Шаг за шагом – учимся ставить цель и идти к ней
×

Шаг за шагом – учимся ставить цель и идти к ней

21.03.2018
Шаг за шагом – учимся ставить цель и идти к ней

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».
В предыдущей беседе мы с вами рассматривали виды поощрений, которые можно использовать в процессе овладения какими-то навыками.

Хочу напомнить, что вы совсем не обязаны пользоваться нашими методами, ведь вы – главный эксперт в воспитании вашего малыша, и, наверняка, с момента появления ребенка приобрели уникальные способы в общении с ним. А мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми, которые посещают наш Центр.

На первом вебинаре я рассказывала о том, что одним из важных этапов в процессе обучения ребенка является организация среды. Мы не будем подробно на этом останавливаться, напомню лишь, что под этим принято подразумевать время, место, и материалы, которые будут использоваться в процессе освоения новых навыков.
В этой статье мы более подробно рассмотрим другой важный момент – это правильное инструктирование, от которого во многом зависит успех в выполнении заданий.
_______________________________________________________
Скажи мне хоть сто раз, а я все равно могу не понять, что я должен делать. Покажи мне, что именно ты имеешь в виду, - медленно и четко, раз или два, - и я смогу приблизиться к цели. Но если ты сделаешь это вместе со мной - положишь свою руку на мою и проведешь меня через все, что нужно сделать, - я сделаю это!
_______________________________________________________

Инструктирование
Подумайте сами. Когда вы занимаетесь с совсем маленьким ребенком, Вы не пускаетесь в сложные объяснения; вы совершенно естественно показываете ему, что и как нужно делать, или, взяв его руку, проделываете это вместе с ним. Не так ли?

 Признаем и мы, что нередко тоже предпочли бы демонстрацию устным объяснениям. Мы знаем, как легко иногда могут сбить с толку слова, особенно указания. Представьте, как сложно нашему логопеду писать статьи о логопедическом массаже, когда она могла бы просто продемонстрировать его на вашем лице, или наш ценный эрготерапевт, пытающийся на бумаге и по фотографиям объяснить вам, как правильно переносить и усаживать малыша, чтобы сохранить ваше здоровье и предотвратить вторичные нарушения у вашего ребенка. Гораздо легче было бы пригласить вас в наш Центр, и всем вместе шаг за шагом проделать это на практике. Скоро настал бы момент, когда мы смогли бы обойтись одними словами, и свести на нет физическую помощь.

 Однако мы не можем быть рядом с вами всегда, не можем объяснять, показывать и направлять. Но что касается вас, то вы сможете облегчить задачу своему ребенку, если будете ему объяснять, показывать и/или помогать физически. Что и в каких количествах употреблять, будет зависеть от возможностей вашего ребенка. Так, если вы прививаете базовые навыки ребенку, которому трудно понимать речь, упор лучше делать на физическом руководстве.

Скажи мне: словесные указания
Как сделать указания наиболее эффективными, способными облегчить ребенку задачу?
Понятно, что невозможно найти двух одинаковых людей, которые могли бы давать указания одними и теми же словами. Тем не менее, мы предложим вам несколько соображений, которые полезно иметь в виду.

Фото 1.jpg

Словесные указания следует произносить медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас свое внимание. Привлечь его внимание всегда легче, если перед объяснением задачи произнести его имя. Прежде чем начать, мы должны убедиться, что он смотрит на нас - «Лиза, посмотри на меня!» (В одной из следующих бесед мы более детально остановимся на привлечении внимания, как базовом навыке).

Указание должно быть простым. Если процесс обучения выстроен правильно, описание задачи будет состоять не более, чем из одного-двух предложений. Нужно, чтобы указания были ясными и краткими. Они должны направлять, а не отвлекать.

В указаниях должны использоваться слова, которые ребенок понимает.

Мы стараемся думать о том, что говорим. Понимает ли наш подопечный значение слов, которые мы произносим?
- «Открой кран с холодной водой»,
- «Возьми мыло».

Ясны ли ему такие понятия, как «холодный» «горячий», «кран», «в», «под», «справа», «красный», «около», «между», «за»? Иногда можно найти более простое слово для объяснения того, что мы имеем в виду. В любом случае, если часть задания ребенок выполнить не может, нужно спросить себя, действительно ли он понимает, что ему нужно сделать.
Если нам кажется, что ребенок еще не понимает смысла слов нашего указания, мы подбираем другие слова или изменяем часть требований. Подобрав указание, способное обеспечить успешное выполнение задания, останавливаемся на нем. Важно быть последовательными и постоянными!

Однако даже самые четкие указания - это только слова, а одних слов иногда не достаточно. Наряду со словесным объяснением необходимого действия, само действие иногда нужно продемонстрировать. Эту процедуру мы называем моделированием.

Покажи мне: моделирование
Покажите ребенку, что ему нужно сделать. Часто именно моделирование лучше всего помогает понять, чего мы от него хотим. Словесное указание «усиливается» во много раз, если к нему добавить простую и ясную демонстрацию. В любом случае это - естественное стремление, в котором проявляется желание задействовать не только способность ребенка слушать, но и способность имитировать наши действия.

