Отец Митрофан Сребрянский – участник Русско-японской войны
×

Отец Митрофан Сребрянский – участник Русско-японской войны

16.06.2021
Отец Митрофан Сребрянский – участник Русско-японской войны

Истинно на всяком месте может прославляться имя Господне!
Из дневника о. Митрофана Сребрянского

В год 150-летия со дня рождения первого духовника Марфо-Мариинской обители преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) (в миру – Митрофана Сребрянского) продолжаем знакомство с жизненным путем пастыря.

Не все знают, что отец Митрофан Сребрянский героически прошел всю Русско-японскую войну полковым священником (1904-1906 гг.). Это важная часть его жизни, и именно как с военным священником с ним впервые познакомилась Великая княгиня Елизавета Федоровна, которая была шефом полка где служил батюшка.

Пастырь на войне

Когда началась Русско-японская война, отец Митрофан уже 7 лет служил настоятелем Покровского собора в Орле и полковым священником 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Феодоровна.

Всем сердцем он любил свою воинскую паству, которая также горячо привязалась к пастырю. В 1904 году, с началом войны, полк выступил в поход на Дальний Восток и вместе с ним - отец Митрофан.

Лучше всего об этом периоде жизни рассказывает сам отец Митрофан в своих дневниковых записях, которые позже были изданы отдельной книгой «Дневник полкового священника».

6.jpg

Дневник не предназначался автором для печати, отец Митрофан вел записи исключительно для себя и близких людей. Но по настоянию родственников и почитателей в 1906 г. вышел в Санкт-Петербурге отдельной книгой с таким названием – «Дневник священника 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского, с момента отправления его в Маньчжурию 11 июня 1904 года по день возвращения в г. Орел 2 июня 1906 года».

Один из экземпляров книги 1913 г. издания есть в коллекции Дома-музея Великой княгини Елизаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители.

5.jpg

Дневник был переиздан 3 раза, книга стала «бестселлером» своего времени. Интересна она и современному читателю спустя век с момента ее написания.

Она дает представление об отце Митрофане как о смиренном пастыре, верном своему священническому долгу.

Вот как сам отец Митрофан высказывался о своих записях: «Сегодня встал и думаю: вот я пишу вам письма, а вы, вероятно недовольны. Человек находится на войне, а сражений не описывает. Что ж делать? Пишу только то, что сам переживаю. С чужих слов не хочется писать. Часто записываю пустяки, но нужно помнить, что здесь наша жизнь течет совсем по-другому, и нередко маловажное событие оказывает весьма большое влияние на нашу духовную настроенность»

В тяжелых условиях войны, где солдаты и офицеры рисковали жизнью, он увидел, насколько русский человек любит свою Родину и с готовностью отдает за нее свою жизнь.

С любовью отец Митрофан описывает красоту походных богослужений: «Погода прекрасная. Началось богослужение и с кадильным фимиамом понеслись наши мольбы и славословия туда, в синеву небес, к сотворившему вся. Я сам читал стихиры и каноны. Невыразимо хорошо, покойно было на душе. Особенно умилительно было, когда под открытым, уже при мерцании звезд опустились все на колени, я перенес св. крест, и мы запели: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

Из дневника мы узнаем о всех тяготах войны, которые переживал отец Митрофан вместе с солдатами: «В праздник прибавляются богослужения, впрочем, я и в будни служу иногда в эскадронах, пользуясь военным затишьем. Во время же сражений, когда мы были на позиции, и во время передвижений все шло, конечно, совершенно иначе: десять дней мы не ели даже хлеба, питаясь только сухарями, пили и умывались почти грязью и прочее».

8.jpg

Читая дневник, мы узнаем о деталях жизни отца Митрофана, и перед нами предстает живой человек со своими привычками и пристрастиями: «Я узнал по секрету, что Михайло, зная как я люблю лимоны, сел в поезд и уехал за ними за 50 верст. Спасибо им, эти истинно добрым душам; участие их до глубины души трогало меня».

В «Дневнике полкового священника» отец Митрофан несомненно проявил талант литератора, но читателя подкупают в первую очередь искренность и простота изложения, взгляд на мир, полный веры в Бога, даже в страшных условиях войны.

В чужом краю священник и воины были одной большой семьей. Батюшка разделял все тяготы суровой походной жизни на войне. Как мог, он поддерживал солдат.

Так отец Митрофан специально привез из Орла для своих солдат самовар, чтобы совместные чаепития напоминали о доме, согревали теплом. Сейчас этот самовар является одним из экспонатов музея в Марфо-Мариинской обители.

С любовью и добрым расположением отец Митрофан относился к каждому воину, поддерживал боевой дух солдат: «Просил их постараться в трудах, болезнях, и сражениях не унывать, а все силы души и тела направить к тому, чтобы честно исполнить здесь на земле свой долг воина-христианина, а там- хотя бы и смерть, она тогда- блаженство; просил их также не сквернословить, объяснив им, как это оскорбительно для Бога и людей. Затем начали служить молебен, пели буквально все. Да, истинно на всяком месте может прославляться имя Господне!»

Богослужения, проповеди, отпевания совершались порой в тяжелейших и опасных для жизни условиях: «Полк перешел на самые передовые позиции. Сегодня ночью двуколка опрокинулась и сильно раздавила нашего солдата. Иду в обоз приобщить его; лежит на земле, я стал на колени рядом, Св. Дары поставил на чемодан и таким образом поисповедал и причастил его. Как он был рад! До чего доводит война! Думал ли я когда-нибудь приобщать больных прямо на земле, почти на навозе, среди лошадей?!».

При этом отец Митрофан наравне со всеми солдатами устанавливал палатки, ухаживал за лошадьми, то есть был погружен во все бытовые заботы. Походные условия усложнялись еще суровым климатом: проливными дождями, свирепыми ветрами с песчаной бурей, ночным морозам и т.д. «Ветер в спину. Тучи пыли и песку гнались за нами», - так отец Митрофан описывал непогоду.

«У меня сейчас мысль: ну окончилось внешнее сражение, затихли внешние неприятели, отдыхают полководцы, теперь значит пора нам, священникам, начинать духовную битву с внутренними врагами, им же имя легион: уныние, тоска по родине и близким, сомнение, физическое страдание- все это то, с чем на войне особенно необходимо бороться».

В 1905 г. отец Митрофан был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны.

Летом 1906 г. он вернулся с полком в Орел.

Возвращение героев и боевые награды отца Митрофана Сребрянского

2 июня 1906 года отец Митрофан вместе с полком вернулся в Орел. Запись из его дневника: «… Милость Божия не покинула нас до конца: в полку за все время не было никаких волнений. С великою любовью встретившие нас несметные толпы народа, свидание с родными, ласковый взор духовных детей и общая благодарственная молитва в родном храме заставила сразу забыться от всего прошлого, от пережитых двух годов скорби, трудов, неудач и из глубины сердца сказать «Слава Богу за все!».

4.4.4 (2).jpg

Город Орел готовился к встрече героев. В газете «Орловская речь» от 4 июня 1906 г. была размещена заметка о торжествах по случаю возвращения Черниговского полка «Около одного вагона столпилась особенно тесная толпа. Наконец среди толпы показался в дверях вагона всем городом глубокопочтимый полковой священник о. Митрофан Сребрянский. Толпа заволновалась еще сильнее, дружным хором приветствуя его и обступая кольцом, просила благословения. О. Митрофан с трудом продвигаясь вперед и любовно благословляя народ, направился в полковую церковь».

1.jpg

На торжества в Орел прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна (Августейший шеф 51 Черниговского драгунского полка).

2.jpg

Местные газеты писали «…Ея высочество в светлом туалете вышла из салон-вагона...в сопровождении фрейлины, губернатора и должностных лиц последовала к церкви Черниговского Драгунского полка, милостливо отвечая по пути на приветствия публики. На площадке перед храмом был выстроен полк в пешем строю, хор трубачей. Перед фронтоном полка была разбита пожертвованная Ея высочеством полку перед отправлением его в Маньчжурию походная церковь- палатка, отбывшая с полком всю компанию. Здесь ожидал Великую княгиню полковой священник о. Митрофана».

3.jpg 

За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 года был возведен в сан протоирея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.

крест наперсный на ленте Георгиевской (2).jpg

В служебном формуляре отца Митрофана записано: «Был в сражениях:

Ляоянском, Шанхайском, набегах на Инкоу, Мукденских, у д. Санвайцзы». Во всех означенных сражениях под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых.

Так окончилось для отца Митрофана серьезное испытание Русско-Японской войной, которое он выдержал с честью.



В Доме-музее Великой княгини Елизаветы Феодоровны хранится много личных вещей отца Митрофана. Записывайтесь на бесплатные экскурсии по ссылке.

Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

Книгу «Дневник полкового священника» можно приобрести в лавке Обители по адресу: Москва, ул. Большая Ордынка, 34. Метро Третьяковская, Полянка, Новокузнецкая.






Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru