
В весеннем (майском) выпуске православного журнала "Фома" был опубликован фоторепортаж о "солнечных" воспитанницах Елизаветинского детского дома - девочках дошкольного возраста с синдромом "Дауна".
О взаимодействии детей и воспитателей, структуре детского учреждения и жизни девочек на территории Обители милосердия рассказали директор детского дома Наталья Кулавина и олигофрено-педагог и старший воспитатель Татьяна Мышатина.
Родители отказались от нее сразу после рождения, как и от остальных обитательниц Елизаветинского детского дома для девочек при Марфо-Мариинской обители в Москве. Половина девочек здесь — с синдромом Дауна. Здесь не хотят спрятать их от жизни. Здесь хотят дать им возможность жить, как обычные люди.
Елизаветинский детский дом (совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие») рассчитан на двадцать обитательниц, сейчас здесь живут шестнадцать. Самая главная задача дома — найти девочкам семью. Этим серьезно и планомерно занимаются, поэтому в доме большая ротация «кадров», ведь мамы и папы находятся.
В группе нашей героини Светы еще три девочки, все четырехлетки. С ними занимаются шесть воспитателей, по два каждые сутки. Света, Стеша, Аня и Ксюша появились в доме в сентябре прошлого года, их привезли из дома малютки. Они не умели ходить, есть, контактировать с людьми и выражать свои эмоции.
Главное негласное правило в доме: девочки всё должны делать сами. И одеваться-раздеваться, и ходить, и питаться. Собственно, на эти процедуры уходит изрядная доля времени, потому что делать все это им сложно. Но нет нетерпения, спешки, раздражения.
Света практически не говорит, только «да-нет», но все понимает. Активно пользуется языком жестов и интонированием отдельных звуков. Самое ее любимое — поделиться тем, что ее особенно впечатлило: она показывает указательным пальчиком, делает удивленно-восторженное лицо и долго тянет: «О-о-о!» Она — романтическая барышня, которая, однако, может настаивать на своем довольно долго, если ей что-то не нравится или не хочется делать.
Сколько усилий, ежедневной кропотливой работы, где нет места раздражению и нетерпению, потребовалось воспитателям, чтобы за полгода Света и остальные так преобразились. Все просьбы нужно повторять по сто раз, ласково, с любовью, иначе никаких нервов не хватит. И Светуля это чувствует — всегда отзывается на доброе, ласковое отношение.
А воспитатели в девочках прямо-таки души не чают, обнимают, целуют и постоянно друг с другом и директором Натальей Кулавиной делятся совершенно обычными событиями из жизни: кто что сказал, кто как отреагировал, как быстро оделся. Но и строгость тоже присутствует, только не в эмоциях, а в четком следовании правилам и обучению жизненным навыкам.
Каждый день приходит логопед. Девочки учат слова по карточкам, слушают сказку, тренируются произносить отдельные звуки, осваивают такой инструмент, как собственный язык, — как им управлять. Еще бывают занятия музыкой и физкультурой. А чтобы у девочек появился опыт социализации, их водят в обычный детский садик, куда ходят обычные детки с мамой и папой. Но как бы ни любили своих подопечных воспитатели, как бы хорошо с ними ни занимались, как бы ни были прекрасны условия, все равно и Светуле, и остальным нужны мама и папа. Уже к моменту верстки этого материала из детского дома пришла радостная весть: подружку Светы Стешу удочерили, теперь у нее есть мама, папа и старшая сестра.
Фотографии:
1.
Столовая детского дома. Правило: девочки должны есть всё сами, управляться с ложкой, никуда не вставать, пока не закончат есть. Главное — концентрация внимания на задаче. Матрена из старшей группы подметает пол — она справилась с обедом чуть раньше.
2.
На занятиях с логопедом. Нужно посмотреть, как взрослый произносит звук, и повторить. Но Свете приходится еще и потрогать лицо логопеда, чтобы почувствовать, как работает «механизм» произнесения.
3.
Света хоть и задумывается о чем-то своем, но всегда с вниманием смотрит на мир.
4.
Света моет посуду после обеда. Каждый день в группе назначается дежурная по кухне. В ее обязанности входит поставить тарелки и приборы, помочь с хлебом, после еды — вытереть столы и помыть посуду. Конечно, основную работу делают воспитатели, но так незаметно, как будто всего лишь немножко помогают, а главная — дежурная.
5.
На интерактивном спектакле в театре кукол им. Дурова. Света сначала долго и внимательно смотрит и слушает, набирается впечатлений, а потом уже помаленьку вступает в игру.
6.
Света молится, перед тем как заступить на пост дежурной, поэтому на ней платочек и фартучек. Воспитатель рядом поет молитву, а Светуля уже знает, в каком месте надо креститься и кланяться. Воспитываются девочки в православных традициях: участвуют в богослужениях, церковных таинствах, путешествуют по святым местам.
7.
Музыкальное занятие в большом зале дома. Света освоила движения и теперь радостно их повторяет.
Источник: foma.ru
Фото: Юлии Маковейчук
Фотографии