Развитие мышления через игру

29.08.2018
Развитие мышления через игру

Статью подготовила детский психолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию или взаимодействовать с другими людьми, ребенку необходимо уметь устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями, а также классифицировать их, прослеживать причинно-следственную связь между событиями.

Всё, даже простейшие наглядно-действенные задачи, предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми. Однако двигательные нарушения у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить всё многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена, следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно.

Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается.
Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при использовании менее нарушенные функции (например, речь). И поэтому в психическом развитии ребенка можно отметить «ножницы»: ребенок дает разумные объяснения, связанные с окружающей действительностью, событиями, явлениями, бытом, описывает все этапы выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и выполнить не может. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других более сложных форм мыслительной деятельности.

Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены в своем развитии, поэтому данный вид мышления формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей.

Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап у детей с ДЦП существенно страдает, ведь он зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия.

Долгое время основная связь с предметом остается лишь зрительной, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста. И поэтому становление и целенаправленное развитие речи на этом этапе способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что, в свою очередь, приводит к развитию понятийного и словесно-логического мышления.

По данным Е. М. Мастюковой, при некоторых клинических формах ДЦП процесс становления речи и мышления имеет свои особенности. Так, при гиперкинетической форме чувственное обобщение достигает своего наибольшего развития. Для многих детей с церебральными параличами даже до становления активной речи характерен обобщенный тип восприятия, а с развитием речи происходит дальнейшее развитие словесного обобщения, понятийного мышления. Большая эмоциональность этих детей, стремление к контакту способствуют тому, что речь уже на самых ранних этапах своего формирования становится средством связи и познания окружающего мира, в силу чего наиболее полное развитие абстрактного мышления происходит чаще при этой клинической форме ДЦП.

При двойной гемиплегии и спастической диплегии чаще отмечается нарушение гностических зрительных функций, таких как нарушение восприятия объемных величин и пространственных взаимоотношений, что приводит к недостаточному развитию чувственного обобщения. Психические особенности (повышенная пугливость, инертность) тормозят речевое обобщение, и речь не становится достаточно развитым средством познания, что приводит к задержке развития понятийного и абстрактного мышления.

Своеобразно становление речи и мышления и при атонически-астатической форме ДЦП. Речь остается отражением конкретной связи слова с предметом, обобщенный тип восприятия не развивается. Речь не становится средством связи и познания окружающего мира, что отражается в мышлении и поведении детей, которые остаются часто "вне" ситуации, вне коллектива, не устанавливают связей с окружающими. Внимание их крайне неустойчиво, деятельность неорганизованна, мышление сугубо конкретное.

Исследование Е.М. Мастюковой указывает на особенности становления речи и мышления у детей с ДЦП, а также на тесную связь и взаимовлияние речи и мышления в процессе развития как нормального, так и аномального ребенка.

Для развития правильного мышления у детей, свойственного их нормальному этапу развития, можно применять следующие интерактивные игры.

1.png


Комплекс игр

УЧИМСЯ ОТКРЫВАТЬ КОРОБКУ
Положите игрушку в коробку и закройте крышкой. Спросите малыша: «Что там?», потряхивая коробкой и прислушиваясь к звукам. Дайте малышу открыть коробку. Научите его один за одним выкладывать разные предметы из коробки (выкладывайте их по порядку на пол, на диван или на стол перед малышом ). Покажите пустую коробку – «нет ничего». Закройте ее, потрясите коробку, звука не будет. Скажите: «Нет ничего в коробке! Пустая коробка!».
Поиграйте с игрушками, которые Вы достали из коробки. Например, из разноцветных кубиков постройте поезд (ставьте кубики один рядом с другим).

ИГРАЕМ С РЫБКАМИ
В таз опустите игрушки (например, рыбки). Дайте малышу сачок (рекомендуемая длина ручки сачка 40-50 см, диаметр сачка 10-15 см). Научите малыша пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Это не так просто для него как кажется на первый взгляд, потому что ему нужно научиться ловко пользоваться новым предметом — орудием!

2.png

ИГРА С МАТРЕШКАМИ

Вам понадобится многоместная матрешка, из которой для игры возьмем две матрешки (остальные пусть постоят на полке и подождут, пока ребенок чуть подрастет). Первая — самая маленькая матрешка, вторая — матрешка большая. Внимание: разница в размере матрешек должна быть 3 см и более! Вставьте маленькую матрешку в большую и закройте большую матрешку. Мы готовы. Можно заниматься с малышом.

Игра 1. Покажите малышу, как раскрыть матрешку, как вынуть из нее матрешку-малышку. Затем снова вложите маленькую матрешку внутрь большой. Сопровождайте все свои действия словами – называйте, что вы делаете, называйте размер – «это маленькая матрешка», «это большая матрешка».
Затем возьмите руку ребенка в свои руку и рукой малыша откройте матрешку. Пусть он достанет сам маленькую матрешку, поиграет с ней. Сюжет игры легко придумать самим. Матрешка может покататься на машине, поплясать, поиграть в прятки с малышом и т.п..
После игры пусть малыш спрячет матрешку — вложит ее в большую.
Возьмите руки малыша в свои руки и помогите ему закрыть матрешку (действуйте рукой малыша).

Игра 2. Покажите малышу маленькую и большую матрешку и инсценировку с ними. Например, матрешки пошли гулять, матрешки прячутся от ребенка под платочек, ребенок «угощает» матрешек печеньем, ребенок пляшет с матрешками. Просите ребенка в игре показать, где маленькая матрешка, а где большая. Слова «маленькая» и «большая» выделяйте голосом.
Дальше дайте малышу поиграть самому с матрешками.

ИГРА С ПИРАМИДКОЙ
Упражнение 1. Вам понадобится пирамидка с одним размером колец (4-5 колечек на стержне).
Если малыш не знаком с пирамидкой, то лучше начать заниматься с пирамидкой с одним размером колец. Дайте малышу возможность обследовать колечки пирамидки: проведите его ладошкой по кругу – вот какое колечко кругленькое! Покажите, как колечко катается. Положите колечко от пирамидки на стол. Оказывается, колечко может не только кататься, но и лежать! Дайте колечко в руки малышу для игры – покажите как брать колечко кончиками пальцев.

Пусть малыш сначала научится нанизывать кольца на стержень. Покажите ему, как это делается. Сначала покажите, как нанизать первое колечко. И предложите малышу повторить это действие. Если он не сможет его повторить, возьмите его ручку в свою и наденьте колечко на стержень. Продолжайте нанизывать колечки. «Колечко, еще колечко, еще колечко…».

Возьмите руку малыша в свою руку и проведите его ручкой по готовой пирамидке — какая ровная получается пирамидка, гладкая!

Очень оживляет эту игру звуковое сопровождение. Когда колечко нанизано и падает на опору стержня пирамидки, говорите: «Тук! Упало». Даже совсем маленькому малышу можно называть цвета колечек: «красное колечко», «синее колечко».

Упражнение 2. Вам понадобится пирамидка с двумя размерами колец (2 кольца маленьких и 2 кольца больших). В этом упражнении малыш познакомится с величиной предметов.

Покажите кольца пирамидки малышу, назовите: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Наденьте сначала большие кольца, затем маленькие и проведите ручкой ребенка по пирамидке. Она стала неровная. Пусть малыш попробует сделать такую пирамидку с Вашей помощью.

Упражнение 3. Пирамидка из трех колец разного цвета. Помогите малышу собрать пирамидку, сопровождая действия речью: «Молодец! Взял колечко пальчиками, надел колечко. А еще одно колечко? Все колечки надел? Где еще колечко? Вот оно!». Помните, что малышу нужно постоянное одобрение и поддержка.

Игра «Ниже-выше»

Возьмите самую большую и самую маленькую детскую игрушку. Поставьте их перед ребенком, объясните ему, чем они отличаются, какая игрушка выше, а какая – ниже. Покажите, как можно сравнивать величину и высоту предметов.

Игра «Сортировка» 
Разложите перед малышом игрушки и разные предметы. Далее вы можете вместе с ребенком складывать их, сортируя, например, по размеру, материалу, из которых они изготовлены или по цвету. С помощью этой игры малыш также будет приучаться к аккуратности.

Игра «Определи лишнего»
Разложите перед ребёнком картинки в три ряда, по четыре в каждом. Три картинки из каждого ряда имеют общую основу, а четвёртая не совпадает по теме. Например, это могут быть картинки с ягодой, фруктами, овощами и деревом. Первые три означают съедобные продукты, а четвёртая - несъедобный предмет живой природы. Задача ребёнка – определить, в чём сходства и различия всех картинок в одном ряду, какие картинки можно объединить, а какие - нельзя. Кроме того, ребёнка можно попросить вспомнить, для чего нужны предметы, изображённые на рисунке.

Примечание: если ребёнок не может справиться с поставленной задачей, взрослый наводящими вопросами должен помочь ему понять суть заданий и выполнить их. После того как ребёнок освоит суть игры, задачи с остальными картинками он будет решать сам. А для того чтобы в большей степени заинтересовать ребёнка, можно предложить ему самому разложить картинки в произвольном порядке, а затем - по тематике. Те картинки, которые не относятся к тематике, он должен отложить в сторону и потом рассказать, для чего нужны предметы, изображённые на них.

В игре «Раздели на группы» вы можете использовать разные фигуры. Ребенок должен найти и выделить эти фигуры – треугольники, ромбы, круги или квадраты, независимо от их размера или цвета.


Список литературы:
1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com