Психолог Анастасия Пелячик: Любви учат любовью...

26.02.2018
Психолог Анастасия Пелячик: Любви учат любовью...

О том, как определить правильную меру поста для кровного ребенка и о воцерковлении приемного рассказывает многодетная мама Анастасия Пелячик, руководитель Центра семейного устройства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.

Анастасия, расскажите, пожалуйста, как проходил процесс воцерковления детей в Вашей большой семье?

– Если сами родители искренне верят, если жизнь с церковью – это не только декларация ценностей, но еще и образ жизни, то вопрос об истинности веры для детей не встает. Праздники, службы, посты, вечерние и утренние правила, чтение Евангелия... дети смотрят на родителей и принимают все это и очень мягко воцерковляются.

Однако очень важный момент: как никогда нельзя наказывать трудом, так никогда нельзя принуждать ходить в церковь или читать молитву. Например, вы можете рассердиться и заставить ребенка мыть полы или пропалывать грядку. Но кроме отвращения к помощи по дому это ничего больше не вызовет. То же самое, если ребенок не хочет по какой-то причине в этот день идти в церковь, то принуждением мы рушим его убеждения и веру. Поэтому, на мой взгляд, очень важно советоваться с ребенком: если он плохо себя чувствует, если он не в настроении, если он не готов – не настаивать.

– В таком случае некоторые дети могут начать притворяться и ссылаться на якобы плохое самочувствие?

– Да, такое бывает. В моей семье два непростых ребенка-подростка, которые время от времени и, вправду, саботируют поход в церковь. И, конечно, я оставляю их дома, но когда все дети, вернувшись со службы, начинают рассказывать о чудесной проповеди, о том, кого из прихожан они встретили, как после службы весело провели время в кафе, какими вкусными были медовые коврижки у сестер нашей обители, мои суровые подростки горько жалеют о том, что раскапризничались и пошли на поводу у своей лени, и не захотели участвовать вместе с остальными в воскресной службе.

– Но иногда детям действительно непросто находиться в храме. Они или отвлекаются и получают нагоняй от родителей, или вынуждены все время стоять на ногах, что выдержать в силу возраста сложно.

– Конечно, в Москве не так много храмов, где, например, есть скамьи, чтобы можно было посидеть во время службы. Мы с семьей являемся прихожанами Марфо-Мариинской обители милосердия, и в Покровском соборе есть не только те самые скамьи, но возле него находится и детская площадка, что очень важно. Когда дети, например, 5-6 лет устают, они выходят на улицу и возвращаются уже к Причастию или к проповеди батюшки. Другими словами, здесь все условия для того, чтобы храм не ассоциировался у ребенка с многочасовым стоянием и слушанием. Понимаете, суть не в том, что ребенок не может устоять на месте. Для малыша большая часть церковной службы остается непонятной, но быть участником Таинства и быть в этот момент вместе с семьей очень важно для него.

А возможность ребенка выйти на улицу и оставаться там в безопасности – очень важно для мамы. Я всегда разрешаю детям выходить из храма, если они устали, не требую от них участия от начала и до конца – я доверяю им.

– Вы сказали, что для ребенка очень важно участие в Таинствах и присутствие на службе его родных. Храм получается неким связующим звеном, объединяющим всю семью?

– Вообще, церковь – это еще один способ объединения людей вообще и семьи, в частности. Причем, для наших детей поход в храм – это радостное событие, которое не только объединяет всю семью, но и помогает каждому ребенку взрослеть. Теперь храм для них–- это когда ты делаешь над собой некое усилие, а потом обязательно получаешь вознаграждение, такое простое, понятное и доброе. Например, мои ребята очень любят просфорки. Вы не можете себе представить, какая большая радость для них получить теплую небольшую просфорку в конце службы. Нередко после воскресной Литургии всей семьей мы идем в кафе, чтобы обсудить утреннее событие, а потом – в книжный магазин, где они сами могут выбрать подарок. Пытаюсь приучить их к чтению, всячески подчеркивая ценности книги — как подарок, как вознаграждение...

– Как в Вашей семье проходит Великий пост?

– Перед началом каждого поста мы всей семьей обсуждаем, как будем поститься. В первую очередь, объясняем-повторяем, что суть далеко не в некой диете, а в добровольном отказе от того, что нравится. Смирение и отказ от чего-то добровольно – это и есть та жертва, которая лежит в основе поста.
Во время обсуждения каждый ребенок высказывает свои предложения, от чего стоит на сорок дней отказаться, а потом они выносятся на всеобщее голосование. Правда, мои предложения отказаться от компьютера, мультиков или сотового телефона всегда вызывают бурные обсуждения... далеко ведь не всегда удается убедить детей отказаться от просмотра мультфильмов во время поста.

А вот некоторые ограничения в еде ребята принимают довольно легко. Например, соглашаются исключить из рациона мясо и колбасу... хотя, по правде говоря, от сладкого, даже постного, отказаться не так-то просто. Поэтому каждый пост в нашей семье отличается от предыдущего в зависимости от того, с чем дети на данный момент времени готовы расстаться, что они могут сознательно принести в жертву.

– На какие ограничения соглашаются Ваши дети?

– В первую очередь, предлагают отказаться от молока и рыбы. Конечно, сначала они хитрят и предлагают то, что исключить из питания довольно просто... хотя, в основном, так поступают именно малыши. А уже дети школьного возраста как бы сами понимают, что необходимо отказаться от чего-то, что даже и вредно, поэтому они говорят о сладостях, фастфуде, бутербродах. А также и о компьютерных играх. Мне очень приятно, что старшие дети предлагают всей семьей читать религиозную литературу, серьезные и глубокие тексты. В нашей семье есть такая традиция – перед сном читать сказки, романы, детские рассказы – художественную литературу. Во время поста ребята следят, чтобы мы всегда читали перед сном Библию. Они у меня такие молодцы!

Поддержите наш проект Центр семейного устройства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей!

Беседовала Татьяна Энтина

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com