Кризис среднего возраста у женщин и мотивация усыновить ребенка
×

Кризис среднего возраста у женщин и мотивация усыновить ребенка

01.07.2022
Кризис среднего возраста у женщин и мотивация усыновить ребенка

В период кризиса среднего возраста женщины часто принимают решение усыновить/удочерить ребенка. Чем оно продиктовано, всегда ли это решение имеет правильную мотивацию – об этом рассказывает семейный психолог Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители Надежда Терехина.

Пересмотр ценностей, оценка прожитых лет

Кризис среднего возраста — это эмоциональное состояние, которое человек испытывает в возрасте 30–50 лет, чаще всего оно связано с переоценкой жизненного опыта.

Кажется, что многие возможности и мечты юности упущены, при этом старость (или смерть) не за горами. У разных людей кризис наступает в разном возрасте, это зависит от индивидуальных особенностей.

Для многих средний возраст – это время, когда меняются отношения и социальные роли. Одни люди начинают ухаживать за стареющими родителями, другие чувствуют себя одиноко, потому что взрослые дети стали жить отдельно. Есть даже особое определение – «синдром опустевшего гнезда». Для третьих этот период становится временем сожалений об упущенных возможностях.

Средний возраст может быть и временем глубоких размышлений. Люди оглядываются на прожитые годы и задаются вопросом, какой была бы их жизнь, если бы они пошли другим путем. Некоторые начинают сожалеть о том, что не выбрали другую карьеру или не сделали то, о чем когда-то мечтали. Другие вспоминают более счастливые дни своей юности.

Основные признаки кризиса среднего возраста у женщин – это депрессия и тревога; отсутствие мотивации или желания уделять время определенным занятиям, которые ранее доставляли удовольствие; неудовлетворенность карьерой и другим жизненным выбором. Однако по традиции женщины чаще измеряют свою успешность именно в контексте личной и семейной жизни.

У женщины данный кризис обычно связан с гормональными изменениями и пониманием, что очень скоро она уже не сможет больше произвести на свет потомство, «в запасе» остаётся лишь несколько лет. Именно в этом возрасте женщины отчаянно хотят родить ребенка (или еще одного ребенка) и готовы пожертвовать многим ради достижения этой цели.

Если уже есть понимание, что родить ребенка не получится (есть сопутствующие проблемы со здоровьем у одного из супругов или мужа нет, а просто «завести ребенка» страшно или не соответствует жизненным ценностям), женщина может принять решение об усыновлении.

Чешский психолог Зденек Матейчик выделил ряд причин, по которым, люди хотят иметь детей. Он считал, что, во-первых, ими движет инстинкт материнства (отцовства); во-вторых – желание засвидетельствовать перед собой и перед другими свою продуктивную способность и сравняться с остальными в этой функции, в третьих – укрепить семейное сообщество, супружество; в-четвертых – получить радость от общения с ребенком; в пятых, иметь возможность отдавать свою и принимать любовь ребенка; и в шестых, это «страховка» на случай старости и болезней.

Потенциальные приемные родители обычно имеют сходные мотивы. В некоторых случаях истинные мотивы скрываются усыновителями: или потому, что усыновитель понимает, что с таким мотивом ребенка ему никто не отдаст, или потому, что усыновитель и сам его не всегда осознает. К таким мотивам относятся: желание сохранить семью, удержать супруга; самоутвердиться в глазах окружающих; получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок; избавиться от комплекса неполноценности.

Часто за каждым из мотивов стоит ожидание, что усыновление поможет решить определенную проблему и почувствовать себя счастливым.

Некоторые мотивы продиктованы личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (сохранение семьи).

Попытка решить такие проблемы усыновлением, как показывает опыт, изначально обречена на неуспех, так как причина кроется не в отсутствии детей, а в особенностях личности усыновителя или его внутрисемейных отношениях.

В тех случаях, когда мотив не осознается, человеку кажется, что он просто хочет ребенка, и, как только он появится, все наладится. Ребенок появляется, но почему-то вызывает раздражение. Раздражение, в свою очередь, связывается не с тем, что неосознанные ожидания от усыновления не оправдались, а с тем, что им достался «плохой» ребенок. До тех пор, пока усыновитель не разберется в своих мотивах и не поймет, что, собственно, происходит, он не сможет контролировать ситуацию. В любом случае, когда усыновление не оправдывает надежд, оно вызывает разочарование и еще больше усугубляет проблему. В конечном счете, такая ситуация плохо заканчивается как для ребенка, так и для усыновителей.


Какой мотив верный?


Рассмотрим вышеперечисленные мотивы более подробно.

1. Желание любить ребенка и получать его любовь. Это самый распространенный мотив и наилучший для усыновления, если акцент ставится на первой его части – желании любить. Осознание того, что «это я (мы) хочу его любить, это мне нужно ребенку отдать свои чувства и за этим вовсе не обязательно последует ответная любовь, но если она будет, я буду счастлива (счастлив)», позволяет думать, что ожидания, скорее всего, себя оправдают, и человек получит то, что хотел.

В некоторых случаях ребенок не способен эмоционально привязываться к взрослым и может никогда не полюбить своих родителей. Эта его особенность есть результат неблагополучных условий развития, и родитель должен ее понимать и принимать. Если на первом месте стоит ребенок и его потребности, трагедии не будет: «я (мы) сделала, все, чтобы подготовить его к жизни». Если же «я ждала, что ты меня полюбишь, если я тебя возьму из детского дома», разочарование неизбежно.

