
Есть церковная история, как в советское время архиепископ Пимен (Хмелевской) пришел в рясе на выставку эскизов к незаконченной картине Павла Корина "Русь уходящая". Когда он все посмотрел и направился к выходу, какой-то острослов заметил: "Смотрите, Русь уходящая уходит". Тот быстро нашелся: "А мы еще придем". Когда видишь сегодняшних сестер Марфо-Мариинской обители в их белых апостольниках в бывшем Музее революции, рядом с картинами и личными вещами их основательницы, и, кстати, рядом с автопортретом расписывавшего крипту Покровского храма обители Корина, этот эпизод невольно вспоминается.
После нескольких залов обычной экспозиции, загроможденных экспонатами времени Гражданской войны, неожиданно оказываешься в бело-розовом с позолотой воздушном счастливом мире, перед портретом элегантной женщины в белом – великой княгини Елизаветы Федоровны и витриной с детскими записками, фотографиями, безделушками – деталями ее детства в Гессен-Дармштадте и при дворе королевы Виктории.
Выставка уместилась в одном зале и двух обрамляющих его коридорах. Как рассказывает директор музея Ирина Великанова, идея выставки принадлежит Марфо-Мариинской обители. Она приурочена к двум памятным датам: отмечавшемуся в прошлом году 150-летнему юбилею Елизаветы Федоровны и 110-летию убийства ее мужа великого князя Сергея Александровича.
В экспозиции хотели показать разные грани личности немецкой принцессы, всей душой полюбившей свою новую Родину. Мы видим ее и как члена императорской семьи, как монахиню, как помощницу бедным и больным, и как покровительницу искусств.
«Образ великой княгини в нашей обители притягивает своей церковностью, обращающихся в службу помощи – милосердием, а здесь он притягивает тех людей, кто пока не приходит в храм. "Я был всем для всех", – эти слова апостола Павла вспоминаются мне, когда я думаю о святой преподобномученице Елисавете», – говорит игумения Елисавета (Позднякова).
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова – сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь самым обездоленным.
«Елизавета Федоровна – это немецкая принцесса, которая с истинной любовью относилась к России. Нам очень не хватает истинной, жертвенной любви к своему отечеству», – добавляет балерина Ильзе Лиепа, пришедшая на открытие выставки.
Среди экспонатов много уникальных документов. Это и известная предсмертная записка террориста Каляева со стихами, написанная им после посещения его в тюрьме Елизаветой Федоровной, вдовой убитого им великого князя; и машинописная пояснительная записка в Синод о задачах учреждаемой обители милосердия; и письма великой княгини к ее мужу и родным, подлинные и копии (очень любопытна написанное на английском письмо императору Николаю II о намерении присоединиться к Православной Церкви), и ее рисунки.
На выставке также немало небольших экспонатов, на которые стоит обратить внимание – помимо парадных портретов, произведений Фаберже или облачений духовенства и покровов из усыпальницы Сергея Александровича в Чудовом монастыре, предоставленных Музеями Московского Кремля. Это небольшие детали, которые создают глубину картины. За каждым наперстком, иконкой или куском ткани скрывается своя история.
Служение обездоленным – это не только умение или возможность вылечить больного или подать милостыню бедному. Это может быть внимание к молодому художнику, к начинающему поэту, желание устроить их судьбу.
Сергей Есенин несколько раз встречался с Елизаветой Федоровной. Первый раз в начале января 1916 г. В лазарете для раненных при Марфо-Мариинской обители Есенин и покровительствовавший ему поэт Николай Клюев читали стихи в стилизованной русской народной одежде. В тот раз великая княгиня подарила ему Евангелие и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Через несколько дней они читали стихи в "боярской" одежде в покоях великой княгини. В витрине представлен образ прп. Сергия Радонежского, который Елизавета Федоровна передала Есенину в день его рождения.
Жена Павла Корина Прасковья Тихоновна Петрова была сестрой в Марфо-Мариинской обители милосердия. Она родилась в бедной многодетной семье в глухом чувашском селе, и родители отдали девочку родственникам на воспитание. Так сложилось, что село посетила Елизавета Федоровна и взяла ее в Москву. В обители у Паши открылись способности к рисованию, и Елизавета Федоровна нашла ей учителя – Павла Корина. Они полюбили друг друга, и в 1919 г. обвенчались. В одной из витрин можно увидеть фото Прасковьи Петровой в Марфо-Мариинской обители, ее плат и пасхальное яйцо, которое ей подарила Елизавета Федоровна.
В создании выставки приняли участие ведущие музеи и архивы страны. В их числе Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Архив ГМА им А.В.Щусева и другие, а также частные коллекционеры. Выставка продлится до 5 апреля 2015 года.
Источник: miloserdie.ru