Главные идеи Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Уставе Марфо-Мариинской обители

22.02.2021
Главные идеи Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Уставе Марфо-Мариинской обители

В преддверии 23 февраля, дня рождения Марфо-Мариинской обители милосердия, рассказываем о ее главном документе – первом Уставе. В нем была отражена главная идея Великой княгини Елизаветы Феодоровны: необходимость соединить внутреннее духовное делание на пути к Богу с деятельным служением ближнему.


История создания устава, основные положения, новизна

После трагической гибели супруга Великого князя Сергея Александровича Великая княгиня Елизавета Феодоровна находит утешение у мощей Святого Алексия Московского.

Существует предание, что именно у его мощей она приняла решение основать новую общину сестер милосердия, а позднее избрала его небесным покровителем Марфо-Мариинской обители, вменив сестрам «в обязанность... посещать Чудов монастырь в праздники святителя Алексия 12февраля и 20 мая, Литургию и всенощную».

САлоп.jpg

Великая княгиня Елизавета Феодоровна хорошо знала нужды Москвы и имела к тому времени колоссальный опыт в организации благотворительных проектов. К реализации новой идеи создания обители любви и милосердия она подходит со всей серьезностью. Задача была непростая: нужно было грамотно изложить новаторский замысел о сочетании духовного и деятельного служения, лаконично отразив его в главном документе Обители - Уставе.

Исторически так сложилось, что Устав должен включать свод правил и положений об общем укладе жизни обители (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию)и литургический раздел.

DSC00805.JPG

От идеи создания Обители до дня ее рожденияпрошло 4 года. На написание Устава ушло почти 3 года.

Великая княгиня приступила к разработке Устава Обители в 1907 г. Предварительно она совершает не одну паломническую поездку, знакомится с укладом жизни различных монастырей, перенимает их опыт.

В разработке Устава ей помогали протоиерей Митрофан Сребрянский (перый духовник обители), Валентина Сергеевна Гордеева (будущая казначея обители) и многие друзья-единомышленники.

По ходу работы над Уставом Великая княгиня Елизавета Феодоровна советовалась с близкими, открыто делилась своими наработками. Так, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой она писала: «… пока все будут заняты пасьянсом, мы сможем прочитать с Вами устав и разные другие бумаги».

sergij-srebrjanskij.jpgСерьезную помощь при написании Устава и создании Обители будущей настоятельнице оказал священник Митрофан Сребрянский (преподобноисповедник Сергий Сребрянский). Великая княгиня была очень рада их совместной работе. В письме к императору она писала: «Для нашего дела — благословение Божие, так как он заложил основание, какое и должно быть». В 1908 году отец Митрофан Сребрянский переезжает в Москву, и они вместе с Великой княгиней заканчивают временный Устав.

Временный Устав Марфо-Мариинской обители после одобрения его Николаем II был передан на утверждение митрополиту Владимиру (Богоявленскому). Резолюция митрополита последовала 20 ноября 1908 года: «Устав сей утверждается с призыванием Божия благословения на благоуспешную деятельность возникающей Обители Милосердия».

Для Великой княгини Елизаветы Феодоровны это было очень важное событие в жизни, и она открытоделилась своей радостью с друзьями, пересылая им Устав обители для ознакомления.

Из письма к З.Н. Юсуповой: «Мой устав окончен и утвержден — две недели покоя в Царском».
Но Великая княгиня понимала, что по мере работы Обители, нужно будет вносить изменения в ее главный документ. Для настоятельницы было важно, чтобы деятельность Обители соответствовала социальным запросам времени и помощь была актуальной.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна тогда писала: «Как всегда, уставы мало о чем говорят, так как дело постепенно развивается и обретает свое истинное направление —а это всего лишь канва. Также прилагаю пояснительную записку нашего священника, но только наш труд, если Бог благословит, раскроет истинную идею — протянуть руку помощи каждому страждущему».

Из письма к Нарышкиной: «Посылаю Вам Временный устав и бумагу с разъяснениями, кроме этого, будет еще внутренний распорядок с разными подробностями. Лишь по мере нашей работы сумеем мы понять наши ошибки и так выясним, что для нас самое необходимое».

Дополнительно к Уставу к открытию Обители были опубликованы и изданы следующие документы: «Объяснительная записка», «Пояснительное слово к открываемой обители» написанное отцом Митрофаном Сребрянским, «Келейное молитвенное правило Марфо-Мариинской Обители Милосердия».

Выход Устава произвел резонанс в обществе, так как он коренным образом отличался как от монастырских уставов, так и от уставов общин сестер милосердия. В его основе была заложена идея социального служения сестер в лоне Православной Церкви.

пояснит. слово. экспонат музея.jpgВ газете «Московские ведомости» опубликовали статью с выдержками из «Пояснительного слово к открываемой Обители» Митрофана Сребрянского, это сочинение назвали одним из программных документов Обители, подробно излагающим замыслы основателей.

Была опубликована и статья В. В. Розанова «Великое начинание в Москве», в которой автор приходил к выводу, что Марфо-Мариинская обитель - учреждение, которое давным-давно ожидает русский народ.

Всего при Великой княгине сменилось 3 Устава. В 1911 году Святейшим Синодом был утвержден Устав, в который по сравнению с временным Уставом 1908 г. были внесены минимальные изменения.

В 1914 году Великая княгиня Елизавета Феодоровна сама обращается с прошением о внесении изменений в Устав. Главной ей идеей стало желание возродить институт диаконис (служение женщин в древней Христианской церкви, которое включало деятельную помощь ближнему) и заменить сестричество в Обители на диаконисский труд. В пояснительном письме она приводит аргументацию: «Я принципиально против монахинь, выходящих для служения ближнему в мир, в чем со мной согласны некоторые иерархи. Мне бы также не хотелось обращать мою обитель в обыкновенную общину сестер милосердия, так как, во-1), там только одно медицинское дело, а другие виды благотворения даже не затронуты и, во-2 ), в них нет церковной организации и духовная жизнь на втором плане, тогда как должно быть совершенно наоборот».

Святейший синод отклонил идею возрождения института диаконис. Но были внесены другие важные изменения в Устав Обители. Добавляется новый пункт о правах Обители, в котором говорилось о праве принимать пожертвования и приобретать недвижимое имущество путем дарственных, духовных завещаний, о  возможности заключать договора, иметь свою печать.

Устав Обители был емким и лаконичным, занимал 5 страниц. Несмотря на ход времени, всегда оставалась неизменной главная идея Обители, выраженная в Уставе: «Марфо-Мариинская Обитель Милосердия имеет целью трудом сестер Обители Милосердия и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».


Устав Марфо-Мариинской обители состоял из четырех разделов: общие положения; средства и капиталы; состав Обители; права Обители милосердия.

В Уставе указывалось, что первой настоятельницей Обители назначена Великая княгиня Елизавета Федоровна. Следующая настоятельница должна была назначаться ею, а все последующие избираться пожизненно общим собранием сестер Обители из своей среды. В Уставе отмечалось, что Настоятельница, есть начальница Обители, и все должны ей подчиняться, а ее задача – руководить и направлять.

В самом большом разделе Устава описывались функции настоятельницы, духовника, сестер, казначеи, благочинной.

устав-2.png

Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Возврат к списку

© 2014-2020. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru