Cюжетно-ролевые игры

12.09.2018
Cюжетно-ролевые игры

Статью подготовила детский психолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Маргарита Станиславовна Трунова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Игра – это важный вид деятельности в жизни ребенка.
В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и речь. Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что она занимает чрезвычайно важное место в развитии личности ребенка. Так, он может тренировать любые использовать навыки, не опасаясь ошибиться, развивается понимание окружающего мира, социальных ситуаций и человеческих отношений.

Сюжетная игра развивает абстрактное мышление (спичечная коробка — лодка, а спичка — весло), что необходимо для развития речи и вторичных когнитивных навыков, ведь как часто родители слышат, как малыш во время игры повторяет их собственные слова!
Первоначально дети не столько играют с игрушками, сколько их исследуют. Например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бросать, брать в рот и т.п. И лишь затем, осознав назначение игрушки, он начинает ее использовать функционально, например, катает машинку по полу.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста, вид деятельности, которая позволяет детям примерить роль взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводить деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя она часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Например, Глеб любит разогревать хлеб в микроволновке. Наличие партнера по игре не обязательно.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Например, Аня и Гриша купают пупсика.

Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.

Четвертый этап. Основное содержание игры - это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная и определяется опытом детей. Например, игра в «Больницу».

Пример сюжетно-ролевых игр 

Купание куклы
Взрослый - ведущий, ребенок - ассистент либо мама/папа куклы Кати.
Материалы и оборудование: кукла, ванночка, мыло, мыльница, мочалка, полотенце, лейка, ведерко, холодная и горячая вода.

Взрослый говорит: «Аня, сейчас мы будем купать нашу куклу Катю. Подай мне куколку. Вот она сидит, радуется, что сейчас ее будут купать». Взрослый ставит на стол ванночку и спрашивает у ребенка, какая вода нужна для купания куклы - горячая или холодная (тут нужно дать ребенку потрогать воду в обоих резервуарах). Затем помочь ребенку ведерком налить в ванночку холодную и горячую воду.
Взрослый говорит: «Сейчас мы разденем куколку». Ребенок поочередно снимает с куклы одежду (платье, трусики, колготки и т. д.)

Взрослый: «Смотрите, куколка протягивает руки к воде, ей хочется купаться. Аня, полей куклу из леечки. Намыль мочалку. Потри кукле живот и руки». Когда будете помогать ребенку мыть куклу, прочитайте стих, который вы обычно читаете, когда купаете своего малыша.

Взрослый говорит: «Аня, полей еще раз на куколку водичкой. Вот, какая Катя чистая. Анюта, вытри Катю полотенцем. Сейчас оденем на нее чистую рубашечку».

Затем можно уложить куклу спать, а вы вместе с ребенком уберете на свои места предметы, которыми вы играли.

Дочки — матери.
Вы с ребенком — взрослые мамы, а кукла - дочка.И за ней нужно ухаживать, ее нужно воспитывать. Вот кукла лежит в кроватке, надо ее разбудить, сделать с ней зарядку, умыть, почистить ей зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. А еще куклу можно лечить, ходить с ней в парикмахерскую и по магазинам, ездить с ней на поезде и играть в детский сад.

Магазин
Взрослый - ассистент, ребенок - продавец, мишка и кукла - покупатели. Обустройте пространство: для этого нужна касса с деньгами, продукты, посуда, вещи, строительные принадлежности и прочее. Всю игру можно развернуть на столе, за которым будет сидеть ребенок.
Мишка пришел в магазин и попросил у продавца взвесить ему три помидора. Затем мишка расплатился с продавцом, забрал помидоры и пошел домой. Мишка также может быть недоволен качеством помидоров или ценами.

В магазин пришла кукла. Она долго не могла выбрать чайный сервиз, и ей понадобилась помощь продавца. Затем кукла выбирала себе платье и долго его примеряла.

Взрослому необходимо обращать внимание ребенка на взаимоотношения между продавцами и покупателями (приветствие, слова "спасибо, пожалуйста", прощание).

Космонавт
Взрослый – ассистент, ребенок – космонавт (мальчики нашего "Елизаветинского сада" хотят быть Юрием Гагариным). Играть можно лежа на полу, а наши мальчики любят сидеть в кресле-яйце, чтобы их раскручивали и вели отсчет времени. Также для тематики мы включаем песню «Земля в иллюминаторе».

Взрослый спрашивает у ребенка, хотел бы он побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос: сильным, смелым, ловким и умным? Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде и сделать фотографии нашей планеты с космоса. Вместе с ребенком можно вспомнить, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Затем мы выполняем задание и возвращаются на Землю.

Также с ребенком можно играть в больницу, пиратов, автобус, ресторан, работу, школу, разведчиков и другие ваши любимые игры из детства!

Дорогие родители, если вы видите, что ребенок способен к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, вы можете свести к минимуму собственное участие в процессе. Выступая в качестве наблюдателя, вы можете лишь изредка вносить незначительные коррективы в игровые действия, не мешая саморазвитию ребенка.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com