В Музее Москвы до 4 ноября открыта выставка «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена московскому генерал-губернатору и меценату Великому князю Сергею Александровичу.
Выставка рассказывает о жизненном пути Великого князя, начиная с самого детства, о том, что он сделал для Москвы за 14 лет на посту градоначальника, и что во всех его начинаниях он встречал поддержку со стороны своей супруги — Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Сотрудники Пресс-службы Марфо-Мариинской обители посетили выставку и делятся интересными фактами.
Резиденции Великого князя и Великой княгини
Великий князь Сергей Александрович в период пребывания в должности московского генерал-губернатора имел в своем распоряжении шесть резиденций: три в Москве — Малый Николаевский дворец в Кремле, генерал-губернаторский дворец на Тверской 13 и Александринский дворец в Нескучном саду, на окраине тогдашней Москвы.
Кроме того, Великий князь в личном подмосковном имении пользовался деревянным дворцом в селе Ильинском и каменным особняком в селе Усово.
Дворец на Тверской улице с 1785 года стал официальной резиденцией московских главнокомандующих (затем генерал-губернаторов). По желанию Великого князя Сергея Александровича в 1891 году генерал-губернаторский дворец был перестроен, произошла смена интерьеров. В советское время генерал-губернаторский дворец стал резиденцией Московского городского совета депутатов, а ныне здание принадлежит Правительству Москвы.
Дом генерал-губернатора Москвы (Тверская, 13). Начало. Середина XIX вв.
Александринский дворец в Нескучном саду был построен во второй половине XVIII века П. А. Демидовым. В 1832 году Нескучный сад приобрел Император Николай I, дворец был обновлен и назван в честь жены монарха, Императрицы Александры Федоровны. Здесь Великокняжеская чета пожила в 1891-1892 годах, им очень нравился этот дворец. С советских времен и по сей день Александринский дворец является зданием Президиума Российской Академии наук.
Александринский дворец в Нескучном саду. Фото 1884 г.
Более всего супругам нравилось жить в подмосковном имении «Ильинское-Усово», куда они приезжали в мае и оставались до сентября-ноября. Деревянный дворец-особняк в Ильинском пострадал от пожара в 1929 году и окончательно был разрушен в 2020 году нынешним владельцем, а каменный дворец в Усово в настоящее время является главным зданием государственной резиденции Президента Российской Федерации «Ново-Огарево».
Как Великий князь преобразил Москву
Под руководством Великого князя Сергея Александровича, с момента его назначения на пост Московского генерал-губернатора, начинается масштабное благоукрашение Первопрестольной столицы. В целях сохранения памятников старины Великий князь, состоящий в Москве в Археологической комиссии, начал реставрацию древних соборов Московского Кремля, Покровского собора на Красной площади и Крутицкого Патриаршего подворья.
Новые Верхние Торговые Ряды. Открытка 1900–1908 гг.
В первую половину 1890-х годов были построены здания Верхних Торговых Рядов (ныне ГУМ) и Московской Городской Думы (ныне Музей Отечественной войны 1812 года). Архитектура новых Верхних торговых рядов была выдержана в модном тогда русском стиле, элементы декора заимствованы у русских памятников XVII века. Сдвоенные башенки над главным входом были созвучны завершению башен Кремля и соседнего здания Императорского Российского Исторического музея.
Гостиница «Метрополь». 1905 г.
В 1899-1905 годах была возведена гостиница «Метрополь» напротив Большого театра. В самом театре провели реконструкцию — перепланировку и обновление интерьеров. Им придали более эстетичный вид, улучшили акустику в зрительном зале. А для здания Третьяковской галереи по проекту В. Васнецова построили новый фасад, ставший эмблемой галереи.
Масштабной интенсивности строительные работы достигали в конце 1890-х годов. Тогда началось строительство новых вокзалов Москвы: были открыты Павелецкий, Савеловский, Курско-Нижегородский и Рижский. Здание Ярославского вокзала подверглось значительному переустройству.
Московское городское хозяйство 1891-1905
Московский генерал-губернатор напрямую управлял городом, проявлял живой интерес ко всему, что происходило в Москве, лично вникал во все городские дела. Современники отмечали, что Москва в период его руководства превратилась в чистый и цивилизованный город — «везде чистота, порядок, благоустройство и множество новых зданий».
Москва конца XIX века остро нуждалась в обновлении инфраструктуры. В 1890-е годы все отрасли московского городского хозяйства перенесли буквально коренное переустройство, результатами которого москвичи пользуются и в наши дни.
При Великом князе Сергее Александровиче была заложена современная система водоснабжения города. Было проложено 116 км кольцевой водопроводной сети из чугунных труб, с асфальтировкой изнутри и снаружи. В 1902 году в систему был включен Москворецкий водопровод.
Машинное здание Рублёвской насосной станции. 1913 г.
В Крестовских водонапорных башнях в 1896 году по инициативе Московской городской Думы был создан Музей Московского городского хозяйства (ныне — Музей Москвы). Основой экспозиции послужили материалы павильона Москвы на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
На Раушской набережной в годы руководства столицей Великим князем появилась новая городская электростанция и проведено постоянное электрическое освещение улиц. В 1899 году в добавление к московским конно-железным дорогам (конке) были запущены электрические трамваи. Первая линия трамвая прошла от площади Бутырская застава до Петровского парка.
По инициативе и под наблюдением Великого князя Сергея Александровича началось проектирование и строительство Московской окружной железной дороги, которая не имела аналогов в практике дорожного строительства. С 1903 по 1908 гг. были построены 14 железнодорожных станций: образцы архитектуры московского модерна с передовыми для того времени коммуникациями — отоплением и электричеством. Стратегическое значение Московской окружной дороги оценили в годы Великой Отечественной войны для снабжения фронта, а в наши дни она встроена в современную трассу электропоездов.
Мост Императора Николая II. 1908 г.
На Малом кольце было сооружено четыре больших моста через Москву-реку — Дорогомиловский, мост Императора Николая II (после 1917 года — Краснолужский), Сергиевский (после 1917 года — Андреевский) и Алексеевский (после 1917 года — Кожуховский).
Вклад Великого князя Сергея Александровича в благоустройство и благоукрашение столицы сложно переоценить. Сочетая в себе качества православного христианина и предприимчивого градоначальника, он стал примером деятельного и честного человека, который своим трудом на благо Отечества служил Самому Богу. Еще больше о деятельности Великого князя сможете узнать на выставке «Августейший хозяин Москвы».
Фото на превью: mosmuseum.ru
Все остальные исторические фото взяты из открытых источников.