 «Делай так»... когда мы берем кисточку, когда мы ставим кубики друг на друга, когда мы, накрывая на стол, кладем ложки на фартучки.

Иногда, мы вслух даем указания во время демонстрации: «Возьми ложку и опусти ее в тарелку. Вот так».
Наши словесные указания гораздо понятнее ребенку, если сначала он увидит, как мы это делаем.

Фото 2.jpg

Не стоит моделировать сразу все действия. Запомнить такую модель ему будет слишком трудно. Вместо этого эффективнее моделировать каждый шаг, который предстоит сделать ребенку. Если путем имитации он будет хорошо осваивать эти отдельные действия - небольшие шаги, - можно начать моделировать более крупные шаги, демонстрируя тот этап, который, на наш взгляд, ребенок реально сумеет преодолеть.

Примечание: Старайтесь не забывать, что моделирование только тогда будет иметь смысл, когда будет производится медленно и с надлежащим преувеличением.

По мере овладения навыком, моделирование будет становиься все менее необходимым. Постепенно и словесные указания можно будет укорачивать, доводя их до подсказок, как например: «А теперь салфетка». Со временем мы убираем и то, и другое. Это постепенный процесс, который может продолжаться дни, недели, даже месяцы - в зависимости от успехов ребенка.

Направь меня: физическое руководство
Выполняем задание вместе с ребенком. После объяснения и показа берем своими руками его руки и проделываем вместе с ним все действия.

Фото 3.jpg

На начальном этапе действующим лицом является только педагог; ребенку здесь отводится роль пассивного участника. Но после двух или трех таких активных манипуляций с его руками начинаем постепенно уменьшать физическую помощь. Пусть он все больше и больше сам участвует в выполнении задания. К примеру, если вы собираете пирамидку, вы можете не так крепко держать его руку и не так уверенно направлять элемент пирамидки к нужному месту. Когда ребенок станет управляться с пирамидкой лучше, можно уже не держать его руки, но свои руки держите поблизости на тот случай, если ваша помощь потребуется.

Однако, что бы на наш взгляд, ни требовалось ребенку для успешной работы: демонстрация, физическое руководство или и то и другое, применять эти приемы нужно только вместе со словесными объяснениями и столько времени, сколько это необходимо ребенку.

Когда мы собираемся перейти к следующему шагу своей учебной программы, проверяем, как ребенок выполняет то задание, над которым мы только что работали. Если он успешно справляется, следуя только словесному указанию, значит, он готов к следующему шагу. Если все еще нуждается в показе или физической помощи, то, скорее всего, не совсем готов.

Любое занятие или даже игру мы заканчиваем на ситуации успеха. Если ребенку еще трудно выполнять задание, то перед окончанием занятия мы предлагаем ему решить более простую задачу, с которой он определенно справится.

Успешное формирование навыков - процесс медленный и постепенный. Ожидать качественного изменения в поведении ребенка за одну ночь - значит обрекать себя на неизбежное разочарование. Попросите ребенка выполнить задание чуть-чуть получше, поощрите его успех соответствующим образом и постепенно начните понемногу усложнять задачу. Прогресс будет ровным и постоянным. Достижения наших подопечных, которые упорно придерживаются и дома своего учебного плана, подтверждают это снова и снова.

Смоделируем ситуацию:
Маша Ц. 7 лет, левосторонний гемипарез, ЗПРР, учится концентрировать внимание и выполнять указания, а ее задача в данное время заключается в том, чтобы взять планшет со своим расписанием, который находится где-то в комнате, и принести его Кате (своему педагогу), когда она скажет: «Принеси мне своё расписание!»
Первый день занятий не заладился. Маша бродила туда-сюда, присаживалась, отвлекалась и роняла планшет. Что сильно расстраивало воспитателя. Дело же было в том, что Катя, каким бы хорошим педагогом ни была, с самого начала ожидала слишком многого. Она не разбила задачу на достаточно маленькие шаги.
И вот они начали все сначала. Оля - психолог – стала «феей» Маши и дала планшет ей в руки. Воспитатель села всего в четырех шагах от нее. Когда она сказала: «Маша, принеси мне свое расписание!», психолог осторожно подвела к ней девочку. Катя взяла планшет и сразу похвалила Машу. В следующий раз психолог вела ее уже не всю дорогу. Постепенно девочка стала отказываться от физического сопровождения и довольствоваться только легким толчком. Наконец, психолог совсем перестала помогать ей физически. Затем психолог начала отводить девочку от воспитателя все дальше и дальше, пока Маша не научилась приносить планшет с расписанием из любой части игровой.

Мы исследовали много разных способов привлечения внимания ребенка и приемов обучения его новым навыкам. Мы поговорили о необходимости поощрения и выбрали несколько вариантов поощрений для работы с ребенком.

В следующей статье мы рассмотрим трудности, которые могут возникнуть в процессе формирования тех или иных навыков и расскажем, с какими трудностями сталкиваемся мы в процессе своей работы с нашими подопечными.

Статья подготовлена на основе материалов Моржиной Е.В. «Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома»; Бейкера и Алана Дж. Брайтмана, Брюса Л.«Путь к независимости».


Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru