Чтение — это было одним из любимых занятий Великой княгини Елизаветы Федоровны и Великого князя Сергея Александровича. Великая князь читал вслух, а супруга в это время или вышивала, или делала зарисовки пейзажей. Также великокняжеская чета принимала участие в постановках русских пьес с соседями по имению.
О том, как еще Великая княгиня Елизавета Федоровна любила проводить свободное время, читайте в тексте ниже.
Ильинское. Русская природа
В Ильинском Елизавета Федоровна и Сергей Александрович вели простую деревенскую жизнь и старались свести до минимума строгие правила двора. Они катались на лодке по реке, гуляли по полям и лесу, собирали цветы и ягоды. Природа этого края с огромными лугами, белыми березами хвойным лесом привлекала к себе сердце Великой княгини.
В письме брату Эрнесту она писала: «Сергей и я долго гуляли по полям и собрали много цветов, главным образом васильков… Сергей нашел спрятанное под травой гнездо с четырьмя хорошенькими маленькими птичками. Там повсюду много клубники, но она еще не совсем зрелая».
Читая письма Великой княгини, мы замечаем ее наблюдательность, умение замечать все прекрасное вокруг нее и восхищаться этим.
Великая княгиня Елизавета Федоровна на прогулке в Ильинском
При всяком удобном случае, когда Великий князь Сергей Александрович мог отлучиться из Петербурга, он и Елизавета Федоровна ехали в Ильинское. Там, в окружении прекрасной природы, они могли отдохнуть от светского шума и придворного этикета.
Но даже отдыхая в своем подмосковном имении Ильинском, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна продолжали принимать просьбы о помощи, об устройстве на работу, о пожертвовании на воспитание сирот.
Празднование именин
Елизавета Федоровна отличалась гостеприимностью. В день своих именин она устроила угощение для крестьян. На зеленой лужайке были расставлены столы с закусками и печеньем. В это время Великая княгиня как раз и познакомилась с народными пением и плясками, которыми ее отблагодарили гости. Тогда она почувствовала, что сроднилась с русским народом.
Кроме ее именин, еще торжественно отмечались и дни преподобного Сергия Радонежского, и день святого пророка Илии. В день памяти преподобного Сергия в июле приглашалось много гостей, ведь это были именины Великого князя. Обязательно устраивался розыгрыш лотереи в пользу крестьян. Гости молились на всенощном бдении в храме, утром — на Литургии и на молебне. Затем проходил праздничный полуденный завтрак, и все шли на поле, где происходил розыгрыш лотерейных вещей. Сергей Александрович и Елизавета Федоровна переходили от одной группы к другой, любезно разговаривая со всеми.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, Великий князь Сергей Александрович, Император Александр III. За чаем.
А в день святого пророка Илии традиционно устраивалась ярмарка, где крестьяне окружных сел и деревень выставляли свои изделия и продукты для продажи. После церковной службы Сергей Александрович торжественно открывал ярмарку и вместе с Великой княгиней Ильинского шел за покупками. Они считали своим долгом подойти к каждому продавцу, поговорить с ним и что-то купить. Крестьяне очень любили великокняжескую чету, они считали их душой Ильинского.
Новый год и Рождество
Радостными и веселыми были праздничные дни нового года и Рождества Христова: Великая княгиня устраивала вечера, елки для детей и благотворительные концерты, никого не оставляла без поздравлений и трогательных подарков.
«В 1910 г. на Рождество проходили елки для бедных, две прошли особенно успешно — одна в воскресной школе (100 чел.), а другая для бедных двух наших попечительств (более 150 детей). Радость была огромной. Дорогая Сподвижница сама раздавала теплую одежду и конфеты, и все эти малыши были на вершине счастья», — писала В. С. Гордеева, казначея Марфо-Мариинской обители княгине З. Н. Юсуповой.
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович на благотворительном базаре
А 1913 г. начинался с традиционных благотворительных концертов и рождественских вечеров. 2 января по инициативе Елизаветы Федоровны в Большом зале Московской консерватории состоялся благотворительный концерт «Духовное песнопение» с участием известных оперных певцов.
Елизавета Федоровна писала о своих впечатлениях княгине З. Н. Юсуповой: «Эти дни пролетают в радости, которую рождественские елки приносят стольким людям, в чьей жизни так мало света».
Время с родными
Великая княгиня писала своей бабушке о том, как она проводила время в Гатчине. Там она упоминает Сашу и Минни: Саша — Император Александр III, а Минни — его супруга Императрица Мария Федоровна.
«Саша и Минни оба такие добрые, и я провожу все послеобеденное время с Минни. Утром мне дают уроки русского языка, потом, после завтрака, Императрица приходит ко мне, и мы вместе пишем красками, потом выходим вместе, а после чая Император читает — таким образом, время проходит очень приятно. Иногда после обеда мы все остаемся вместе — или пишем, или читаем».
Великая княгиня Елизавета Федоровна в кругу родных.
Она любила всех родственников со стороны мужа. Но особенную симпатию она питала к любимому брату Сергея Александровича — Павлу, который часто посещал их дом и гостил в Ильинском. Она привязалась также всей душой и к молодому наследнику престола Николаю Александровичу — Ники, как называли его все в императорской семье.
Путешествия
Когда предоставлялась возможность, Елизавета Федоровна ездила в Крым, в Ливадию. Красота природы Крыма и моря очень привлекали к себе молодую Великую княгиню. Вот как она писала своей бабушке об этом:
«…Все кругом зеленое и покрыто розами, глициниями, жимолостью. Все это покрывает не только дома, но также свисает и с деревьев. Что меня особенно очаровывает — это море, которое напоминает мне Осборн и высокие холмы Шотландии… Здесь очень много красивых дач, и одна мне особенно нравится. Внутри этот дом похож на Виндзор, особенно большой холл с деревянными панелями; и запах тоже — это возвращает меня обратно в дорогую Англию… ниже террасы — море… ».
Великая княгиня Елизавета Федоровна с Великим князем Сергеем Александровичем в Иерусалиме
Когда же представилась возможность поехать на Святую Землю, она с радостью приняла это как Божий Промысл. Паломничество великокняжеской четы началось с города Назарета, места Благовещения Богородицы, затем они посетили гору Фавор, которая не могла не очаровать духовно тонкое воображение Великой княгини, а также храм св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы. Все на Святой Земле было новым, необычным и таинственным. все настраивало Елизавету Федоровну на размышление и молитву. Как писала она в письме королеве Виктории: «Это как сон — видеть все эти места, где наш Господь страдал за нас, и также огромное утешение — приехать в Иерусалим».