«Значимый взрослый – жизненно необходим ребенку»
×

«Значимый взрослый – жизненно необходим ребенку»

13.01.2020
«Значимый взрослый – жизненно необходим ребенку»

Мы продолжаем разговор с директором Центра семейного устройства Еленой Мораш о приемном родительстве, радостях и трудностях, которые ждут людей, принявших в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В этот раз мы поговорим о некоторых психологических особенностях приемных детей. Эта беседа будет полезна всем родителям, ведь некоторые проблемы, о которых пойдет речь, могут быть характерны и для детей, воспитывающихся в родной семье. А, увидев, насколько травмирует детей жизнь в учреждении, возможно кто-то задумается о принятии ребенка в свою семью.

- Елена Николаевна, в прошлый раз мы говорили о подготовке родителей к приему в семью ребенка. Но вот ребенок уже в семье. С какими трудностями с большой вероятностью столкнутся приемные мама с папой?

- Одна из основных сложностей, с которой столкнется новая семья – это нарушение привязанности.
Что такое привязанность? Это те взаимные эмоциональные связи, которые сформировались в отношениях ребенка и значимого взрослого (мать, отец, опекун и т.п.). Привязанность не зависит от времени и географии. Если мать с ребенком находятся на большом расстоянии друг от друга, они не перестают испытывать чувства, не забывают друг друга. Даже если человека нет уже в этом мире, эмоциональное отношение все равно сохраняется. Это, как невидимые нити, которые связывают людей, они не рвутся всю жизнь.

Известный психотерапевт Джон Боулби был первым ученым, кто исследовал брошенных детей на протяжении многих лет. Открытия, которые он сделал, полностью изменили представления о потребностях детей раннего возраста и влиянии этого периода на дальнейшее развитие человека. Его эксперименты показали, что маленькие дети остро нуждаются в значимом взрослом и только при его наличии могут развиваться и выживать.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, каким образом влияет разлучение с родителями, пережитое в раннем детстве.

- Ребенок рождается беспомощным. Он не в состоянии выжить самостоятельно и полностью зависит от матери. У малыша сознание не сформировано, но все чувства есть. Мать для него является проводником в жизнь. Она  реагирует на его потребности, понимает за ребенка, что ему необходимо: успокаивает, когда он плачет, кормит, когда он голоден, укладывает спать, если он устал. Она настроена на него 24 часа в сутки и мало чувствительна к чему-то другому. Благодаря этому ребенок выживает и развивается.

цвкемукцемицми.jpgВсе действия мамы с младенцем подкрепляются эмоциями. Так возникает взаимная эмоциональная связь. Ребенок как бы запоминает маму благодаря постоянному ее присутствию рядом, ритму заботы и любви. И к 3-4 месяцам он дарит ей первую сознательную улыбку, радуется ее появлению, а если она уходит, остро реагирует на разлуку.

Не нужно специальных знаний, чтобы понять: нет рядом взрослого, ребенок не сможет выжить.
Да, в детских учреждениях есть воспитатели, няни, но они на потребности маленького ребенка не могут реагировать как мать. Да и любить чужого ребенка как своего весьма сложная задача.

Малышу нужна его мама, а не профессионал, даже самый лучший. Приемные родители, которые видели маленьких отказников, рассказывают, что самое страшное переживание в доме малютки – это тишина.
Младенцы, укутанные в пеленки, лежат с открытыми глазами и молчат. Потому что жизнь их уже научила – кричать и звать кого-то бесполезно. Любой брошенный ребенок покричит какое-то время и перестанет, а все чувства отчаяния, тоски и боли останутся у него внутри, заморозятся.

Потеря родителя переживается как угроза жизни, потеря себя, окружающего мира. В таких условиях говорить о развитии не приходится. Поэтому дети-сироты сильно отстают от сверстников. Им часто ставят диагнозы, которые впоследствии не подтверждаются. Все это эффекты лишения отношений со взрослым в раннем возрасте. В самых тяжелых случаях дети отказываются от жизни.

Конечно, сейчас многое изменилось. Люди, работающие в системе, имеют специальные знания, поэтому смертность детей стала намного меньше, но именно она стала стимулом для исследований отношений ребенка и взрослого.

