Марфо-Мариинская обитель милосердия
×

27 сентября 2023 г. Крестовоздвижение

27.09.2023
27 сентября 2023 г. Крестовоздвижение Проповедь в праздник Крестовоздвижения иерея Дионисия Денисова в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители:

«Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с великим двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Сегодня за богослужением мы вспоминаем те страшных обстоятельства, которые сопровождали крестную жертву Спасителя. Мы с вами знаем, что по слову царя Давида все люди сделались непотребными: «нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:1-6). И Господу нашему Иисусу Христу необходимо было прийти на землю, воплотиться, жить с нами, умереть и воскреснуть, чтобы каждый человек имел возможность спастись, быть с Ним в вечной жизни.

Мы веруем и исповедуем, что с момента подвига Иисуса Христа крест стал орудием нашего спасения. Крест делит мир на две части: на разбойников благоразумных и неразумных.

Крест — это знамение нашей веры, наша надежда и главное оружие для борьбы с темными силами. То знамение, которое было позорным, означало изгнание из общества и страшные муки, стало для нас, христиан, знамением спасения, надежды и радости.

Но всё это мы знаем умозрительно, отвлеченно. Господь добровольно взошел на крест, претерпел муки и смерть, предлагает каждому из нас нести свой крест, но мы этого боимся. С одной стороны, понимаем, что нужно его взять, с другой — боимся испытаний и боли.

DSC_6026.jpg  

Как же приступить к этому заданию? Как же исполнять то, что нам предлагает Господь?

Ответ в житиях самых близких учениках Христовых, которые были свидетелями Его жизни и воскресения. Это мученики, которые претерпели самые ужасные и великие страдания. Это сонм святых, которые не убоялись не просто притеснений, а ужасных длительных мучений, от которых современный человек сразу же бы отказался и отрекся от Христа.

Но как же у святых это получалось? Они верили в Господа. Никакая человеческая психология, ничто не может заставить человека идти на такие муки. Причина, по которой они смогли претерпеть до конца и исполнить подвиг мученичества, — это действие Божией благодати. Она их укрепляла, сверхъестественным образом давала им силы.

К стяжанию такой благодати призван каждый христианин.

Каким же образом эта благодать стяжается? Когда человек молится, ходит в храм, кается, участвует в Евхаристии, старается делать добрые дела, служить ближним, исполнять другие заповеди, то он думает, что таким образом приобретаем Царство Божие.

Ничего подобного.Когда человек старается от всего сердца жить по заповедям Божиим, по церковному уставу, то постепенно он учится так обращаться к Богу: «Господи, спаси меня. Я делаю все, что я могу. Я делаю то, что Ты мне повелел, я смиряюсь под Твою волю. Господи, спаси меня».

И когда человек смиряется, Господь дает ему благодать.

DSC_6063.jpg

А как стяжать смирение? Смирение приобретается через терпение, причем длительное и осознанное. Я отдельно подчеркну, что наше смирение должно быть осознанным. Человек может годами терпеть, но не смиряться. К сожалению, многие этим грешат. У каждого есть скорби, но отношение к ним может быть различным.

Прискорбно, но большинство христиан относится к внешним вынужденным скорбям не по-христиански. Встречаясь со скорбями, поношениями, человек начинает смущаться, роптать и даже осуждать тех людей и обстоятельства, которые заставляют претерпевать скорби. Человек годами, десятилетиями может страдать, но не смириться. Это будет только вынужденное терпение, которое может повредить вплоть до сумасшествия.

Или же человек может относиться к скорбям с радостью и терпением. И если не жаждать их, то, по крайней мере, не сопротивляться.

Христианин призван во всех людях и ситуациях, которые приводят к недовольству, видеть волю Божию, спасающую его. Не люди искушают, гонят, причиняют боль, а любящий Отец, который хочет каждого спасти, вразумляет и ведет за руку по земле.

Нужно не задавать вопросы, не давать оценку людям и событиям, а нравственно их встречать и проживать. Звучит просто. Но далеко не каждого получается благодушно и безропотно, добровольно принимать всё, что Господь ниспосылает.

А задача каждого христианина — нести свой крест. Притом важно помнить, что это нужно делать добровольно, по собственной воли восходить на крест.

Добровольность как раз всё и определяет. Ранее я уже говорил о двух разбойниках, распятых рядом со Спасителем. Они оба претерпевали страшные муки, но выбор сделали разный. И участь у них была разная. Если христианин берет свой крест добровольно, делает над собой усилие, то у него появляется и радость.

DSC_6150.jpg  

Святые отцы учат нас, на пути к Богу первая ступень — это покаяние. Но сама мысль о необходимости покаяния, изменения своей жизни недоступна нам без Божией благодати. Когда человек себя заставляет покаяться, уличает себя в грехе, обличает себя пред крестом, Евангелием и Богом, тогда Господь постепенно открывается для него. Только во время покаяния человек может увидеть, какой он грешный. Осуждая себя, он всё больше и больше видит, сколько всего пропустил в себе.

И чем больше христианин открывает себя Богу, чем больше он Богу себя вверяет, тем больше благодати Господь может ему дать.

А на вершине возможного для каждого из нас подвига — радость.

В житиях святых отцов мы замечаем, что они стремились на крест. Удивительно, правда? Они не только терпели мучения, но просили мучителей не прекращать, считая смерть на кресте главной радостью и наградой.

Обычному человеческому разуму, не освященному Божией благодатью, это кажется непонятным и совершенно недоступным.

Какой же вывод можно сделать? Господь призывает каждого из нас мужественно нести свой крест, относиться к земным «заданиям» благодушно. Притом нужно быть готовым, что Господь может умножить наш крест, чтобы нас приблизить к Себе. Ведь если Он сподобит нас быть ближе к Нему, то и наш крест будет тяжелее. Но мы должны, утяжелится ли он или облегчится, благодушно, добровольно и радостно всё воспринимать, видеть во всем спасающую руку Божию».

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать

     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru