Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: "Праздник не может оставаться только в стенах храма"

13.01.2015
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: "Праздник не может оставаться только в стенах храма"

В канун праздника Рождества Христова епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон провел беседу с сестрами и насельницами Марфо-Мариинской Обители:

«Вы знаете о тайне Благовещения, о том, что Дух Святой сошел в утробу Пречистой Девы, и Отцом родившегося Богомладенца является сам Бог. Я бы хотел напомнить немного о том времени, которое было перед Рождеством. В Евангелие упоминается сорок два имени предков Христа по плоти. А сам рассказ о Рождестве предваряется свидетельством праведности Обручника Святой Девы, старца, которому было поручено хранение Её девства, святого праведного Иосифа. Говорится о том поступке, который он хотел совершить, о причинах этого поступка, причиной этому была его праведность.

В чем же она заключалась? Он увидел, что обрученная ему Дева готовится родить ребенка. Он не знал тайну Благовещения. Пресвятая Дева, наверное, об этой тайне поведала только евангелисту Луке, который затем написал об этом в своем Евангелии. И вот, не зная этой тайны, он стал подозревать обрученную ему Деву Марию, невзирая на то, что по виду Ее, поступкам, он видел, что Она удивительная святая, но все же стал подозревать Ее в совершении греха. За этот грех по закону полагалось убивать до смерти бросанием камней, побивать камнями человека.

И если он был праведен, он, наверное, по нашему с вами разумению, должен был поступить с Ней по закону, потому что мы считаем, что праведность — это исполнение закона. Но исполнение закона — это ветхозаветная праведность. Новозаветная праведность, которой праведен был Иосиф, — это праведность, которая говорит о милости. Милость, которая возвышается над законом.

Поэтому он, не желая подвергнуть Ее такому страшному наказанию, будучи праведен, как говорит Евангелие, захотел тайно Ее отпустить. Чтобы не выставлять этот случай, который мог быть для Нее позором и наказанием, Иосиф захотел тайно Ее отпустить. И вот только тогда, когда он явил эту праведность, которая превосходит закон, явился ему Ангел Господень и сказал: «Не бойся принять Мариам. То, что есть в Ней, зачато от Духа Святаго. И родит сына, и наречешь ему имя Еммануил, что значит С нами Бог». И ему было открыто имя: Еммануил — это не только имя, это откровение о Том, кто рождается: Бог, принимающий человеческое естество.

Это явление Ангела было в ответ на его праведность и милосердие. Нам с вами, дорогие друзья, хотя мы живем по Новому Завету, и мы должны иметь дух новозаветный, к сожалению, часто нужно об этом вспоминать, потому что праведность — конечно она в исполнении закона самим человеком. Но она и в снисхождении и в милости к другим, которые по тем или иным причинам не соблюдают, может быть, закон. Вот эта праведность истинная, этой праведности нужно пожелать всем нам в наступившие праздники.

Очень часто праздник бывает моментом, когда приходит искушение: почему не сделали то, как нужно, почему хор поет не так, почему ошиблись, не постелили ковер, икону не там поставили, опоздали, еще что-нибудь не сделали, и человек начинает возмущаться, гневаться, особенно это касается начальствующих, которые следят за порядком. И вот здесь нужно вспомнить о праведности Иосифа, ведь праздник не бывает без ошибок, тем более в нашей молодой Обители, которая возродилась совсем недавно. Нам нужно обязательно вспомнить об этой кротости, которая сопровождает праведность, вспомнить о том милосердии, без которого праведность невозможна. Нужно быть милостивыми друг к другу.

От себя можно и нужно требовать строгости в соблюдении закона. А к немощи других нужно обязательно снисходить. И к немощи начальствующих, и к немощи послушников, и к немощи архиереев, и к немощи священников, ко всякой немощи человеческой в праздник нужно быть особенно милостивым, вспоминая, что через это праведный Иосиф получил откровение от Бога через Ангела, откровение той тайны, которая ныне возвещается всему миру. Никто кроме него и Девы Марии этой тайны не знал.

И он удостоился причастия этой тайны за свою кротость, смирение, за свое незлобие, праведность. Истинную праведность, а не праведность фарисейскую, лицемерную, законническую. Мне кажется, нужно стараться именно в этой праведности преуспевать. Это не значит — когда нам делают замечание, сказать: «Вы должны быть праведными, а вы меня обличаете и ругаете». Речь не о том, чтобы применять эту праведность к другим, а чтобы применять ее к себе. 

Для Девы Марии не нашлось места в Вифлееме, ни в одной гостинице, ни в одном доме не нашлось места для мамы, ждущей ребенка. Она была совсем еще по нашим понятиям девочка, ей было четырнадцать- пятнадцать лет. И ее не захотели принять ни в один из домов, и Господь родился в скотском хлеву. Иногда пещера называется вертепом, и под вертепом мы подразумеваем что-то такое романтическое... Конечно, вертеп стал царским дворцом, когда родился там Господь.

Но до того был обычным скотским хлевом, где стояла скотина. Хлев — это не место для новорожденного Царя всей земли, для Спасителя. Но Господь, по Своему смирению, не только по злобе людской, но и по Своему произволению благому, как и то, что Он взошел на крест не только потому, что его предал Иуда, Пилат не захотел предотвратить совершающееся беззаконие, иудеи были злы и жестоки, но потому что Он сам хотел пострадать.

Так и здесь, Он захотел родиться именно в этом месте, в котором не рождаются дети. И был положен, как вы знаете, в кормушку для скота, которую мы тоже называем так трогательно: ясли. Когда слышишь это слово впервые, оно ассоциируется с детским садиком для совсем маленьких. Но это совсем не то, что скотская кормушка, из которой ест скот. У нас иногда некоторые гнушаются мытьем грязной посуды. А тут Господь был положен в эту грязную посуду! Богомладенец! Чистейший и Всесильный Бог смиряется до того, что полагается как пища для скота. В этом тоже есть некое предзнаменование, потому что мы по своей жизни ведем жизнь скотскую, и вот Господь предлагает нам Свое Тело, как хлеб, и Свою Кровь, излитую на Кресте, как вино.

И поэтому полагается в эту кормушку, и поэтому город, где он родился, называется Дом Хлеба, Вифлеем. В этих словах евангельского рассказа много скрытых смыслов. Вообще, когда человек приобщается к смыслу божественному, он видит, насколько красивы эти слова, насколько они многозначны, насколько они связаны между собой и являют тайну духовной жизни. Поэтому мы должны каждый год снова и снова вчитываться в евангельские тексты, вспоминать, что там написано, чтобы проникнуться смыслом того, что совершается в Рождество Христово.

Мы с вами слышим рассказ о том, как поклониться Христу пришли пастухи, те, кто не спал на полях Палестины, кто охранял овец, кому Господь уподобляет Себя, называя Себя Пастырем добрым. И именно они были призваны в этой ночной мгле Ангелами, явившимися с неба, песнопениями ангельскими, поклониться родившемуся Царю Вселенной. И вы знаете, как они нашли родившегося Царя?

Не потому, что от этого Младенца исходило сияние, как на наших иконах, не потому что Он был прекраснее всех сынов человеческих, а потому что Он лежал в скотской кормушке, в яслях, им так было сказано Ангелами: «Вы узнаете Его потому что он будет лежать в этой скотской кормушке для скота, среди животных». Это удивительное поклонение пастухов, замечательное, вспоминается нами особо. На иконах мы видим, что вместе с пастухами пришли поклониться Христу и волхвы. И некоторые думают, что волхвы пришли поклониться уже после Сретения, потому что, как считают толкователи, если бы они пришли до Сретения, и Ирод бы до Сретения узнал, что есть в Вифлееме родившийся Царь Иудейский, вряд ли можно было бы Деве Марии и Иосифу безопасно прийти в Иерусалим и принести в храм Младенца, о Котором можно было узнать, что Он из Вифлеема. Кроме этого, мы знаем, что после отшествия волхвов Иосифу было сказано ангелом: «Бери Младенца и беги». Также мы знаем, что когда волхвы пришли поклониться Христу, они шли за звездой, которая встала над домом, где был Младенец. То есть Младенец к тому времени находился уже не в хлеву, не в яслях, а был уже в каком-то доме, в здании.

Перепись закончилась, все люди уже, наверное, уехали из Вифлеема, и нашлось место уже для Девы Марии, для рожденного Младенца в доме, куда пришли волхвы, чтобы принести свои дары. Конечно, это не так важно, и это не самая важная деталь. Иконы объединяют разные по времени события для того, чтобы мы могли в одном пространстве, как в вечности, увидеть все совершившееся не одновременно, а в какие-то разные времена. Икона часто соединяет все житие человека, и на иконе рассказывается о его рождении, крещении, о его жизненном пути, о его страдании каком-то, восшествии на небо. На иконе изображается все, что совершилось тогда, но не вместе по времени. 

Рождество Христово - это тайна Боговоплощения, тайна соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой. Праздник Богоявления — это тайна Святой Троицы, явление Святой Троицы в мире. Эти праздники, предваряя собой Пятидесятницу, праздники Пасхи и Троицы - главные праздники церковного года, их уже обозначают и к ним уже готовят нас с вами. В праздновании Рождества и Крешения мы готовимся уже к празднику Пасхи. Уже предсказываются Его крестные страдания. А праздник Богоявления, явления Святой Троицы, предначертывает, предзнаменует праздник Сошествия Святого Духа, Явления Святой Троицы, который является окончательным, завершительным праздником всего церковного года.

Поэтому это нужно помнить и уже готовиться к празднику Богоявления, переходить постепенно к нему. И нужно сказать, что праздник Рождества — это праздник особенный, во время которого совершается две литургии. Одна литургия должна совершаться вечером, она у нас совершается с утра в силу разных причин, но совершается после вечерни. По окончании литургии мы уже поем тропарь Рождества. А вторая литургия будет совершаться ночью, раньше она совершалась утром, но это были две литургии одного и того же дня. Литургия раз в день только совершается у нас, но в этот праздник две литургии относятся к празднику Рождества, две разные литургии, одна — литургия Василия Великого, наиболее торжественная, древняя, анафору, главную молитву, которую написал великий святой Василий Великий, и Литургия Иоанна Златоустого, которая у нас обычно совершается, эти Литургии меняются. Иногда в сочельник совершается литургия Василия Великого, но если попадает на праздник, совершается литургия Иоанна Златоустого, в воскресенье.

А на праздник Рождества совершается литургия Василия Великого. Две литургии всегда совершаются в этот день. Это тоже хорошо бы понимать, и можно и нужно причащаться и на одной литургии, и на другой. Нельзя, конечно, заставить людей причащаться по каким-то правилам общим. Каждый сам для себя выбирает, как ему причащаться, и решает это с духовником. Святки, святые дни — это дни особой радости и дни частого причащения Святых Христовых Тайн. Праздник не может оставаться только в стенах храма. И он должен помогать нам молиться и дома у себя, и радовать других. Праздник — это время, когда мы должны радовать друг друга. Подумайте, чем вы можете порадовать друг друга?

В праздник никого не надо обижать. В эти праздничные дни нужно быть для всех радостью. Эта радость приобретается молитвой, постом, воздержанием, добрыми мыслями о родившемся Христе, и старанием, чтобы ваше лицо светилось, чтобы душа ваша излучала свет,и тогда вы приобщитесь к радости, которую хочет явить нам всем Господь. Нужно, чтобы в этот праздник были не только подарки, как в детстве, не только елочка с игрушками, не только колядки, пение, не только разрешение есть скоромную пищу, но и чтобы праздник был в вашей душе, чтобы ваша душа радовалась! А для этого нужно потрудиться, поразмыслить получше, что произошло, и самое важное — молиться Богу, Который пришел на землю, рождается как младенец, полагается в скотских яслях, в скотском хлеву, для того, чтобы спасти нас от вечной гибели, спасти нас из адских глубин, воззвать нас, не пренебрегая ни нашей нищетой, ни нашей бедностью, ни нашим несовершенством, хочет всем нам открыть путь в Царствие Небесное. Я поздравляю вас с этими наступившими днями, дорогие друзья, и полагаю, что каждый из нас должен продолжать об этом думать, размышлять, читать. Самое главное — быть в молитве к Богу и радовать друг друга.

Подготовила

Елена Вербенина

Возврат к списку

© 2014-2016. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com