Мама должна быть мамой: о ранней помощи детям с проблемами в развитии
×

Мама должна быть мамой: о ранней помощи детям с проблемами в развитии

04.07.2023
Мама должна быть мамой: о ранней помощи детям с проблемами в развитии

В январе этого года при Развивающем центре для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» открылось новое направление – Служба ранней помощи для детей от 0 до 3 лет.

О первых результатах и специфике работы рассказывает руководитель Службы Анастасия Ефимова.


— Служба ранней помощи при Елизаветинским детском саду существует уже 6 месяцев. Какие первые результаты вашей работы?

На данный момент мы сопровождаем 38 семей. Один из важных критериев нашей работы – отзывы родителей. Все чаще и чаще к нам приходят мамы и папы, которые узнали о Службе ранней помощи через родительские чаты. Первичные приемы начинаются примерно так: «У моей подруги ребенок научился держать в руках ложку. Мы тоже так хотим».

Я не могу сказать, что в каждой семье, которая приходит к нам, сразу же есть большой скачок в развитии ребенка. Каждый двигается в своем темпе.

Например, в феврале к нам обратились родители Пети, который совсем не мог говорить. Мальчику было около трех лет – в этом возрасте ребенок начинает говорить, контактировать со внешним миром – а он только плакал.

Совсем недавно, в конце мая, Петя впервые сказал словами, что он хочет, почему он плачет.

Утром, когда он с мамой выходил из лифта, чтобы пройти в кабинет к нашему замечательному логопеду Наташе, он заплакал и отчетливо произнес слово: «гулять». Наташа сразу же похвалила мальчика, подчеркнула, какой он умница, что рассказал о причине своих слез. И пообещала после занятия сразу же отправиться с ним на прогулку.

DSCF818854643.jpg

Руководитель Службы ранней помощи Анастасия Ефимова  

Знаете, что еще очень ценно? Марина, мама Пети, стояла рядом и улыбалась. В тот момент она поняла, что ее жизнь станет проще. Теперь не будет долгих истерик в общественном транспорте, во время которых ей приходилось перебирать содержимое своей сумочки, чтобы переключить внимание ребенка и помочь ему перестать плакать. Теперь можно будет четко понять, что нужно ребенку, и договориться с ним.

— В целом, в чем главные задачи Службы ранней помощи?

Мы занимаемся детьми от самого рождения и до возраста 3-4 лет. Ранняя помощь – это профилактика вторичных нарушений или инвалидизации ребенка. Если, допустим, у ребенка диагноз ДЦП, двигательные нарушения, то нужно избежать получения инвалидности по слуху и зрению. Ведь чаще всего родители полностью сосредоточены лишь на одном диагнозе, пытаются вылечить ребенка, а обо всем остальном забывают.

Например, у нас есть подопечная Машенька, у который установлен не только ДЦП, но и много других заболеваний, в том числе и онкология. Ее мама думала лишь о ДЦП – нужно разминать тело, убирать спастику.

Однако во время первичного приема и проведения углубленной диагностики нам стало совершенно очевидно, что Машеньке обязательно нужно учиться видеть и слышать.
Мы убедили маму сходить к офтальмологу, который сказал, что еще чуть-чуть, и Машенька уже никогда не могла бы видеть. А теперь у Маши есть очки.

— Как специалисты Службы ранней помощи определяют, насколько ребенок изменился после занятий? Существуют ли объективные критерии, методология оценки?

Да, существует простой, непредвзятый и прозрачный инструмент, который позволяет нам измерять достижения ребенка. Это так называемая программа ранней помощи, которую мы составляем для каждого ребенка индивидуально. Этот документ составляют специалисты совместно с родителями, в нем прописаны конкретные и четкие шаги для развития ребенка. Обычно на полгода мы планируем достижение 3-5 задач.

— Для примера расскажите, какие это могут быть задачи.

Задачи очень разные и, порой, могут показаться незначительными. Например, научиться в течение 20 секунд смотреть собеседнику в глаза. Или научиться использоваться указующий жест, когда ребенок хочет что-то получить. Такие маленькие действия на самом деле – ключ к коммуникации ребенка с родителями и в дальнейшем – со сверстниками и другими взрослыми.

DSCF8021.JPG  

Раз в три месяца мы просим родителей принести распечатанную программу ранней помощи, садимся вместе и во время занятия начинаем оценивать, овладел ли ребенок прописанными в документе навыками. Вместе обсуждаем, что получилось, а что – нет. И, если нет, пытаемся найти причину. Важно, что в программе прописаны не только те действия, которые ребенок должен повторять на занятиях, но и то, что он должен учиться повторять дома, в бытовых ситуациях.

— В Елизаветинском саду для детей с ДЦП в возрасте 3-8 лет день начинается с общего занятия «Круг». Дети могут общаться друг с другом, учатся слушать сверстников, реагировать на них. В Службе ранней помощи проходят только индивидуальные занятия?

Социализация ребенка – это важная задача. Многие наши подопечные, которым около 3 лет, уже в следующем году должны пойти в садик. Для этого им нужно привыкнуть, что есть правила поведения, есть определенный режим. Поэтому, конечно, видеться, общаться с другими детьми необходимо.

У нас есть прекрасный мальчик Вася, которого воспитывает мама Галина. Инфраструктура вокруг дома не предполагает наличия большого количества детских площадок, т.е. мальчик очень редко видит детей своего возраста. А дети, с которыми он мог бы потенциально общаться, находятся в детском саду в то время, когда он с мамой приходит на детскую площадку.

Что мы сделали? Мы объединили занятия для нескольких ребят, то есть, начали проводить групповые занятия. И дети стали привыкать друг к другу.

Более того, мы не останавливаемся на достигнутом. Мы даем родителям возможность, скажем так, поменяться ролями, т.е. меняем пару родитель-ребенок. С Васей теперь взаимодействует не только его мама Галина, но и мама Александра. А с ее дочкой играет мама Галя.

Зачем? И ребенок, и его мама учатся в игровой форме находить контакт с другим человеком, договариваться, устанавливать понятные для обоих правила игры.

Раньше Вася был на занятиях немножко плаксивым, мог отказаться выполнять какие-то действия. Теперь он практически бежит на занятия, очень ждет встречи с друзьями.

DSCF8179.JPG

Вася стал более самостоятельным и в те редкие моменты, когда ему с мамой всё-таки удается попасть на детские площадки. Он отпустил маму и стал сам придумывать игры для других детей. Он понял, что может контактировать не только с мамой, но и быть успешным в игре и с другими детьми.

— Такие групповые занятия наверняка также меняют отношение самих родителей к своему ребенку. Возможно, помогают расслабиться, перестать слишком сильно переживать за своего ребенка?

Конечно! Часто мамы излишне опекают своих детей. Например, Галина постоянно жаловалась, что не может ни на минуту оставить Васю одного. А теперь мальчик спокойно отпускает маму, он готов взаимодействовать с другими детьми.

К тому же групповые занятия помогают родителям по-иному увидеть своих детей. У каждого есть представление, каким именно должен быть его ребенок. А возможность играть с другим ребенком показывает, что нельзя воспринимать ребенка через его инвалидность, через его диагноз. Ребенок младшего возраста может обладать такими навыками, которыми не будет владеть более старший мальчик или девочка. И наоборот.

Это осознание помогает мамам расслабиться, в должной мере «отпустить» ситуацию.

DSCF8161.JPG

Групповые занятия также помогают родителям подружиться. Например, 27 мая в парке Царицыно был праздник, на который были приглашены наши подопечные с родителями. Я просто отправила анонс в чат, и мамочки уже сами списались, договорили вместе приехать и хорошо отдохнули.

— Для каждого ребенка вы подбираете своего специалиста в зависимости от диагноза и поставленных в программе ранней помощи задач. Как это происходит?

Это очень аккуратный и тонкий процесс – подобрать специалиста не только для ребенка, но и для мамы. Они ведь не просто должны отзаниматься, а в некотором роде сродниться, научиться общаться, слышать друг друга, находиться в каком-то общем понимании ребёнка, в полном контакте.

Для Службы ранней помощи и Елизаветинского детского сада важным критерием при выборе специалиста является его умение с пониманием относиться к семье, но при этом не хвалить там, где не надо.

Хочу рассказать о партнёре Марфо-Мариинской обители. Служба ранней помощи Елизаветинского сада сотрудничает с благотворительным фондом «Серебряная нить», вместе с которым мы реализуем программу «Кабинет музыкальной терапии». В рамках этой программы наши семьи могут заниматься с музыкальным терапевтом Галиной.

Галина не просто приходит и проводит занятия. Она отдельно знакомится с каждой семьей, проводит пробные занятия, узнает запрос семей. Вместе с родителями она смотрит, как музыкальные занятия могут помочь приобрести конкретный навык для каждого ребенка индивидуально. И в этом ей помогает наш детский психолог Александр, который может подсказать, направить.

— Вы помогаете только детям или помощь оказывается комплексно всей семье?

Одна из главных задача Службы ранней помощи – это профилактика инвалидизации родителей или опекунов, которые занимаются с ребенком.

Чаще всего, когда мы говорим об инвалидизации, подразумевается медицинский диагноз, т.е. некое физическое нарушение.

На самом деле, в нашем случае – это некое психологическое состояние, когда у человека опускаются руки. Он думает, что у него ничего никогда не получится, что он ничего не умеет, что ему все обязаны помогать.

Мамы ребенка с особенностями развития часто начинают думать, что раз первый ребенок родился с особенностями развития, то и второй, и третий будут также инвалидами. Но ведь это миф! Рождение первого ребенка с особенностями развития никак не влияет на инвалидность последующих детей.

DSCF7863.JPG  

У Службы ранней помощи также есть возможность предлагать родителям или опекунам встречи с психологом. Об этом мы сразу же информируем их во время первичного приема.

К тому же родители (отдельно или вместе) присутствуют на каждом занятии с ребенком. Наши специалисты проговаривают каждое действие. Постепенно родители сами начинают задавать вопросы, рассказывать, что у них не получилось в течение дня.

Очень важно со стороны специалистов поддержать этот контакт, подсказать, ободрить, поделиться правильной методологией.

Все родители очень боятся, что у них что-то не получится. На самом деле, не понимать, как взаимодействовать с ребенком – это нормально. Этому учатся постепенно.

Спросить, обратиться за помощью – это правильно. В нашем обществе родителей часто стигматизируют, обратишься за помощью – значит, ты не очень хорошая мать, не справляешься. Особенно мамы боятся показать свою некомпетентность.

И одна из важных задач Службы ранней помощи – дать родителям возможность просто быть мамами и папами, а не врачами, дефектологами, специалистами по реабилитации.
Мама должна быть мамой. А за профессиональной помощью можно и нужно обращаться к специалистам. Они помогут. Главное, приходите.


Помощь Службе ранней помощи при Развивающем центре для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» вы можете по ссылке.

помочь-2.png

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru