Использование метода «Глобального чтения» при подготовке к школе и развитии речи

17.08.2018
Использование метода «Глобального чтения» при подготовке к школе и развитии речи

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Ваш малыш постепенно растет, все больше узнавая об окружающем мире, и его все больше интересуют не только очевидные (например, вода - мокрая, а песок на пляже – горячий), но и отвлеченные («почему?» и «как сделать?») понятия. Вы чаще думаете о дальнейшем обучении своего ребенка. И очень хотите, чтобы он пошел в школу!

В современном мире обучение всегда важно. Все родители хотят немного «подстраховаться» перед приемом в школу и «готовят» своего малыша с разной степенью серьезности и ответственности.
А если у вас ребенок с ОВЗ (ограничением возможностей здоровья)? Проблема подготовки к школе становится еще более актуальной.

В Елизаветинском садике весь процесс развития и коррекции ребенка направлен на подготовку к обучению в школе. Индивидуально подбираются методики развития речи, общей и мелкой моторики, сенсорных эталонов, психического здоровья, эмоций, сосредоточения и работоспособности. Формируются элементарные математические представления, понятия об окружающем мире, способы взаимодействия с предметами и людьми. При этом используются альтернативные способы коммуникации (например, PECS или ААК).
Сегодня мы продолжим говорить о методе «глобального чтения» и, о его применении при подготовки школе. В апрельской статье был описан начальный этап работы по данной методике.
Напомню суть методики. Ребенку показывают таблички со словами и соответствующую картинку на несколько секунд и произносят , слово на табличке. Ребенок научается узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, а набор букв сразу обретает конкретный смысл.
Для детей с ДЦП характерно нарушение пространственного восприятия. Каждая мама старается приобрести своему малышу удобные для него конструкторы, кубики, мозаики. В ходе таких занятий ребёнок практически, через манипуляции с предметами, усваивает понятия «верх-низ», «право-лево», «впереди-сзади», «выше-ниже» и прочее.

На этапе подготовки к школе возможно введение в обиход ребенка карточек-слов с пространственными наречиями и предлогами: ВВЕРХУ-ВНИЗУ, СПРАВА-СЛЕВА, ВПЕРЕДИ-СЗАДИ, РЯДОМ-СБОКУ-ОКОЛО. Для понимания временных отрезков, знакомства с календарем – вводим карточки-слова с днями недели, названиями времен года, месяцев. Отрабатываем эти понятие, конечно, в игре, в совместной с мамой деятельности, например, сервируем праздничный стол ко Дню рождения Медвежонка: «РЯДОМ с Мишуткой посадим маму Медведицу, напротив Мишутки сядет Зайчик.» «СПРАВА от тарелки положим ложку. В ЦЕНТРЕ стола будет торт». « Подарок для Мишутки стоит на полу ОКОЛО дивана, а твой подарок – СБОКУ от кресла» и прочее.

Названия времен года и месяцев хорошо запоминаются в играх «Веселые праздники», «Чей день рождения?» - Маму будем поздравлять ВЕСНОЙ, в МАРТЕ, папу – ЗИМОЙ в ФЕВРАЛЕ , Мишутку – ЛЕТОМ в АВГУСТЕ. А в конце ИЮЛЯ – день Военно-морского флота с праздничным салютом!

Дни недели ваш малыш запомнит с помощью своего расписания занятий: «В ПОНЕДЕЛЬНИК у Мишутки занятие с логопедом, в СРЕДУ – едем в БАССЕЙН, в ПЯТНИЦУ приезжает бабушка!».

Необходимо напомнить, что карточки-слова с отвлеченными понятиями вводятся уже после того, как ребенок вначале запомнит примерно 25-30: 1) слов-предметов - существительных (мама, ложка, карандаш); 2) слов-действий - глаголов (сидит, смеется, рисует); 3) слов-признаков - прилагательных (красный, большой, веселый, теплый).

И, конечно, мы сразу стараемся составить с освоенными словами предложения.
МАМА СМЕЕТСЯ.
МАЛЫШ РИСУЕТ.
ТОРТ БОЛЬШОЙ.
ЧЕРНАЯ КОШКА СПИТ.
ПАПА ЕСТ БОЛЬШОЙ ПИРОЖОК.

Параллельно мы работаем над произношением. Надо сказать, что при овладении навыком чтения у детей лучше отрабатываются проблемные звуки, т.к. помимо слухового контроля ребенок видит в слове нужную для отработки букву, и , это помогает ему произнести ее в нужном месте слова и максимально четко.
Постепенно ребенок наглядно постигает связь слов в предложении с помощью предлогов и окончаний.

МЯЧ НА ПОЛУ.
САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ.
У ЗАЙЧИКА МОРКОВКА.
МОЛОКО ПРОДАЕТСЯ В МАГАЗИНЕ.
ВАСЯ УМЫЛСЯ, А ПАПА УМЫВАЕТСЯ. и пр.

Придумывайте свои уникальные приемы занятий, не забывая о хорошем настроении при общении с Вашим малышом! Помните, что занятия любят все дети без исключения . Наша главная цель– сделать эти занятия радостными!

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com