Проповедь в праздник воздвижения Креста Господня иерея Дионисия Денисова в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю вас с первым Господским праздником нового церковного года, с Воздвижением Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа. Сегодняшний праздник напоминает нам о том, что христианство – это религия любви.
Целью христианской жизни является стяжание Духа Божия, Божией благодати, которая выражается прежде всего в любви. Символом этой любви, данным Господом, является Крест. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. С момента добровольной крестной жертвы нашего Спасителя Крест – это знак и символ любви Божией к человеку.
Святитель Филарет Московский на проповеди в Великую пятницу говорит, что на Кресте – Святая Троица. Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого, торжествующая силою крестною. Сын Божий Господь Иисус Христос по любви и доверию к Отцу и по любви к нам взошел на Крест.
Христианин, который хочет идти за Христом, хочет стяжать дар любви, должен посмотреть на свою жизнь и взять свой Крест добровольно, как Господь, свободно, безропотно и, взяв крест, пойти вслед за Христом. Очень важно, чтобы это было именно добровольно.
Господь предлагает нам те или иные испытания и сложности, из которых наш жизненный крест складывается. Это рождает в нас возможность выбора: возьмем ли мы его или нет? Наша задача сделать это добровольно. Конечно, наше испорченное естество восстает. Мы с вами слышали сегодня слова апостола Павла о кресте: для иудеев – это соблазн, для эллинов – безумие, а для призванных – это сила Божия и Божия премудрость. Один и тот же крест, полагаемый на аналой, это премудрость и сила для одних, а для кого-то безумие, непонятная, противоречивая, неприемлемая истина. От нас, христиан, требуется принять очень важное решение – понудить себя доверять Отцу Небесному.
Господь по послушанию взошел на Крест. Мы должны воспринимать все, что с нами происходит, как послушание. Из рук любящего и спасающего нас Небесного Отца. Довериться до конца, не просто поверить в него, а именно довериться, поверить, что Крест, который возлагается разными житейскими скорбями, болями, страданиями, испытаниями ниспослан Богом. Это не чья-то злая воля, злой рок безличный, действо дьявола или еще что-то, это спасительный путь, та задача, которую мы должны с Божией помощью решить. Если мы, конечно, хотим попасть в Царство Божие. Господь предлагает – ты же христианин, ты же крестился, ты же изъявил желание быть моим учеником? Вот тебе задание, вот тебе проверки. Давай трудись. Господь сказал: “Я путь, Истина и Жизнь”. И взошел на Крест. Значит, для каждого из нас Царство Божие, путь к личному Воскресению – на той же дороге. Господь, взяв Крест, не пошел сразу воскресать, а взошел на Голгофу, где был распят, пострадал, умер и уже потом воскрес.
Мы часто думаем, когда совершаем некие добрые дела, чт мы тем самым приобретаем себе Царство Божие. К сожалению, ничего подобного. Совершая эти дела, мы озвучиваем свою любовь и доверие к Богу. Господь, видя эту любовь, дает нам Крест.
Мы боимся боли, страданий. Встретившись с ними, начинаем роптать: «Я же страдаю, но сколько можно?» Господь на Кресте показал, сколько нужно терпеть – до конца. На Кресте нужно умереть. Это может случится, если мы по любви к Отцу Небесному смиримся, доверимся Ему до конца. Основой всякой добродетели является смирение, абсолютно доверие Богу до самоотвержения. Господи, я хочу спастись, спаси меня. Как Ты это сделаешь, я не знаю, но я хочу спастись, давай мне крест.
В сегодняшний праздник мы, христиане, будем, как можно выше воздвигать Кресты, которые нам Господом возложены. Добровольно, смиренно, безропотно, чтобы нам достойно, как подобает христианам, до конца пронести их и получить в награду жизнь вечную.
27 сентября 2022 г.