Поощрение – не дрессировка или как с пользой уделить внимание ребенку

13.02.2018
Поощрение – не дрессировка или как с пользой уделить внимание ребенку

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации «Елизаветинского сада» (АНО ММДЦ) Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».

Продолжаем цикл наших бесед в рамках Ресурсного центра. Очередная статья призвана познакомить вас с таким методом обучения и воспитания, как поощрение.
На первом вебинаре мы вскользь упоминали о различных видах поощрений. Сегодня разберем каждый вид в отдельности и попробуем вместе ответить на самые распространенные вопросы, возникающие при использование данного метода. Стоит или нет применять в обучении данный метод? Как он работает? Не подумают ли, что это больше походит на дрессировку? И что вообще такое «поощрение»?

Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Метод поощрения можно рассматривать, как обучение на основе подкрепления. Подкрепление – некоторое воздействие, которое усиливает социально-приемлемое поведение. Оно может быть позитивным и негативным, в зависимости от того, на фоне какой эмоции осуществляется. Например, весьма часто, полагая, что совершает наказание, родитель негативно подкрепляет ребенка, усиливая то, что желает прекратить.
__________________________
Если Вы попробуете набрать в интернете «правила поощрения», то, вероятнее всего, поисковик выдаст Вам список, состоящий примерно из 7-8 пунктов.
1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
3. Не хвалите ребенка за естественные вещи.
4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте
5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой.
7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться за-ранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.
8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, про-явленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
___________________________

 Да, возможно, соблюдение всех этих правил поможет Вам в воспитании Ваших детей, но ведь каждый ребенок – индивидуален и каждому ребенку требуется свой уникальный подход.

Ребенку с особенностями развития не так уж легко учиться. Бывает, что мы не-вольно предъявляем ему такие требования, которые приводят его в замешатель-ство, даем неподходящие материалы, и в результате – один и тот же печальный исход. Ребенок вряд ли будет гореть желанием усвоить новый навык, предчувствуя провал. Куда спокойнее тихо сидеть и ждать, когда за него все необходимое сделаем мы.

Вот здесь на помощь и приходит метод поощрений, как дополнительный стимул, способный побудить ребенка сделать то, что мы хотим.
Вам может показаться, что метод поощрений немного похож на дрессировку, особенно, когда дело касается поощрений в виде сладостей. Давайте посмотрим на это с другой стороны.

Если мы порассуждаем о том, что заставляет нас вести себя так, а не иначе, то, вероятно, сумеем найти побудительный мотив. Ведь часто мы делаем какие-то вещи потому, что это поощряется: деньгами, одобрением окружающих (похвалой, улыбкой), обещанием чего-то хорошего в будущем (например, премии), а может быть, приятным сознанием хорошо выполненной работы. Всё это – вознаграждение за сделанное. Обычно, после получения такого вознаграждения, мы начинаем рассчитывать на него и в будущем. Мы стараемся понять, как следует действовать, чтобы заслужить его. Поведение ребенка мотивируется точно такими же вещами.

Пример:

Фото 1.jpg

- Какой ты молодец! Справился сам! – Марина одобрительно дотронулась до плеча мальчика и он радостно повторил хлопок ладошкой. – Теперь, как мы и договорились, ты можешь первый выбрать игру.

У пятилетнего Миши К. гиперкинетическая форма ДЦП. Ему очень тяжело захватывать и удерживать предметы, но мы (педагоги и родители) усиленно работаем над этим. На групповом занятии КРУГ дети по очереди хлопают пластмассовой ладошкой, передавая её по кругу. Мише совсем не давалось это, казалось бы несложное, действие и изначально педагог делал это Мишиной рукой. Мальчику совсем не хотелось брать в руки ладошку, потому что он знал, что в очередной раз потерпит поражение – его ручка совсем его не слушалась.

Миша очень любит быть первым во всем, а эрготерапевт знал, что нужно закрепить ноги и левую руку, чтобы повысить активность правой руки. И тогда у мальчика получилось захватить ладошку. А спустя несколько занятий, Миша уже несколько секунд мог самостоятельно хлопать.

Когда мы сделаем что-то хорошо, то признание и похвала тех, кого мы уважаем бывают нам так приятны. И если сделанное влечет за собой что-то приятное, мы наверняка захотим сделать это ещё раз. В этом смысл и назначение поощрений.

Миша пересилил страх перед «неуспехом» и взял ладошку сам, потому что ему нравится, когда любимый педагог его хвалит, а еще нравится награда в виде выбора игры вне очереди.

Если побуждать ребенка таким позитивным образом, эффект будет больше, чем от негативных вещей – криков и препирательств. Они не нравятся никому. И что самое важное, если ребенок ожидает поощрения за совершение какого-нибудь действия, то и в следующий раз он захочет выполнить хорошо то, чего от него хотят.
Но как именно срабатывает поощрение, делая учебный процесс эффективным? Поведение ребенка на занятии может но¬сить характер, соответствующий, в общем, одному из четырех типов. Он может:

1. Не делать ничего (не обращать на вас внимания, смотреть в окно).
2. Делать не то, что нужно для выполнения задания (кричать «нет», плакать, убегать из комнаты).
3. Делать попытку выполнить задание (не довести дело до конца, но пытаться).
4. Успешно выполнить задание.

Два последних типа поведения можно расценить как хорошие (желательные). Их следует поощрять сразу. Два первых – как плохие или нежелательные. Они не должны поощряться вообще.

Кажется – проще простого. Но тем не менее, одна из самых распространенных ошибок – поощрение на занятиях всех выше описанных типов поведения. Это происходит из-за неполного понимания назначения поощрения и неумения им пользоваться.
Давайте рассмотрим различные типы поощрений и подумаем, как каждое из них может использоваться конкретно в Вашем случае.

Итак, начнем со внимания. Для ребенка самая главная награда – ваше внима-ние, а про¬явить его вы можете разными способами. Вы можете улыбнуться, обнять его, поаплодировать, подбодрить, похвалить, но это еще далеко не все. Вы дадите ребенку понять, что у него получается хорошо, если просто похлопаете его по спине и воскликните: «Отлично!»

Фото 2.jpg

И именно потому, что ваше внимание – столь могущественная сила, которая способна закрепить модель предшествующего ей поведения, вы должны пользо-ваться ею особенно разумно. И потом, разве не являются проявлениями Вашего внимания строгий голос, уговоры? Они, конечно, не так приятны как ободрение и улыбка, но и они показывают ребенку, что Вы взаимодействуете с ним, а значит, и они могут быть восприняты как поощрение. И так же как любое поощрение могут стать для него стимулом к повторению того, что он уже сделал, как бы это ни было плохо.

Вспомните, в какой момент Ваш сын начал хулиганить? Ломать игрушки или рассыпать по всей кухне еду? Может именно в тот момент Вы, всегда такая заня-тая, уделили ему целых десять минут Вашего драгоценного времени. И не важно, что это время ушло на разговор на повышенных тонах.
Дальше – больше. Не стоит рассчитывать на то, что Ваш ребенок менее сообразителен, чем Вы. Наши дети довольно быстро понимают, как в короткие сроки добиться нашего усиленного внимания.

Вот почему мы так стремимся убедить Вас баловать ребенка своим вниманием в процессе научения разумно. Если он выполнит задание или сделает успешную попытку, вот тогда сразу и с энтузиазмом похвалите его или поощрите другим способом, лишь бы это было естественно и искренне. И когда он увидит, как легко oн может заслужить Ваше внимание со знаком плюс, он более охотно будет продолжать делать то, о чем вы его просите. Тогда и занятия станут приятным времяпрепровождением для вас обоих. А вот то самое нежелательное поведение лучше всего просто игнорировать.

Лакомства
Некоторым родителям не нравится идея использо¬вания лакомства в качестве средства поощрения, потому что «это уж очень похоже на дрессировку жи-вотных» или потому что «она (он) может прекрасно обходиться без такого поощрения». Разумеется, для себя Вы будете этот вопрос решать сами.
Однако сначала мы посоветовали бы Вам принять во внимание особенности Вашего ребенка.

Самые лучшие педагоги в своей работе ориенти¬руются на то, что делает учеб-ный процесс эффектив¬ным (а не на то, что нравится или не нравится им са¬мим). Многие дети действительно могут учиться, по¬лучая в награду за успехи лишь внимание своих близ¬ких. Но некоторые учатся быстрее, когда их поощря¬ют лакомством. Стоит попробовать.

Фото 3.JPG

Если вы поощряете ребенка его любимым лакомством, давай¬те только ма-ленькие кусочки или глоточки. В качестве угоще¬ния можно взять любимые большинством детей кусочки пече¬нья, фрукта или глоток сока.

Давайте ребенку то, что он любит, а когда заметите, что одно лакомство ему надоело, замените его другим. Лучше всего иметь под рукой несколько любимых им вещей. Та¬кой наградой следует пользоваться, когда Ваш ребенок голо¬ден или хочет пить. В этом случае она будет особенно желан¬ной. И, наконец, всегда сопровождайте угощение похвалой.

После успешного выполнения задания лакомство (вместе с похвалой) давайте не-медленно. Старайтесь давать ему очень маленькие кусочки, чтобы он мог прожевать их за считанные секунды и не наелся слишком быстро.

Каждый раз, когда ребенок приступает к новой (а значит, и несколько более трудной для себя) ступеньке учебной програм¬мы, поощряйте его лакомством за малейшее достижение. А когда увидите, что он начал чувствовать себя увереннее, уго¬щайте только после двух успешных попыток, затем - после трех и так далее.
Прежде чем перейти к следующей ступеньке, убедитесь, что ребенок уверенно выполняет задание, поощряемый только Ва¬шим вниманием. Оставьте лакомства до более трудного этапа. Не забывайте, что еда – очень сильный стимул и здесь важно не злоупотреблять. Однако старайтесь никогда не приберегать «на потом» похвалу и вообще не переставайте хвалить его.

Любимые занятия
Одним из способов поощрения может быть предложение по¬заниматься люби-мым делом (подойдет почти все из того, что доставляет ребенку удовольствие). Вспомните себя. На сколько быстрее шло нелюбимое мытье посуды, когда в обмен было обещано посещение зоопарка.

Такие занятия можно пе¬речислять бесконечно: можно слушать записи, играть в люби¬мую игру, пойти на прогулку, испечь печенье, побороться на полу, подер-жать любимую куклу, повозить игрушечный гру¬зовик, посмотреть телевизор... Обычно поощрение такого рода лучше всего подходит более «продвинутым» детям, которые могут подождать обещанной награды достаточное время, например, до конца занятия.

Фото 4.jpg


Использование занятий, которые ребенок любит, в качестве побудительного мотива для выполнения чего-то менее прият¬ного, вещь известная.

Рассмотрим, например, такую ситуацию. Ася Б. (8 лет, спастический тетрапарез) любит играть на металлофоне, но совсем не любит лежать тихо во время тихого часа в саду. Каждый раз, укладывая девочку на дневной отдых, педагог предлагала ей полежать тихо, а после отдыха помузицировать. Поначалу, Асе удавалось полежать в тишине совсем недолго, но и за эти попытки девочка получала в награду любимое занятие. Постепенно время увеличивалось, и вот теперь девочка весь тихий час спокойно лежит в своей кроватке, не мешая спать остальным ребятам.

Жетончики
Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощ¬рять ребенка приятным делом, педагоги нередко растягивают период «зарабатывания» награды. Для того, чтобы в этот пе¬риод поддерживать мотивацию, они используют «накопитель¬ную» систему – жетоны.

Реально жетончиками может служить что угодно. Их цен¬ность, как и ценность денег, определяется тем, на что они мо¬гут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, та¬лончиками, картонными звездочками, фишками от настольных игр или графическими обозначениями («галочками»), которые ставятся за выполнение определенных заданий. Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждого жетончика как час¬ти торговой сделки. Если Ваша учебная программа предпола¬гает эффективное использование жетончиков, ребенок должен уметь получить за них то, что для него представляется награ¬дой.

Введение жетончиков в качестве поощрения – процесс не¬хитрый, но посте-пенный. Когда ребенок поведет себя должным образом, тут же дайте ему жетон, похвалите его и коротко объяс¬ните, что это значит, скажем: «Молодец! Вот тебе жетончик за то, что ты убрал игрушки» (или за что-нибудь еще). Первое время ребенок, может быть, не будет представлять себе, что та¬кое жетоны и для чего они нужны. Вам следует продемонстриро¬вать ему их обменную стоимость, например, так: «А сейчас, если ты дашь мне жетончик, ты сможешь получить... (скажем, люби¬мое лакомство или маленькую игрушку, игру или книжку)». И, разумеется, эту награду надо дать немедленно.

Пример:
Коля М., 8 лет, спастический тетрапарез. Коля начинал с такого вида под-крепления, как внимание, затем поощрение в виде любимых настольных игр, и, наконец, очень хорошо принял систему жетонов.

Для мальчика была разработана специальная таблица со списком навыков, которые нужно отработать, в которую входили: самостоятельный прием пищи во время обеда и полдника, снятие мелких предметов одежды (шапка, варежки), тихое пребывание в спальне во время тихого часа, ожидание своей очереди во время группового занятия. За успешное выполнение задачи в табличке проставлялась печать. Таблица висела на виду в группе и Коля мог в любой момент подсчитать, сколько печатей он уже заработал. Он знал, что в конце дня за определенное количество печатей он сможет выбрать игру и того, с кем он будет в эту игру играть.

Фото 5.jpg


Как научить ребенка пользоваться жетончиками
Какими бы жетончиками вы ни решили воспользо¬ваться – отметками в таб-лице, фишками для настоль¬ных игр или монетками — ребенку потребуется опре¬деленное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награ¬ду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сра¬зу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: «Отличная работа, Коля, ты съел весь обед самостоятельно! Вот твоя от¬метка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Николаю). За что ты получил отметку? Верно, поел сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Колю передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты по¬лучаешь: стакан сока. Вот как надо!»

Постепенно приучайте ребенка «хранить» жетончи¬ки в течение более длитель-ного промежутка време¬ни (5, затем 10 или 15 минут; позже — до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, воз¬вращайтесь к способу немедленного «отоваривания» с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, уме¬ние пользоваться жетончиками не приходит сразу! Параллельно с принятием этой системы у ребенка формируются причинно-следственные связи, он начинает лучше ориентироваться во времени и ждать, что немаловажно в дальнейшем развитии ВПФ и освоении новых навыков.

Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достиже¬ния вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чув¬ствовать ценность жетончиков, Вы можете помочь ему копить их, как это делал Коля в рассмотренном нами примере. Тогда Вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик, как только он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более суще¬ственную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).
Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удоб¬на для Вас и занима-тельна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:

1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ре¬бенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание же¬тонов – это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему не-обходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен по¬лучать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам).

 2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты «отоваривания» жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмо¬треть телевизор – три, а игра в кегли – 20 жетонов. Варьи-руя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения.

3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как на-выков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать.

4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда вы¬полнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать.

Постепенный отход от поощрений
По мере усвоения нового навыка ребенок обычно все меньше нуждается в поощрениях, и мы можем постепенно отказаться от большинства из них – жетончиков, лакомств, любимых заня¬тий и т.п. Вероятнее всего, лишь похвала и чувство овладения навыком будут стимулировать его при выполнении необхо-димых действий. Остальные награды можно приберечь для преодоления этапов следующего навыка. Мы отказываемся от наград постепенно, путем увеличения количества заданий, которые нужно выполнить для получения «суперприза». На¬пример, если ребенок научился снимать шапку сам и только что сделал это, мы говорим ему: «Отлично, а сейчас давай снимем варежки, и тогда сможем покачаться в гамаке». И вот, вы переходите к следующему навыку, к следую-щему учебному плану! Теперь снятие шапки станет частью повседневной деятельности ребенка, и умение делать это будет поддерживаться вашей похвалой и совершенствованием его мастерства.

Помните, что похвала никогда не должна быть «суперпри¬зом». Хвалить нужно всегда, когда ребенок делает попытку чему-то научиться или применяет свое умение на практике.

Поначалу, когда учиться труднее и навыки еще немного шатки, достижения значат для ребенка больше, если они при¬знаются окружающими. Детям, посещающим наш Центр почти всегда достаточно похвалы педагогов, которые стали для них близкими людьми. Ведь наши ребята очень тонко чувствуют, когда их окружает любовь и забота.
Любите друг друга и своих детей, а мы поможем Вам осваивать новые умения шаг за шагом.

В статье использовались материалы из книги Брюса Л. Бейкера и Алана Дж. Брайтмана «Путь к независимости».

Деятельность ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов, а также при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com