Сенсорное развитие детей с ДЦП

11.04.2018
Сенсорное развитие детей с ДЦП

Статью подготовила психолог "Елизаветинского сада" (АНО ММДЦ) Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».

Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с ДЦП формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и, в сочетании с ограниченностью практического опыта, становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Далее мы рассмотрим игры, направленные на развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.).

Зрительное восприятие
Зрение — важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимозависимость между зрением и способ​ностью использовать окружающие предметы и понимать мир во​круг нас. Новорожденные дети чаще всего фокусируют взгляд на лицах, особенно на лицах, находящихся близко к ним (на расстоянии око​ло 20 см — дистанция между лицами матери и ребенка во время кормления). Из нескольких различных объектов ребенок скорее всего посмотрит на человеческое лицо. Дети различают свет и тьму, видят очертания предметов и проявляют больше интереса к предметам небольшого размера и причудливой формы.

Научившись фокусировать взгляд на лицах, дети затем учатся следить глазами за движущимися предметами.

Постепенно у ребенка развивается способность видеть удален​ные предметы, начиная с расстояния в 0,5 м и кончая предметами, расположенными в другом конце комнаты или еще дальше. Со вре​менем поле зрения ребенка становится таким же, как у взрослого.

Зрение помогает ребенку понять, как устроено пространство вокруг него, как расположено в пространстве его тело и как он может управлять своим положением.
Кроме того, ребенок использует полученный зрительный опыт для общения с другими людьми: устанавливает зрительный контакт, использует язык жестов. Позже ребенок начинает использовать информацию, получаемую с помощью зрения во взаимодействии со взрослыми: например, если интересующая его игрушка находится в другом конце комнаты, и рядом с ней есть взрослый, ребенок может попросить его принести игрушку.

При нарушении зрительного гнозиса* ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. В случаях выраженных нарушений он не узнает знакомые игрушки, предметы домашнего обихода. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. При менее тяжелых нарушениях слабость восприятия не оказывает серьезного влияния на поведение ребенка, но проявляется в некоторых ситуациях, например, при игре в лото. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.

* Зрительный гнозис - сложная психическая функция, позволяющая опознавать полученную зрительную информацию. При его нарушении человек не понимает, что видит, не может назвать предмет, определить, для чего он нужен. В случаях менее выраженных нарушений оказывается затруднено только опознание сложных видов информации – например картинок. При этом острота зрения, как правило, сохранна.

Общие рекомендации для детей с нарушениями зрения
— Комментируйте все свои действия простыми словами, чтобы ребенок понимал, что происходит с ним и вокруг него (сейчас будем играть).
— Пользуйтесь простым языком, описывайте однотипные действия в одних и тех же выражениях, чтобы предупредить ребенка о том, что должно произойти (я беру мяч).
— Когда вы подходите к ребенку, сначала мягко, ласково заго​ворите с ним. Этим вы предупредите его и убережете от ис​пуга.
— Поместите игрушки, с которыми играет ваш ребенок, на поднос, откуда он сможет их брать. Когда он привыкнет к расположению подноса, перемещайте его. Таким образом у ребенка разовьется представление о постоянном существо​вании предметов.
— Подвешивайте игрушки над кроваткой ребенка так, чтобы ребенок трогал их и ему не приходилось тянуться за иг​рушкой.

Стимуляция зрения
У ребенка с нарушениями зрения обычно есть какая-то способ​ность видеть, и очень важно научить ребенка максимально исполь​зовать имеющееся зрение. Старайтесь стимулировать зрение ребенка. Дети с другими нарушениями также могут нуждаться в сти​муляции способности смотреть на предметы и тянуться к ним.

Вот несколько советов для родителей, дети которых страдают нарушениями зрения:
— Используйте большие игрушки. Мелкие игрушки трудны для зрительного и тактильного восприятия.
— Используйте яркие цветные игрушки. Наше зрение работа​ет на контрастах: начните с черно-белых игрушек, затем пе​реходите к таким цветам, как красный и оранжевый. Хоро​ши также светящиеся игрушки и блестящая или голографическая цветная бумага.
— Следите за тем, чтобы ребенок играл в светлом, хорошо ос​вещенном помещении.

