В год 100-летия мученического подвига Великой княгини Елисаветы Феодоровны предлагаем вниманию читателей статью Изольды Кучмаевой1, основательницы Государственной академии славянской культуры, посвященную паломничествам Преподобномученицы по святым местам России.
В третьей части статьи, озаглавленной "Царственная паломница"2, автор рассказывается о посещении великой княгиней Елисаветой Феодоровной города Кашин во время торжеств в честь вторичной канонизации святой Анны Кашинской (первая и вторая части статьи были опубликованы ранее).
Во все времена на Руси важной миссией Царствующего дома было прославление святых подвижников веры. Эта традиция с особым образом проявила себя в последние годы существования Российской империи. Путь к небывалой культурно-исторической катастрофе был отмечен рядом крупных событий, свидетельствующих об осознанном противостоянии атеистическому гуманизму. В поисках духовной опоры перед грядущей бедой представители Царствующего дома обращались к поддержке святых, особенно тех, кто незаслуженно был предан забвению или поруганию.
В ряду торжеств, связанных с прославлением угодников Божиих, особо выделяется вторичная канонизация святой Анны Кашинской. Восстановление почитания этой святой стало значительной вехой в жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны, о чем в те дни она взволнованно писала Николаю II. Ликовала Россия и вся православная Москва.
Для участия в празднестве великая княгиня приехала в город Кашин в сопровождении своей гофмейстерины А. Олсуфьевой, секретаря А.П. Гжельсско- го, игуменьи Московского Вознесенского монастыря Евгении и В.Ф. Джунковского. С вокзала под колокольный звон Елисавета Феодоровна проследовала в собор.
Тихий, гостеприимный, маленький городок пленил великую княгиню. Патриархальные нравы, доброжелательность жителей, множество церквей и зелени, живописная извилистая Кашинка с высокими берегами, покрытыми сочной травой, древние земляные валы, - все это обрамляло и подчеркивало красоту соборной площади. К своему празднику город был украшен флагами и гирляндами из листьев и цветов. Множество людей, местных и приезжих, заполнили улицы и площади города.
Для поддержки порядка возле Кашина были размещены два полка: 11-й Фанагорийский из Ярославля и 12-й Астраханский. 800 городовых, казаки из разных городов помогали в организации всенародного торжества. Повсюду были расклеены объявления о правилах поведения во время торжеств.
По прибытии великой княгини в Воскресенский собор ее приветствовал Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский: "С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини, преподобной Анны Кашинской<...>
Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной Княгини Анны изволением промысла Божия суждено разделить с нами именно лично тебе, многострадальная, возлюбленная, Благоверная Великая Княгиня, тебе, как близкой с нею по судьбе и родной по духу<...> Да подаст тебе Господь благодатное утешение терпеливо нести свой тяжелый крест, да упокоит во царствии Своем родного тебе и нам Великого Князя-мученика".
10 июня во второй половине дня к Воскресенскому собору начали подтягиваться крестные ходы из Красного холма, Бежецка и других городов губернии. В 6 часов вечера Архиерейским служением началось вечернее заупокойное богослужение, где поминали родителей Анны Кашинской, кашинских князей и т.д. О ходе этой и всех иных служб сделал подробные записи в летописи церкви Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кашина о. Василий Соколов.
Не менее интересные записи опубликовал протоиерей Иоанн Попов во Владикавказе (издание строившегося в г. Грозном женского монастыря во имя св. Анны Кашинской). Будучи в эти дни в Кашине в качестве паломника, о. Иоанн сумел вместе с московскими журналистами занять место возле левого клироса, что позволило ему наблюдать всю службу.
О. Иоанн замечает, что среди всей молящейся интеллигенции выделялась Августейшая паломница, великая княгиня Елисавета Феодоровна. Привлекала она взоры и сердца публики и царственной своей осанкой, и ещё более скорбным выражением лица и молитвенным настроением.
Место, приготовленное для великой княгини, было задрапировано и устлано коврами. Специально для нее было приготовлено мягкое кресло. Однако великая княгиня тихо отодвинула от себя кресло, стояла все службы скромно в уголке и часто преклоняла колена. Все это способствовало тому, что тогда же стали создаваться в народе целые легенды, увенчавшие Августейшую богомолицу ореолом царственного величия.
Служили заупокойное вечернее богослужение; поминались царь Алексей Михайлович и другие лица, участвовавшие в прославлении благоверной великой княгини Анны, ее близкие по плоти. В заключение произносилось имя великого князя Сергия Александровича и в этот момент взоры многих снова обращались на коленопреклоненную царственную вдову.
После вечернего богослужения в течение всей ночи перед гробницей благоверной княгини Анны, по распоряжению владыки, непрерывно служились молебны.
В эту ночь, сообщает в церковной летописи о. Василий Соколов, из Сретенского монастыря в сопровождении монашенки-послушницы приходила в собор слушать молебен великая княгиня Елисавета Феодоровна. А так как она пришла в простом черном одеянии, то почти не была замечена, принята за обычную богомолку; об ее присутствии в соборе только очень немногие догадывались.
Утром 11 июня служили заупокойную Литургию. В собор пропускали только по специальным билетам. Литургию совершали архиепископ Ярославский Тихон, епископ Кишиневский Серафим (Чичагов) и епископ Саратовский Гермоген. Вдохновенное слово епископа Серафима и огненное слово епископа Гермогена произвели на всех сильное впечатление.
В 6 часов вечера в Воскресенском и Успенском соборах Кашина и во всех монастырях раздался благовест ко всенощному бдению. Службу возглавил прибывший из Москвы митрополит Московский Владимир. В богослужении приняли участие 13 архиереев, 14 архимандритов и более 100 священнослужителей. На литию, вспоминает протоиерей Иоанн Попов, из двух соборов на площадь вышли два крестных хода. Более сотни человек с хоругвями расположились двумя полукружьями. Хоругви сияли и переливались всеми цветами радуги от лучей заходящего солнца. В центре стояли священнослужители в парчовых облачениях, далее массы народа, занявшие всю площадь и древние валы. Августейшая бого- молица заняла место на балконе северной двери собора...
Наивысший подъем религиозного чувства переживался всеми, когда с северного крыльца Воскресенского собора протодиакон московского Успенского собора Константин Розов отчетливо, выразительно, на всю площадь прочел послание Святейшего Синода о Высочайшем утверждении восстановления почитания святой княгини Анны.
Всенощная закончилась в 11 часу вечера. Ко времени перенесения мощей святой Анны из Воскресенского собора по всему городу зазвучал колокольный звон. Во время крестного хода при переносе гробницы святой Анны из одного собора в другой Августейшая богомолица, великая княгиня Елисавета Феодоровна поддерживала гробницу у главы; изнесли ее на середину собора, и всенощная продолжалась своим чередом, по особо составленной службе... В полночный час, говорили мне, великая княгиня Елисавета Феодоровна снова посетила собор. Так же скромно, как и в предыдущую ночь, и так же мало кем была узнана, сообщает о. Василий Соколов.
_____________________________________
1 Изольда Константиновна Кучмаева (1936-2014) - основатель и первый ректор Государственной академии славянской культуры, доктор филологических наук, кавалер ордена святой равноапостольной Великой княгини Ольги и Почетного знака ГАСК "Орден верности".
2 Статья опубликована в журнале Паломнического центра Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата "Православный паломник" № 5 (18) в 2004 г.