1 ноября в Голубой гостиной Марфо-Мариинской обители милосердия прошла презентация книги «Летопись жизни и деятельности благоверной Великой Княгини Елизаветы Федоровны в хронике событий» Людмилы Куликовой.
В течение 15 лет она занимается исследованием жизни и подвижничества новомучеников и исповедников российских. Её книги заслужили любовь и преданность самых осведомленных читателей.
Жительница Ульяновска, получив экономическое образование, Людмила работала товароведом в торговом управлении и много путешествовала по стране. В 1991 году она серьезно заболела и ушла на пенсию по инвалидности. Через три года ей предложили возобновить трудовую деятельность и работать в архиве. "
Я сначала не знала, что это такое, - рассказывает автор книги, -
просто согласилась, потому что выхода не было".
Однако в жизни нет случайностей, и в скором времени к Людмиле обратились с просьбой найти документы по истории одной из местных церквей. "
Я стала посещать другие архивы, исследованиями заниматься - это все было небольшой репетицией," - улыбается автор.
Толчком к написанию книги стал случайно обнаруженный редкий документ, в котором содержится информация о создании Марфо-Мариинской обители милосердия. В письме 1907 года Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна обращается к митрополиту Владимиру (Богоявленскому) с просьбой об открытии домовой церкви при лазарете. Эта церковь - в честь святых праведных Марфы и Марии - была закрыта во время советской власти, а теперь на раннюю службу по воскресным дням здесь собираются сёстры ставрапигиального монастыря.
Елена Вербинина, внештатный корреспондент Обители, провела интервью с Людмилой Куликовой. Автор книги рассказала об истории создания "Летописи" и о специфике составления хронологического жизнеописания.
Книга, напечатанная тиражом в 3000 экземпляров, состоит из трёх частей.
"
В первой главе, - рассказывает Людмила, -
я собрала все документальные печатные материалы из газет, журналов и архивов о биографии великомученицы Елизаветы Фёдоровны. Во второй - повествую о жизни монастыря после ареста его первой настоятельницы и об её сподвижнице, Валентине Сергеевне Гордеевой. Третья глава посвящена её духовнику, протоирею Митрофану Сребрянскому, который впоследствии принял монашеский постриг с именем Сергий. Он был причислен к лику святых на юбилейном Архиерейском соборе в чине преподобноисповедника".
Вступительное слово к «Летописи», посвященное женскому служению в России, написал известный русский проповедник протоиерей Александр Шаргунов, автор шести сборников «Чудеса Царственных Мучеников» и других книг.
- Людмила, скажите, сколько лет у вас ушло на создание книги?
- Сначала я занималась прославлением преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). Узнала, что батюшка служил в Обители и был её последним священником до закрытия. Много лет собирала материалы о его подвиге и полюбила Обитель. В течение 15 лет занималась сбором информации о первых десятилетиях её существования. Работала в засекреченных архивах, - представьте себе, ФСБ! - в исторических библиотеках, просматривала газеты конца XIXи начала XX веков. В «Московских епархиальных ведомостях» была рубрика «Светская хроника», в которой периодически публиковали информацию о благотворительной деятельности Великой Княгини.
- Что было самым трудным при написании "Летописи"?
- Самым трудным оказалось издать книгу, найти того, кто захотел бы её опубликовать! В конце концов я решила издала её самостоятельно в 2011 году. Перед вами - второе издание "Летописи" (2014 год).
Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна
Я всегда восхищалась самоотверженностью Елизаветы Фёдоровны. В книге подробно рассказано о деятельности Великой Княгини в годы Русско-японской войны и Первой мировой. Буквально с первых дней сражений московские газеты много писали о благотворительных проектах Преподобномученицы.
Великая Княгиня постоянно посещала лазареты, которые существовали в приходских храмах и монастырях. Она очень тепло относилась к раненым, обязательно дарила им небольшие подарки: иконы, Евангелие, Библию. Они до такой степени любили Елизавету Фёдоровну, что верили в то, что любая вещица из рук Великой Княгини обязательно принесёт им исцеление.
Она также заботилась о том, чтобы в лазаретах имелись домовые храмы. Она была членом комитета по устройству походных церквей и прилагала все усилия для того, чтобы они были обеспечены иконами, церковной утварью, чтобы в каждом лазарете был полковой священник, и совершалась Божественная Литургия. Благодаря этому раненые могли принимать участие в службе, слушая песнопения и молитвы и причащаться Святых Христовых Таин, даже не покидая постели. Если среди них были умирающие, их причащали перед смертью, а потом — отпевали.
Деятельность Великой Княгини была настолько многогранна, что она успевала помогать всем нуждающимся.
В 1915 году Великая Княгиня обратилась к московским властям с просьбой о создании братского кладбища. Она хотела, чтобы воины, которые умирали в лазаретах, были похоронены с почестями, по-христиански. В то время было очень много калек, инвалидов - матушка заботилась и о них.
Великая Княгиня не только постоянно жертвовала средства на содержание различных благотворительных программ, но и создавала попечительские комитеты. Она заботилась о солдатах, создавала им условия для эффективного лечения и даже отправляла их на побережье Чёрного моря для восстановления. Елизавета Фёдоровна оказывала большое содействие бездомным детям, так как во время войны у многих погибали родители. С ее помощью было открыто множество приютов.
Духовники Обители
Меня поразила судьба последнего священника Марфо-Мариинской обители милосердия, преподобноисповедника Гаврииле, который служил в Обители с 1922 года до её закрытия в 1928 году. Архимандрит Гавриил причислен к лику святых, и теперь частица его мощей находится в обители рядом с мощами преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны и преподобноисповедника Сергия Сребрянского.
В книге я также повествую о священнике Вениамине Воронцове, который впоследствии стал митрополитом Ленинградским и Ладожским. Он был одним из лучших студентов Московской духовной академии и истинным проповедником. В 1916 году Великая Княгиня пригласила его в Обитель.
Когда батюшка служил в Обители, у него родилась дочка Анна, и Великая Княгиня стала её крестной матерью. Она с большой любовью брала малышку на руки, подносила к причастию, затем отдавала сестрам. Отец Митрофан Сребрянский всегда говорил ребёнку: «Какой же ты пирожок!». Семья девочки с родителями жила в здании, где сейчас находится Елизаветинский детский дом. На первом этаже располагалась церковно- приходская школа, а на втором - комнаты священников Обители.
В книге также можно прочитать об отце Евгении Синадском, который служил в Обители с 1914 по 1916 годы, о дьяконе Михаиле Сытнике, помощнике отца Митрофана Сребрянского. Во время Русско-японской войне батюшка был полковым священником, а Михаил - его помощником. Представляете, они даже в полевых условиях пекли просфоры и раздавали воинам. Были трудные времена, и батюшка, согласно архивным документам, любил повторять «Претерпевший до последнего спасется». Его слова были наполнены горячей любовью к людям и твердой верой в заступничество Пресвятой Богородицы и Её Сына, и никто ни разу в них не усомнился.
Сёстры Обители
Нам мало известно о Евдокии Петровны Кузьминовой, келейнице Великой Княгини.После мученической кончины матушки Евдокия Петровна ушла из Обители и проживала в городе Истра. В 1938 году она была расстреляна на Бутовском полигоне, приняв мученическую смерть. В «Летописи» я собрала все документы, связанные с жизнью мученицы.
Хотелось бы подробнее остановиться на жизни второй настоятельницы Марфо-Мариинской Обители милосердия, Валентины Сергеевны Гордеевой. Судьба этой замечательной женщины похожа на судьбу Великой Княгини.
Валентина Сергеевна родилась в 1865 году в Тульской губернии, где её отец был генералом-губернатором, а в 14 лет у неё умирает мать. Хорошо образованная девушка, будущая настоятельница Обители была фрейлиной императрицы Марии Федоровны Романовой. Она с любовью относилась к своим младшим сёстрам и имела большое попечение об их воспитании.
В 1906 году её муж, Николай Николаевич, умирает, и Валентина Сергеевна, последовав примеру Великой Княгини, пришла в Обитель милосердия. Добрая и отзывчивая, она стала ближайшей сподвижницей Елизаветы Фёдоровны и следовала за ней во всех поездках. Она отвечала за казначейство Обители, её благотворительную деятельность, вела счета в банках и занималась всей хозяйственной работой. Часто Великую Княгиню называли Марией,
а Валентину Сергеевну — Марфой. Валентина Сергеевна возглавляла монастырь вплоть до его закрытия, хотя Обитель находилась в нелегком материальном положении, ведь многие отказывались помогать. Настоятельница отказалась следовать примеру многихдругих сестёр Обители из княжеского рода, которые уехали за границу после мученической кончины Великой Княгини.
В 1925 году против Валентины Сергеевны и 115 сестер Обители завели уголовное дело, их осудили и выслали в разные концы страны, и настоятельница монастыря оказалась в Казахстане вместе с несколькими сподвижницами. Образованные медсестры, они тут же завоевали любовь местного населения. Они помогали местному духовенству и крестьянам. Даже вдали от дома сестры продолжали свое служение.
Валентина Сергеевна умерла 19 июля в 1931 году в г.Туркестане... а святая Преподобномученица - 18 июля 1918 года.
Летопись жизни и деятельности благоверной Великой Княгини Елизаветы Федоровны в хронике событий» - это уникальное собрание архивных документов о жизни Обители, её основательнице и первых сёстрах – тех, кто непрестанно возносит молитвы к Господу о спасении православного народа.
Елизавета Фёдоровна стала для меня образцом любви и милосердия, как, я думаю, и для многих. Все поколения должны учиться у святой, которая не изменила своему призванию в самое тяжелое для России время. Как говорил святейший патриарх Кирилл во время службы в Марфо-Мариинской обители милосердия в день празднования 150-летие со дня рождения Преподобномученицы, никакие обстоятельства, никакие связи и знакомства, никакая поддержка извне не смогли заставить её отречься от Христа.
Мы должны учиться у Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны ежеминутно.
* должностное лицо, отвечающее за перевозку продовольствия в походе
Елена Вербинина
Татьяна Энтина
Фотографии