за ее пределами. Отличительной особенностью инструментов фирмы «Я.Беккер» было высочайшее качество звука, тщательность сборки всех внутренних частей и деталей, безукоризненность внешней отделки, а также исключительная прочность и долговечность.

фабрика.jpg

Завод Беккер отличался от других фортепианных компаний, так как все этапы строительства будущих инструментов были разделены. На заводе было несколько паровых двигателей для деревообрабатывающих, железа и латуни, отдел сборки механических, частично импортируемых деталей и других характеристик современного разделения труда.

54336661_historySch5.jpg

Рояли фирмы пользовались заслуженным признанием у таких великолепных пианистов, как Ференц Лист, Камиль Сен-Санс, Петр Ильич Чайковский, Антон и Николай Рубинштейны и многих других.

Отзывы музыкантов и специалистов были прекрасными: «В продолжение тридцати лет,—писал в 1894 году А. Г. Рубинштейн,— я в России играю исключительно на роялях Беккера. Кроме полноты звука и отчетливости механизма эти инструменты обладают редкою способностью модуляции звука, которой я не находил ни в каких других роялях».

Пётр Ильич Чайковский писал: «Следует предпочесть беккеровские рояли, так как будучи мягки и приятны по своему тону, они в то же время отличаются замечательной силой звука».
В последние годы ХIХ столетия производство росло наиболее интенсивно. Яркой страницей в истории знаменитой фабрики стала Всемирная парижская выставка 1878 года, где фабрике была поставлено в заслугу бесчисленное количество технологических усовершенствований, способствовавших развитию мирового фортепианного дела.

В 1918 г. фабрика была национализирована и переименована в «Красный Октябрь», продолжив и в советскую эпоху выпускать фортепиано и рояли.



Текст и фото подготовлены совместно с Домом музеем
Великой княгини Елизаветы Феодоровны






Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru