В Марфо-Мариинской обители в 1917 году в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был освящен нижний храм с криптой в Покровском соборе. Росписи в этом храме были выполнены известным художником Павлом Кориным. Об истории нижнего храма и его уникальных росписях – в нашем материале.
Храм-усыпальница был устроен в цокольном этаже храма Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1913 года Великая княгиня Елисавета Феодоровна обратилась к художнику Михаилу Нестерову с предложением устроить при большом храме малый, а в нем усыпальницу для себя и тех сестер обители, которые первыми приняли здесь посвящение.
Крипту спроектировал архитектор Aлексей Щусев по образу катакомб вдоль Аппиевой дороги Рима — мест захоронений первых христиан.
После обсуждения проекта было решено приступить к работам летом 1914 года. Для росписи крипты Михаил Нестеров порекомендовал своего помощника, молодого художника Павла Корина.
Перед началом работы над росписью крипты молодой художник Павел Корин отправляется в Псков и Новгород, где знакомится с древними фресками соборов. Для росписи крипты он использует силикатную краску, нанося ее на штукатурную изоляцию «церезит».
Основную часть крипты составляет г-образный коридор шириной около полутора метров. Сюжеты росписи разбиты на две зоны в соответствие с формой помещения. Главной темой, как и подобает росписям крипты, является молитва и заступничество Сил Небесных и святых перед Богом за души усопших. Ее дополняют отдельные сюжеты на тему Рая.
Все фигуры святых, за редким исключением, изображены в полный рост, образуя шествие.
«Путь праведников ко Господу» — так назвал молодой художник свою роспись-фреску. Святители Григорий Богослов и Василий Великий, пророк Даниил и святые три отрока Анания, Азария и Мисаил, святые праотцы Иаков и Авраам, пророк и креститель Иоанн Предтеча со своей святой матерью, равноапостольная мироносица Мария Магдалина, святые апостолы и многие прославившие Господа праведники плотной вереницей будто следуют вдоль узкого коридора крипты ко Спасителю, окруженному бесплотными ангелами.
На северной стене изображены ангелы, лоно Авраамово, святители; на южной, праведные жены, апостолы в Раю, праведный разбойник, херувим и ангел. Завершает эту часть росписи сюжет «Ангел Великого совета».
На своде изображены херувимы и три отрока.
В южной части усыпальницы к традиционному «Деисусу» - Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча — молитвенно обращаются Московские Святители, Святая Ефросиния Московская и ангелы.
Перед входом в усыпальницу расположены поклонный крест и медальоны, на которых изображены два события: Рождество и Воскресение Христово. На своде расположены два сюжета: «Нерукотворный Спас» и «Ангел с орудиями страстей».
В целом программа росписи кажется достаточно традиционной, однако стоит обратить внимание на некоторые детали, в которых угадываются особые пожелания Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Прежде всего это лики праведных жен: Елисавета — это святая покровительница Елисавета Феодоровны, Марфа и Мария - святые покровительницы Обители милосердия и Ефросиния Московская.
Елисавета Феодоровна особо почитала святую Ефросинию, жену московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Как для преподобной Ефросинии, так и для Елизаветы Федоровны, мученическая смерть мужа явилась ступенью в новую жизнь, посвященную служению Богу.
По мнению Михаила Нестерова эта работа раскрыла Павла Корина как художника: «Усыпальница дала Корину возможность показать, что в нем таится. С большим декоративным чутьем он использовал щусевские архитектурные формы».
Стилистика Новгородской живописи 14 века особенно проявилась в образах праотцев в сюжете «Лоно Авраамово». Молодой художник ориентировался также и на творчество Николая Рериха, используя такие художественные методы в росписи как: колористическая экспрессия, яркие цветовые отношения и условности линейного рисунка, доходящей до схематизма.
О том, как выглядела крипта, насколько часто бывала в ней Великая княгиня Елисавета Феодоровна мы можем узнать из воспоминаний современников.
Вот что писал доктор Георгий Рейн: «Под сводами храма была устроена особая усыпальница, в которой Великая Княгиня избрала для себя отдельный уголок, где должен был стоять ее гроб. Сюда она часто приходила предаваться молитвенным настроениям и отрешаться от внешней суеты. Между прочим, в этом уголку из верхней церкви было проведено слуховое окно, через которое проникали вниз богослужебные возгласы и молитвословия. Ее Высочество говорила своим приближенным, что таким образом она и после смерти будет в своей могиле овеваться умиротворяющей теплотой молитвенных песнопений».
По свидетельству игумена Серафима (Кузнецова), который был хорошо знаком с Великой княгине Елисаветой Феодоровной, «она желала и просила у Бога — быть не только духом в любимой своей обители, но и своими костьми». Он писал о крипте так: «Этот скромный склеп ждет не дождется мученических останков своей хозяйки-строительницы, освятившей его своими слезами».
На сегодняшний день крипта Покровского собора закрыта для посещения, в ней не совершаются богослужения.
У читателей нашего сайта есть уникальная возможность увидеть росписи нижнего храма Покровского собора в видео-экскурсии. Чтобы посмотреть экскурсию, переходите по ссылке.
Материал подготовлен совместно с сотрудниками Дома-музея Великой княгини Елисаветы Феодоровны