Ай-трекинг Tobii eyetracker – легкость в общении для детей с тяжелой и средней степенью ДЦП

16.05.2018
Ай-трекинг Tobii eyetracker – легкость в общении для детей с тяжелой и средней степенью ДЦП

Статью подготовила логопед-дефектолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Евгеньевна Медведева для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня Детский церебральный паралич (ДЦП) считают серьезной медико-социальной проблемой, и количество детей с ДЦП растет.

Такие ребята не могут вести полноценный образ жизни, что часто приводит к социальной дезадаптации и распаду семьи.

Работа логопеда занимает важное место в процессе формирования первичных речевых навыков у детей с ДЦП, и сейчас существует множество технологий, которые облегчают коррекционную работу по формированию и развитию речевых навыков у детей.

Одна из таких - Tobii eyetracker (ай-трекинг - управление взглядом). Эта технология позволяет управлять компьютером с помощью взгляда, не используя клавиатуру или мышку. Eye-tracking помогает организовать общение с детьми при физических и умственных нарушениях. 

67.png

LooktoLearn - программа, специально разработанная для детей и взрослых, которые только начинают знакомиться с системой управления взглядом. Она включает в себя 40 интересных и разных по уровню сложности заданий, разработанных по принципу от простого к сложному. Программа
позволяет овладевать навыками управления взглядом от простого слежения до точного попадания взглядом в цель.

Пользуясь этой программой, ваш ребёнок может достичь навыков, необходимых для альтернативного общения, развития грамотности, а также навыков управления компьютером.

Конечно, освоение новой технологии достаточно сложная работа для ребёнка с ДЦП, но педагоги и родители могут ему в этом помочь. Для развития навыков управления компьютером при помощи взгляда существует специальная методика обучения, которая служит инструментом для развития процесса коммуникации.
Весь комплекс упражнений состоит из шести этапов. Каждый этап содержит практические действия и советы по коммуникации.

Первый этап. «Привлечение внимания к экрану». 

68.png

Ребёнок знакомится с интерактивным действием экрана. Обучение на первом этапе основано на развлечении. Ребёнок начинает понимать, что движение его глаз может оказывать непосредственное воздействие на происходящее на экране. Например, в упражнении "Разноцветная гусеница" ребёнок может заставить персонажа двигаться.

Второй этап. «Реакция».

69.png

Экран реагирует по-разному в зависимости от того, куда именно смотрит ребенок, который начинает понимать, что движение взгляда по экрану и фиксирование взгляда на определенном месте провоцирует естественную коммуникацию. Педагог (родитель) может моделировать слова в зависимости от направления взгляда ребёнка, чтобы обучать его новым словам. Например, упражнение «Сцена в зоопарке» обучает ребёнка фиксировать взгляд на разных частях визуальной сцены и знакомит его с разными видами животных.

Третий этап. «Исследование».
Ребёнок замечает изменения, когда исследует взглядом экран. Совершая данные действия, он изучает новые слова, обозначающие цвета или названия разных объектов. Например, детям очень нравится упражнение «Лампочки», в котором ребёнок "включает" при помощи взгляда различные световые предметы.

Четвертый этап. «Понятие цели».
Ребёнок учится использовать взглядом курсор, фокусировать взгляд на той части экрана, которую он выбирает. Именно на этом этапе, ребёнок с помощью взгляда активно выбирает то, что он хочет сказать.

 Пятый этап. «Выбор».
С помощью взгляда ребёнок учится выбирать конкретное содержание на экране. Например, он теперь сможет сообщить о том, что он голоден или устал, выбрав соответствующие ключевые слова на экране.

Завершающий этап. «Полный контроль».
Ребёнок учится коммуникации и управлением компьютером. Обучение на этом этапе обеспечивает применение широкогодиапазона методов коммуникации.

Кроме того, вы можете дополнительно использовать Communicator 5, при помощи которого создается синтетический голос за счет использования стандартной и специализированной клавиатуры.

70.png


Рекомендуем также использовать моноблок Tobii Dynavox I-15+. Он представляет собой большой экран с синтезатором речи, которым можно управлять при помощи глаз, сенсорных кликов и переключателей благодаря встроенному ай-трекеру. Этот коммуникатор может быть оборудован системой «Умный дом» (опционно), что позволяет управлять предметами в доме: ребёнок с ДЦП сможет открывать и закрывать двери, включать и выключать свет, телевизор, кондиционер, отвечать на телефонный звонок.

Одно из уникальных свойств Tobii eyetracker - ребёнку нет необходимости держать голову в одном положении, он может свободно двигаться без какой-либо значительной потери точности или четкости. Это особенно важно для детей с неконтролируемыми движениями головы.

Таким образом, технология Tobii eyetrackerявляется на сегодняшний день самой актуальной и простой в применении. Если дети с легкой степенью тяжести ДЦП могут обучаться в общеобразовательной школе при минимальном вмешательстве, то для детей с тяжелой и средней степенью технология Tobii eyetracker поможет закрыть пробел в образовании. 

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президент-ских грантов, а также при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.

Используемые источники и литература
1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977
2. Фрост Л., Бонди Э. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок. Санкт-Петербург, 2013
3. tobii.ru›informatsiya

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com