Даже если ребенок не утратил способности привязываться, но любовь в данной семье вменяется ему в обязанность, требования любви и постоянных ее подтверждений часто разрушают естественность общения и саму любовь. Кроме того, умению любить и проявлять любовь ребенок учится у любящих его взрослых. Безусловная родительская любовь первична. Поэтому акцент на второй части «хочу получать любовь ребенка» иногда не дает желаемого результата и не оправдывает ожиданий.

2. Желание реализовать себя в качестве родителя. Оно хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности и признается его индивидуальность. Но в ряде случаев за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею или реализовать через ребенка свою потребность (например, в социальном признании). Такой родитель имеет заранее образ того, каким должен быть «его» ребенок, и будет стремиться подогнать его под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны: ожидания родителя, скорее всего, не оправдаются, а ребенок не почувствует себя принятым.

3. Стремление иметь полную семью. Заявляемый мотив «иметь полную семью» в своей основе может иметь потребность избавиться от чувства неполноценности и «выглядеть как все». Если это единственный мотив усыновления, то, спустя какое-то время, женщина может обнаружить, что за возможность «выглядеть как все» приходится платить слишком высокую цену, к чему она готова не была.

Другой вариант, когда для женщины и ее супруга дети являются большой ценностью и жизнь без них не мыслится. В этом случае на первом месте – самоценность ребенка и соответствующее отношение к нему, поэтому прогноз усыновления по этому мотиву достаточно благополучный.

4. Обретение смысла жизни. Ощущение потери смысла жизни может быть связано у женщины с переживанием горя из-за потери, с ситуативным стрессом, с нарушенными отношениями в семье, недостаточно сформированными навыками общения или чувством одиночества. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Важно понимать, что усыновление при такой мотивации проблему не решит, хотя и может на очень недолгое время вызвать чувство облегчения («мне теперь есть о ком заботиться»).
Нерешенная проблема в дальнейшем может стать причиной нарушения взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, может сильно затруднить его личностное развитие.

5. Страх одинокой старости. Это мотив изначально предполагает договорные отношения: «ты мне – я тебе». Интимность, теплота, взаимное доверие в таких отношениях отсутствуют, а значит, усыновление вряд ли будет успешным. Желание ухаживать за родителями плодотворно, если оно продиктовано любовью и благодарностью к ним, а не из-за чувства долга. Причина одиночества иногда кроется в самом человеке, поэтому он даже после усыновления ребенка может чувствовать себя одиноким. У ребенка быстро появляются свои интересы, друзья, увлечения. Родитель в школьном возрасте перестаёт быть единственным, «самым важным» авторитетом. Это может вызвать у приемного родителя чувство разочарования, обманутых ожиданий и даже «брошенности», хотя это просто период в жизни ребенка.

6. Сделать жизнь веселее. Мотив «сделать жизнь веселее» может свидетельствовать о неудовлетворенности своей жизнью, что, в свою очередь, также может быть обусловлено различными причинами. Данный мотив требует осознания, какую на самом деле проблему призвано решить для женщины усыновление и возможно ли ее решение посредством такого ответственного шага.

7. Восполнение потери своего ребенка. Нередко к усыновлению прибегают женщины (семьи), дети которых умерли. Находясь в состоянии острого горя, родители совершают действия, призванные уменьшить боль от потери. Решение об усыновлении принимается импульсивно, без взвешивания своих возможностей, как мера «скорой помощи». Посмотрев тематическую передачу по телевизору, особенно если в ней содержится прямой призыв усыновлять детей, такие люди испытывают краткосрочный подъем энергии и яркие эмоции и немедленно решают «действовать».

В этом состоянии родители нуждаются в понимании и поддержке и поэтому не способны оказать ее усыновленному ребенку, испытывающему трудности адаптации в новых для него условиях. Практически всегда родители, потерявшие ребенка, испытывают чувство вины за произошедшее. Неосознанно они пытаются исправить ситуацию с потерянным ребенком «за счёт» усыновленного. Усыновленный же ребенок – самостоятельная личность, со своими, отличными от прежнего ребенка, особенностями и потребностями. Он требует к себе соответствующее этим особенностям и потребностям отношение. Бессознательное ожидание родителей от усыновленного ребенка, что он заменит умершего, часто формирует у последнего патологические черты характера. Практика показывает, что усыновления, произведенные в момент непрожитого горя, в большинстве случаев заканчиваются отчуждением ребенка и усыновителей. Усыновление женщиной (семьей), потерявшей своего ребенка, возможно, если она полностью прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка (обычно через 1-1,5 года после потери).


Таким образом, наиболее благоприятный прогноз усыновления в случаях, когда женщины (семьи) усыновляют ребенка потому, что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его ко взрослой жизни. В других случаях надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы он рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

Переживание женщиной кризиса среднего возраста в ряде случаев не требует профессиональной помощи. Обычно, чтобы почувствовать, что жизнь наполнилась смыслом, достаточно нового увлечения, хобби, переосмысления жизненных приоритетов. Но если эмоциональное состояние становится стабильно некомфортным, это может сказаться на общем самочувствии и состоянии здоровья женщины. Поэтому в данном случае лучше обратиться к специалистам. Если возникает желание усыновить ребенка и есть много сомнений в процессе принятия решения – также рекомендуется проконсультироваться у психолога, чтобы разобраться в своих мотивах.

Фонд президентских грантов.png


Фото на обложке: AntonShevBO/create.vista.com

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru