По статистике, один ребенок с синдромом Дауна рождается на 1000–1200 детей. При этом всё больше детей с синдромом Дауна сейчас воспитывается в семьях. Соответственно, со временем их будет больше и в общественных местах — там, где люди взаимодействуют, общаются или просто находятся в непосредственной близости друг от друга. И вот здесь подчас происходят неловкие ситуации.
К сожалению, культура взаимодействия с людьми с особенностями пока находится в нашей стране на низком уровне. Нас никто не учил моделям поведения при контакте с незрячими, слабослышащими, людьми с аутизмом, моторными или когнитивными нарушениями. Только сейчас начинает подрастать поколение детей, которые посещали инклюзивные детские сады, а значит, на практике умеют общаться с «не такими, как все». Более того, дети из инклюзивных групп воспринимают такое общение как естественное, нормативное. Каким оно по сути и должно быть.
А что делать тем, кто никогда не имел подобного опыта?
Не теряться. Важно помнить, что любой человек понимает улыбку и доброжелательный тон. Если к вам подошел ребенок с синдромом Дауна с целью коммуникации, не игнорируйте его стремление. Улыбнитесь, поздоровайтесь, покажите приветственный жест на случай, если ребенок плохо понимает речь. Спросите, как его зовут, тем самым вы сможете оценить уровень его понимания и возможность вербального общения.
Если ребенок маленький — присядьте, спуститесь на его «этаж», чтобы малышу лучше было видно ваше лицо и артикуляцию. Скажите, как вас зовут. Не нужно отчества, достаточно имени. Старайтесь говорить просто и понятно, без лишнего «речевого шума».
Скажите что-нибудь приятное, например: «Какой ты нарядный! Какая у тебя прическа классная!» Обычно социальный контакт детей с синдромом Дауна носит кратковременный характер, они как птички — присели на ладонь, получили немного тепла и упорхнули. Но этот кратковременный диалог, даже безречевой, но доброжелательный, имеет огромное значение в формировании личности малыша, не лишайте его такого опыта.
Стоит ли самим проявлять инициативу к общению? Лучше не надо. А вот если ваш ребенок начинает играть со сверстником с особенностями, ни в коем случае не препятствуйте этому — он получает ценный опыт. Дети часто не замечают «инаковости» и отклонения от нормы воспринимают как личностные особенности. Но если ваш малыш заметил нетипичность поведения или внешности и задает вам вопросы — это хороший повод поговорить о том, что люди разные, но все любят дружить и общаться. Объясните, насколько это важно, похвалите ребенка за то, что он нашел общий язык, скажите, что гордитесь им. Пусть ребенок и впредь будет открыт к подобного рода встречам.
Если вы оказались в ситуации общения со взрослым человеком с синдромом Дауна, постарайтесь понять: он встревожен, напуган или просто ищет коммуникации. Обязательно улыбнитесь, спросите, как его зовут. Если чувствуете, что нужна помощь, что он чем-то встревожен, простыми вопросами попытайтесь выяснить причину. «У тебя всё хорошо?» «Куда ты идешь?» «Тебе помочь?» «У тебя что-то болит? Где больно?» Оставлять такого человека без помощи нельзя. Я видела взрослых людей с синдромом Дауна в городе, в парке без сопровождения. А ведь они, как и любой из нас, могут попасть в неприятную историю, а вот выйти из трудной ситуации без помощи могут не всегда.
Если же человек просто хочет пообщаться, поддержите беседу, ему будет приятно. Бывает, что люди с ментальными нарушениями не понимают границы физического личного пространства и пытаются обнять или сильно сжать вашу руку. Тогда аккуратно отведите его руки и скажите, что так делать не надо, вам неприятно. Часто это — не проявление агрессии, а неловкое выражение эмоций. Очень хочется верить, что придет время, когда на лицах людей с ограниченными возможностями здоровья не будет маски отчужденности, которую на них накладывает реакция окружающих — смесь из любопытства, жалости и брезгливости. Придет время, когда на генетическом уровне общение с разными людьми станет повседневной нормой. Давайте ломать сложившиеся стереотипы и не бояться общаться на равных с разными людьми! Начать можно сегодня — в Международный день человека с синдромом Дауна.
Приведу пример из собственного опыта. Мой сын с годовалого возраста находился в инклюзивной среде, организованной в детском саду. Сейчас ему десять лет и для него ничего не стоит начать общаться с совершенно различными людьми с ОВЗ, и он это делает при каждом удобном случае. Более того, считает их крутыми, потому что они полноценно живут, несмотря на недуг.
Дошкольный возраст — оптимальный для социализации абсолютно различных по своим характеристикам детей. В этом возрасте еще не развито критическое мышление. А вот обучение в школе подразумевает нахождение формирующейся личности в своей «стае», здесь уже опасно выделяться и быть «хуже» других. Это чревато приобретением ненужных комплексов. В настоящее время мы еще не готовы безболезненно социализировать младших и средних школьников. Психологическая поддержка в школе оставляет желать лучшего, да и педагоги в общеобразовательных школах пока не подготовлены к инклюзии. А детям с особенностями требуется индивидуальный образовательный маршрут, особый подход в подаче материала, стандартное время урока подходит далеко не для всех.
Но в наших руках изменить хоть что-то, например, поговорить с человеком с синдромом Дауна, если такая возможность представится. Поверьте, это доставит радость.
Автор — Виктория Калинина, логопед Елизаветинского детского дома (Елизаветинский детский дом — совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы помощи «Милосердие»)
Источник:
Известия