Примеры игр

Привет
• Ребенок испытывает большое удовольствие, когда видит ваше лицо.

• Близко наклонитесь к малышу и пропойте ему такую песенку:

Привет, привет, я так тебя люблю.
Привет, привет, потрогать тебя могу.
Привет, привет, потрогать маленький носик.
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик.

• Повторяйте стишок, изменяя при этом последние две строчки, называя разные части лица: глаза, уши, щеки или губы.

Куда он прячется?
• Держите перед ребенком яркий разноцветный шарф.

• Медленно водите им из стороны в сторону и рассказывайте, какой он красивый и яркий.

• Как только вы будете уверены в том, что малыш смотрит на шарф, медленно уведите шарф в сторону.

• Продолжайте водить его из стороны в сторону, заставляя малыша следить за ним глазами.

• Постарайтесь почаще играть таким образом. Вы помогаете развиваться детскому мозгу!

Внимание! Как и в любой игре, внимательно следите за признаками усталости вашего малыша и его желанием отдохнуть или поиграть во что-нибудь другое.

Игра со шляпами
• Ваше лицо – это первое, что узнает ваш ребенок.

• Попробуйте сыграть с малышом в игру со шляпами. Он будет узнавать ваше лицо, развивая, таким образом, зрение.

• Подберите побольше шляпок и, надевая их одну за другой, приговаривайте следующие слова:

Шляпки, шляпки, шляпки, шляпки. (Медленно наклоняйте голову назад и вперед.)

У мамочки (папочки)… (имя) есть шляпка.

… (тот же человек) любит … (имя ребенка), Когда у … (имя ребенка) на голове шляпка.

• Если у вас не наберется такого количества шляпок, повяжите на голову шарф или ленточку.

Гляделки
• Убедитесь, что полностью привлекли внимание ребенка. Измените выражение лица: улыбнитесь, издайте какой-нибудь звук или наморщите нос.

• Наблюдать за реакцией малыша, когда он следит за вашей мимикой, очень увлекательно. Его заинтересованность может выражаться в том, что он широко распахнет глаза или начнет двигать ручками и ножками.

Смотри-ка, что я вижу
• Подберите несколько ярких игрушек и одну за другой медленно водите их из стороны в сторону перед малышом, привлекая его внимание.

• В этот период малыши начинают проявлять внимание к своим ручкам. Сначала они подолгу смотрят на них и, наконец, обнаруживают, что могут заставить их появляться и исчезать.

• Возьмите детские руки в свои и тихонько похлопайте ими перед лицом малыша:

Ладушки, ладушки,
Хлопаем в ладошки.
Мамочку … (имя человека, играющего с малышом) погладь по щечке.
Хлопаем в ладошки.

Чудный свет
• При желании фонарик можно прикрыть цветной пленкой.

• Возьмите ребенка на руки и зажгите фонарик.

• Медленно водите им из стороны в сторону и наблюдайте, как ребенок будет следить глазами за фонариком.

• Перемещая фонарик, приговаривайте:

Чудный свет, чудный свет,
Вот он – чудный, чудный свет.

• Это не просто доставляет детям много удовольствия – во время игры в мозгу образуется множество необходимых связей.

Результаты научных исследований
Когда ребенок наблюдает за движущимися объектами, нейрон на сетчатке образует связь с другим нейроном, находящимся в области мозга, отвечающей за зрение. Малыш, можно сказать, налаживает свое зрение.

Куда подевалась игрушка?
• Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку, а затем спрячьте ее.

• Поощряйте малыша на поиски при помощи вопросов вроде «Она на небе?» и посмотрите вверх.

• Спросите: «Она на земле?» – и посмотрите вниз.

• Затем спросите: «Может, она у меня в руках? И, правда, в руках».

• Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения.

• Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.

Зеркальные игры
• Рассматривание себя в зеркале – интересное и увлекательное занятие. Кроме того, оно дает малышу возможность узнать себя с новой стороны.

• Вот несколько вариантов того, что вы вместе с малышом можете делать перед большим, в полный рост, зеркалом:

– улыбаться;

– двигать различными частями тела;

– корчить рожицы, издавая смешные звуки;

– произносить различные звуки при помощи губ;

– подражать голосам животных;

– раскачиваться назад и вперед.

Результаты научных исследований
Поскольку зрительные нейроны начинают формироваться довольно рано, дети нуждаются в стимулирующих визуальных упражнениях.

Прятки с куклой
• Наденьте матерчатую куклу на руку и спрячьте ее за спину.

• Покажите руку и скажите: «Ку-ку… (имя малыша)».

• Теперь снова спрячьте руку с куклой за спину.

• Продолжайте повторять эти действия до тех пор, пока ребенок не станет сознательно ждать появления куклы в определенном месте.

• А вот теперь пусть кукла появится из-за вашей головы, из-за головы малыша. Всегда подносите куклу к лицу малыша (но не слишком близко), когда произносите «ку-ку».

Результаты научных исследований
Каждая игра в прятки стимулирует создание и укрепление тысяч соединений между клетками мозга, понемногу совершенствуя сложную систему связей, которая останется в таком состоянии на протяжении всей жизни вашего ребенка. В более поздний период подобные связи образуются с трудом.

Слуховое восприятие
Слух у младенцев и понимание того, что они слышат, развиваются с возрастом. Новорожденные пугаются резких звуков.

Довольно рано ребенок начинает проявлять интерес к голосам, прежде всего, к голосу матери. Если он всем доволен, то мо​жет лежать тихо, прислушиваясь к голосу или пению взрослого.

Однако, если ребенок голоден или чем-то недоволен, он не скло​нен обращать внимание на звуки, издаваемые другими, зато охот​но издает звуки сам.
Затем ребенок начинает прислушиваться к любым звукам, будь то шум работающего пылесоса или журчание воды в ванной. Неко​торые звуки вызывают у ребенка радостное возбуждение: он при​слушивается и поворачивается в сторону, откуда исходит звук.

Ребенок начинает отвечать на голос взрослого лепетом и гулением, т.е. ведет с ним «разговор». Услышав новый звук, ребенок пытается понять, откуда он исходит. Обычно ребенок учится определять место, откуда исходит звук, сперва одним ухом, затем другим.

Сначала ребенок определяет местоположение звуков, раздаю​щихся поблизости от него (например, треск погремушки), но по​степенно научается верно определять источник звука, доносящего​ся издалека (дверной звонок, гул самолета).

Ребенку необходимо слышать звуки, чтобы научиться самому произносить их. Постепенно ребенок понимает, что некоторые звуки служат для коммуникации и имеют значение, т.е. являются речью.

Мы живем в очень шумном мире: нас постоянно окружают такие звуки, как шум городского транспорта, пение птиц, тиканье часов или шум стиральной машины. Постепенно ребенок учится отбра​сывать все посторонние шумы и фокусировать внимание на зна​чимых звуках, например на голосе взрослого, обращенном к нему.

В раннем периоде развития дети лучше слышат и восприни​мают высокочастотные звуки. Поэтому они лучше реагируют на голоса женщин, и поэтому же взрослые инстинктивно разговари​вают с малышами тоненьким, «детским», голоском. Со временем ребенок начинает различать и воспринимать и низкие частоты.

При нарушении слухового восприятия (при сохранном физическом слухе) ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху (многие дети боятся звука работающего пылесоса, так как не соотносят шум с предметом – пылесосом – и со смыслом происходящего – уборкой). Также таким детям трудно контролировать свои действия (например, закончив играть с водой, ребенок забывает выключить кран, так как не выделяет шума текущей воды среди других звуков). Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Общие рекомендации
Разговаривая с ребенком, вы должны находиться вблизи от него и в поле его зрения. Привлеките его внимание, убедитесь, что он видит вас и поддерживает зрительный контакт. Это особенно важно, если у ребенка нарушения слуха.

Взрослый лепет
• «Сюсюкаясь» со своим малышом, вы общаетесь с ним и поощряете голосовое реагирование. Это, в свою очередь, способствует формированию речевых навыков.

• Постоянно говорите что-нибудь вроде: «Ты у меня такой славный малыш» или «Посмотри-ка, чьи это маленькие пальчики?».

• Разговаривая с ребенком в такой манере, наклоняйтесь поближе и смотрите ему в глаза.

Игра с погремушками
• Поднесите погремушку к ребенку и тихонько ее потрясите.

• Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, «Жили у бабуси…»).

• Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.

• Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.

• Вложите погремушку ребенку в руки и снова спойте.

• Маленькие дети обожают петь, и позже, когда подрастут, они будут пытаться имитировать звуки, которые слышали ранее.

Разговоры с малышом
• Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как вы моете руки, одеваетесь и все в таком же духе.

• Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.

• Время от времени изменяйте высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.

Связь через беседу
• Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде: «Какой сегодня чудный день».

• Когда малыш отреагирует каким-нибудь лепетом или воркованием, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза.

• Если ребенок что-нибудь лопочет, отвечайте ему кивком головы и улыбайтесь.

• Тем самым вы даете понять малышу, что слушаете его и вам нравятся звуки, которые он издает.

• Проговорите следующее предложение. Обязательно сделайте паузу и подождите реакции малыша.

• Давая ребенку понять, что внимательно его слушаете и что вам нравится его слушать, вы тем самым способствуете развитию его речи и уверенности в себе.

Жили у бабуси два веселых гуся
• Детям очень нравятся музыка и ритм.

• Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей.

• Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два» в третьей строчке. Вскоре ребенок специально станет ждать это громкое слово.

• Помогите малышу удерживать ложки. Пойте песню, когда он держит ложки в руках:

Жили у бабуси два веселых гуся,
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.

Звуки повсюду
• Окружите малыша разнообразными звуками.

• Издавайте разные звуки, активно двигая губами. Положите пальчики малыша на свои губы, чтобы он смог прочувствовать движение, и:

– пожужжите, как пчела;

– помурлыкайте;

– надуйте щеки;

– повойте, как сирена;

– покашляйте;

– почихайте.

• Пошелестите какой-нибудь бумагой. Лучше всего для этого подойдут целлофан или бумажные салфетки.

Где прячется музыка?
• Осознание разнообразия звуков приходит с возрастом и опытом.

• Игры, служащие развитию слуха, помогут развитию мозга.

• Поставьте механическую музыкальную игрушку вне поля зрения вашего малыша.

• Заведите ее и спросите: «Где музыка?»

• Когда малыш повернется на звук музыки, обязательно похвалите его, не скупясь на комплименты.

• Повторяйте эту игру, ставя игрушку в различных частях комнаты.

• Если ваш ребенок уже ползает, спрячьте игрушку под подушку или в любое другое доступное место так, чтобы он смог до нее доползти.

Веселые погремушки
• Положите в металлическую банку несколько пуговиц. Плотно закройте крышку, чтобы малыш не смог ее открыть.

• Потрясите банку и послушайте, как она гремит.

• Дайте ребенку самому потрясти банку.

Пойте и говорите
В статье, опубликованной в журнале «Newsweek», сообщалось о результатах исследований, проведенных немецкими учеными в Университете г. Констанца. Было доказано, что «музыкальная атмосфера способствует образованию нервных связей в мозгу».

• Вспомните все ваши любимые песни и постоянно напевайте их малышу.

• Какую бы песню вы ни пели, ребенок с удовольствием будет слушать произносимые вами слова. И совершенно неважно, что он их не понимает.

• Если в песне встречается слово, которое наверняка знакомо вашему ребенку, выделяйте его голосом.

• Вместо пения попробуйте произносить слова на различный манер: шепотом, громко, мягким или высоким голосом.

• Поете вы или говорите, ритм открывает множество возможностей для развития детского мозга.

Корова говорит «Му»
• Рассматривая в книжке изображения животных, говорите о том, какие звуки кто произносит.

• Произносите звуки, издаваемые теми или иными животными, и просите ребенка показать это животное в книжке.

• Расширяйте репертуар звуков – добавьте звуки автомобильного клаксона, пожарной сирены, трели птиц и т. д.

• Помогайте ребенку распознавать звуки, доносящиеся из окружающего мира.

Классическая музыка
• Время от времени слушайте со своим малышом классическую музыку.

• Очень хороший выбор – «Полет шмеля». Это произведение в быстром темпе дает возможность притвориться жужжащим шмелем, летающим по комнате.

• Тихую и спокойную музыку хорошо слушать перед сном.

• Вот некоторые рекомендации:

– «Голубой Дунай» (Штраус) – заразительная музыка, под которую хорошо танцевать;

– «Карнавал животных» (Сен-Санс) – музыка, передающая голоса и повадки разных животных;

– увертюра к «Вильгельму Теллю» (Россини) – живая, хорошо запоминающаяся музыка;

– «Щелкунчик» (Чайковский) – отличная музыка для театрализованных представлений;

– «Лунный свет» (Дебюсси) – музыка для вечернего прослушивания.

Слушаем звуки
• Оказавшись с ребенком на природе, помогите ему познакомиться с ее чудесными звуками.

• Начните с птиц. Когда слышите птичий щебет, постарайтесь скопировать звук и объясните ребенку, что вы поете «птичью песенку».

• Если делать это часто, ребенок начнет распознавать пение птиц и может попробовать подражать ему.

• Добавляйте и другие звуки – шум ветра, стрекот кузнечиков.

• Учите ребенка распознавать и механические звуки – гудение машин, мотоциклов, поездов.

Кинестетическое восприятие (тактильно-двигательное)
При нарушении тактильного восприятия у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности. При этом могут формироваться страхи и нарушения поведения (в одних случаях ребенок не получает необходимой информации из окружающей среды и не может адекватно реагировать на происходящие вокруг события, в других, наоборот, любое воздействие оказывается для него слишком сильным, непереносимым). И в том, и в другом случае ребенок может демонстрировать как повышенную активность (он стремится получить необходимую сенсорную информацию или, наоборот, избежать воздействия), так и инактивность, пассивность (не реагирует на те стимулы, которых не чувствует, например, прикосновение к горячему чайнику, или, наоборот, боится двигаться, чтобы не удариться, не прикоснуться к неприятным для него объектам).

Несмотря на заметные различия между гипер– и гипосензитивностью, работа по их преодолению имеет общие черты. Так, основной задачей мы ставим расширение сенсорного опыта ребенка.

Игра с ветерком
• Эта игра помогает малышу осознавать наличие у него различных частей тела.

• Нежно подуйте на ладони вашего ребенка. Дуйте и при этом приговаривайте нараспев: «Вот твои ладошки».

• После этого поцелуйте ладошки.

• Подуйте на другие части тела. Большинство детей очень любят, когда им дуют на локти, пальцы рук и ног, шею и щеки.

Сенсорное восприятие
• Старайтесь разнообразить ощущения вашего ребенка: это поможет ему в осознании самого себя и окружающего мира.

• Попробуйте тереть о ладошки малыша различные ткани. Для начала отлично подойдут атлас, шерсть и махровая ткань.

• Дайте своему ребенку возможность почувствовать разнообразные запахи. Выходите на улицу и нюхайте цветы. Понюхайте спелый апельсин.

Внимание! Будьте осторожны и не перестарайтесь. Внимательно следите за признаками усталости.

Хлоп, хлоп, хлоп
• Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом.

• Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте его по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них.

• Используйте этот стишок в качестве подсказки:

Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша.
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша. (Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)

• Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела.

• Измените игру. Возьмите в свою руку детские пальчики и дотрагивайтесь ими до своего тела.

Пальчики
• Повторяйте стишок, по очереди дотрагиваясь до детских пальчиков.

• На последней строчке помашите ручкой малыша:

Пальчик, пальчик,
Покажись!
– Вот он я. –
Улыбнись.

Резиновые игрушки
• Резиновые игрушки – замечательная забава для маленьких детей, поскольку их легко сдавливать, что крайне нравится малышам.

• Ваш ребенок развивает простые двигательные навыки, сдавливая и сжимая различные предметы.

• Если ему еще тяжело сделать это самому, положите свои руки поверх его и помогите сдавить игрушку. Как только он поймет, что нужно делать, то сможет нажимать на игрушку самостоятельно.

• Вот смешное стихотворение, которое вы можете проговаривать, сжимая игрушку:

Вот игрушка, вот лягушка,
Вот зеленая квакушка.
Не полушка и не плюшка,
А зеленая квакушка.

Моем игрушку
• Мокрые мочалки – превосходные игрушки для малышей. Им очень приятно, когда их касаются мочалкой.

• Поиграйте в прятки с мочалкой во время принятия ванны.

• Спрячьте игрушку в мочалке, и пусть малыш сам попробует найти ее.

• Дайте ребенку мочалку и позвольте ему вас умыть.

• Спойте следующий куплет на мотив песенки Винни-Пуха про тучку:

Мы моем, моем мячик,
Мочалкой трем его. (Трите мячик детской ручкой при помощи мочалки.)
Совсем-совсем как новенький,
Мы вымыли его.

Падающий лед
Это чудесная игра для ванной.

• Наполните чашку кубиками льда.

• Дайте малышу другую чашку.

• Уроните один кубик льда в ванную и посмотрите, сможет ли малыш поймать его при помощи чашки.

• Если у него возникли трудности, подскажите ему, как можно поймать кубик.

• Еще одна замечательная игра – положить один кусочек льда малышу в ладошку и показать, как его нужно ронять, а затем вылавливать при помощи чашки.

Что можно сделать с пирамидкой?
Пирамидки с кольцами предлагают массу возможностей для всевозможных развлечений.

В зависимости от возможностей и потребностей вашего ребенка, поощряйте его пробовать любой вариант из предложенных:

– нанизывать большие кольца на маленькие, маленькие на большие и так далее;

– кидать кольца;

– надевать кольца на пальцы или руки;

– засовывать кольца в рот;

– вращать кольца.

К использованию любой игрушки нужно подойти творчески. Помогите ребенку понять, как по-разному можно играть с той или иной игрушкой.

Свойства предметов
Эта игра развивает осязание и речь ребенка.

• Разложите перед ребенком различные предметы с интересной фактурой, например что-нибудь очень твердое (кубик) и что-то очень мягкое (плюшевую игрушку).

• Положите руку ребенка на твердый предмет и назовите его, предварив определением «твердый»: «Твердый кубик». Теперь поместите его руку еще на какой-нибудь твердый предмет и снова назовите его: «Твердый стол».

• Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким предметам: ковру, подушке и т. п.

• Когда произносите слово «твердый», старайтесь, чтобы и голос звучал твердо, а слово «мягкий» произносите помягче.

Цветной лед
• Приготовьте кубики льда из воды, подкрашенной разными пищевыми красителями (они не токсичны).

• Начните с какого-то одного цвета.

• Поместите кубики льда в небьющуюся миску и начинайте играть с ними, периодически напоминая об их цвете: «Дай мне, пожалуйста, синюю льдинку».

• Постройте из ледяных кубиков башню и наблюдайте, как она начинает подтаивать, обсуждая то, что видите. Это очень интересная забава.

• В другой раз наполните миску кубиками двух цветов. Теперь, строя башню, сравнивайте цвета, не забывая называть их. Когда кубики начнут таять, могут образоваться совершенно новые цвета. Например, если вы приготовили красные и желтые кубики, может получиться оранжевый цвет.

• Лучше всего играть в эту игру в жаркий день!

Восприятие запаха и вкуса

ВКУС
Самая чувствительная часть тела у ребенка — рот, поэтому не​удивительно, что ребенок старается все попробовать на вкус.

Во время кормления обратите внимание ребенка на то, что он ест. Прокомментируйте: - Огурец соленый! Банан сладкий! Слива кислая!
Также помогите ребенку узнавать (различать) продукты по вкусу (шоколад, груша и др.)

Фруктовая песня

• Положите на стол фрукты трех видов и назовите их.

• Пусть ребенок потрогает каждый фрукт, когда вы называете его.

• Продекламируйте или пропойте, подобрав подходящий мотив, следующее:

… (имя ребенка) любит яблоки,
Яблоки, яблоки.
… (имя ребенка) любит яблоки,
И это хорошо.

• Затем:

… (имя ребенка) любит виноград…
… (имя ребенка) любит ягоды…

• И, наконец:

Сейчас мы сделаем салат
Из этих вкусных фруктов,
Сейчас мы сделаем салат,
И … (имя ребенка) его съест. Ням!


Фруктовая сказка
Эта игра может удачно заменить «Фруктовую песню», когда та поднадоест.

• Выберите три-четыре фрукта, и пусть ребенок осмотрит их.

• Теперь разрежьте один из фруктов, обсуждая с ребенком, что вы видите внутри. Там могут быть семечки, сердцевина, дольки и т. д.

• Придумайте и расскажите малышу сказку об этом фрукте. Например:

Жило-было яблоко, которому очень хотелось поиграть с Андрюшей. Тогда оно прикатилось и говорит: «Привет, Андрюша, радо тебя видеть. Но я такое одинокое. Может быть, пригласим другие фрукты поиграть с нами?»

«Хорошо, – ответил Андрюша. – Я позову апельсин». Андрюша позвонил по телефону и сказал: «Здравствуй, апельсин. Приходи к нам поиграть».

• Пусть ваш ребенок сам предложит, кому позвонить следующему. Взяв новый фрукт, осмотрите его вместе, поговорите о нем, ну и, конечно, попробуйте на вкус.

Бутерброд-бабочка
Попросите своего малыша помочь вам приготовить бутерброд.

• Разрежьте ломтик хлеба по диагонали.

• Намажьте хлеб маслом, а затем украсьте кусочками фруктов – дольками банана, ягодами, изюмом и т. п.

• Составьте бутерброды углами, и у вас получится бабочка.

• Добавьте усики (из стеблей салата, например)

• После того как ребенок съест бутерброд, предложите ему притвориться бабочкой и полетать по комнате.

ОБОНЯНИЕ
Смазывайте руки и ноги ребенка кремом, смешанным с арома​тическими маслами. Привлеките внимание ребенка к их запаху: понюхайте сами, сопровождая свои действия подчеркнутой реакцией, затем подведите ручку или ножку к носу самого ребенка, чтобы он лучше ощутил аромат. Используйте также неприятные запахи — например, запах лука.

Ароматная игра
Выберите три предмета с характерным запахом. Проще всего начать с плодов и цветов. Интересные ароматы, например, у апельсина, маринованного огурца и сирени.

• Предложите своему малышу притвориться медведями на прогулке.

• Скажите: «Мишутка, я чувствую очень приятный запах».

• Сделайте вид, что срываете апельсин с дерева. Отщипните немного кожуры и дайте ребенку понюхать плод.

• Продолжайте игру с двумя другими выбранными предметами.

• Скажите: «Мишутка, давай сядем на травку и насладимся этими ароматами еще раз».

• В конце игры скажите ребенку: «Хочешь попробовать на вкус что-нибудь из того, что мы нюхали?»

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит формирование навыков и знаний ребенка, его представление о себе и об окружающем его мире.

Список литературы:

1. Финни Нэнси «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие»;
2. Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»;
3. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»;
4. Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет»;
5. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. «Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий».

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com