Чем раньше ребенка бросили, тем труднее будет работать с полученной травмой, потому что расставание произошло в младенчестве, когда сознание и речь еще не сформировались. А на консультациях работа происходит как раз на уровне сознания и через речь. Человек вспоминает свои ощущения, осознает, анализирует, «разряжает» накал чувств. Когда травма случилась в младенчестве, в бессознательном возрасте, ее трудно облечь в слова.То есть чувства есть, а осознанности нет. И конечно, эти чувства будут искать выход. Наиболее частые варианты – болезни или нарушения поведения.

У брошенного ребенка нарушается естественный ход жизни, а, значит, и условия, при которых формируется надежная привязанность. И тогда привязанность формируется с искажениями. Есть несколько типов нарушений привязанности, а норма только одна – надежная привязанность. Это тот вариант, который формируется при отношениях, описанных выше: наличии матери, понимании ею потребностей ребенка, любви к малышу, адекватности и ритму заботы.

- А в кровной семье возможны нарушения привязанности?

- Да, возможны. Даже если семья вполне благополучная. Нарушения будут не так тотальны, но если нет необходимых условий, тоже будут искажения. Если семья неблагополучная и ребенок претерпевал жестокое обращение, ни о какой надежной привязанности речи быть не может.

Последовательница Дж. Боулби Мэри Эйнсворт сделала первую классификацию типов привязанности, которая актуальна и сегодня. Она исследовала именно кровные семьи и выделила, например, тревожный тип нарушения привязанности


Проявлялось это так: ребенок реагировал на отсутствие матери плачем, тревогой, нежеланием вступать в контакт, распадом деятельности. Это значит ребенок усвоил -мир опасный, в безопасности можно быть только рядом с мамой. Если мамы нет – паника и беспомощность. Часто к такому типу привязанности ведет гиперопека и тревожность матери. Такие дети вырастают и остаются неуверенными и тревожными, имеют трудности в социальных контактах.

Еще один тип, выделенный Мэри Эйнсворт - индифферентная привязанность. Это когда ребенок как будто в изоляции. Что есть мама, что ее нет. Он привык опираться только на свои силы. Такой ребенок имеет знание, что мама либо эмоционально не включена, осуществляет только физическую заботу, либо непостоянна: то радостная, то несчастная, а с чем это связано не понятно. Такие дети вырастают с блокированными чувствами, опираются на разум, не могут устанавливать близкие отношения, не понимают чувств других людей. Часто имеют психосоматические проблемы, но не связывают болезнь с психикой, лечатся, даже если лекарства не помогают.

Итак, подведем итог. Для формирования надежной привязанности нужен постоянный взрослый – мать или лицо ее замещающее, способный чувствовать ребенка, адекватным образом откликаться на его потребности, быть постоянным и предсказуемым, сохранять ритм заботы, давать ребенку положительные эмоции, простыми словами, любить его. Тогда ребенок получит уверенность, активность, открытость, бесстрашное исследование окружающего мира, а значит дальнейшее развитие.

Тема привязанности очень большая и сложная. Всего здесь не расскажешь. Даже на занятиях в Школе приемных родителей ей уделяется два-три занятия, хотя на другие темы выделяется по одному занятию. Поэтому тех, кто заинтересовался темой и хочет узнавать подробности мы приглашаем к нам в Центр. У нас хорошо продуманная комплексная программа поддержки и помощи семьям. Она называется «Семья как благо». Все наши специалисты имеют высокую квалификацию и большой опыт работы с любыми сложными проблемами. Можно обращаться индивидуально, можно участвовать в групповых проектах. Кто хочет стать приемным родителем, добро пожаловать в православную Школу приемных родителей «Основы семьи». Наша школа - единственная православная Школа в городе Москве. В ноябре 2019 года она стала победителем конкурса грантов «Москва-добрый город» в номинации «Проекты в помощь многодетным семьям, семьям с детьми, будущим мамам и подросткам в кризисных и трудных жизненных ситуациях».




Первое интервью с Еленой Мораш о приемном родительстве можно прочитать по ссылке

Центр семейного устройства много лет помогает многодетным и приемным семьям, оказавшимся в кризисной ситуации. Эта работа направлена на то, чтобы семьи сумели справиться с трудностями, и дети остались в семье. Вся деятельность данного проекта осуществляется на средства грантов и пожертвования. Вы тоже можете помочь Центру продолжать работу.

помочь.jpg



IMG_1228.JPG    МДГ_цветной@2.png



Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru