«Зачем я хочу принять ребенка в семью?»

25.02.2020
«Зачем я хочу принять ребенка в семью?»

Задумываясь об усыновлении ребенка, будущие приемные родители часто не представляют, как проходит обучение в Школе приемных родителей, какую важную и полезную информацию они смогут почерпнуть для себя во время занятий.

Проект комплексной поддержки и помощи семьям «Семья как благо» осуществляется в Центре семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия по разным направлениям. Одно из них – как раз подготовка будущих приемных родителей. Слушатели занимаются по углубленной программе, принимают участие в различных мероприятиях Центра. Важно создать атмосферу доверия, открытости, уважения и такта с будущими приемными родителями, чтобы и в дальнейшем, когда ребенок будет принят в семью, психологическое сопровождение было продуктивным.

Семейный психолог, ведущая ШПР Наталья Михайлова рассказывает о том, с чего начинается обучение:

- Будущие слушатели ШПР, до обучения в Школе приемных родителей, проходят первичное собеседование, на котором они обязательно рассказывают, зачем они хотят пройти курс ШПР. Обычно ответы звучат похоже: получить знаниях об особенностях детей-сирот, подготовиться к приемному родительству, узнать информацию, реже - определиться, смогут ли они стать приемными родителями.

Опыт сопровождения приемных родителей показал, что просто передать информацию, прочитать лекцию о детях-сиротах оказывается не достаточным. Уже на первых занятиях, посвященных знакомству, мотивации, опасениям и ожиданиям приемных родителей некоторые слушатели открывают новые неожиданные знания о себе. Например, оказывается, ожидание «быть нужной ребенку»может совсем не означать, что хочется согреть ребенка теплом, как это воспринималось до обучения, а может говорить о желании наполнить смыслом свою жизнь, которая без ребенка кажется бессмысленной. А за ожиданием «услышать детский смех» кроется, например, желание заполнить пустоту своей жизни,взяв приемного ребенка. Большая иллюзия, что ребенок способен что-то восполнить. Он сам очень нуждается в помощи и поддержке.

Так практически с самого начала работы Школы наряду с новой информацией и знаниями о приемном родительстве и о детях-сиротах, слушатели открывают в себе то, с чем появляется желание и необходимость разобраться: собственные детские травмы, непережитые потери, дисфункциональное поведение, приобретенное в ранних детско-родительских отношениях, некритически усвоенные в процессе взросления убеждения и стереотипы. Стандартное количество занятий в Школе (13-15 занятий) не позволяет ведущим уделить больше внимания собственному опыту, а самим слушателям глубже заглянуть в себя. Поэтому мы посчитали необходимым увеличить количество занятий и ввели пять дополнительных, три из которых по содержанию являются психологическими- «Мифы и ожидания приемных родителей», «Строение психики. Фиксации при травме», «Благополучная и неблагополучная семья. Нарушение взаимоотношений в семье, пути преодоления», а два занятия посвящены христианскому пониманию семьи - «Духовная жизнь семьи», «Брак и воспитание».

Дополнительное занятие «Ожидания и опасения приемных родителей» позволили ведущим выделить время, чтобы слушатели могли сосредоточиться на своих ожиданиях и страхах в отношении самих себя. Как было упомянуто выше, сформулированное самим слушателем ожидание или опасение может скрывать в себе нечто, не всегда очевидное. На занятии слушатели не просто письменно формулируют и проговаривают свои надежды и страхи, но делятся ими с другими слушателями, анализируют их, раскрывают суть. Такая кропотливая работа, если слушатели к ней подходят честно и открыто, дает свой плод: опасения и ожидания приобретает новый смысл, открываются новой стороной для самого слушателя и заставляет его заново искать ответ на вопрос: «Зачем я хочу принять ребенка в свою семью?», «Что стоит за моим желание стать приемным родителем?».

Остальные два дополнительных занятия направлены на то, чтобы обернуть взгляд слушателей с проблем детей-сирот, на самих себя, а конкретно на тот тяжелый «багаж», который они выносят из своего опыта развития во взрослую жизнь, во взаимоотношения в семье, в том числе с потенциальным будущим ребенком. Рамки Школы приемных родителей не позволяют по-настоящему начать работать с этим «багажом», но если слушатели обнаруживают и признают, что он есть, это уже является огромным шагом к своему психологическому и духовному благополучию, что обязательно даст хорошие плоды в будущем приемном родительстве. Ребенок, вынужденный искать новую семью, - это всегда ребенок, претерпевший одно или несколько травматических событий в своей жизни. Взрослый, отрицающий, что в его жизни могли быть какие-то неблагополучные обстоятельства, оставившие рану его душе, рискует не увидеть неизлеченную рану в душе своего будущего приемного ребенка, а значит не сможет помочь ее залечить. Способность соперживать ребенку, пережившему трагические события в своей жизни, напрямую зависит от способности взрослого честно и открыто проживать свой болезненный опыт детства и взрослой жизни.

Так, Школа приемных родителей, становится для многих слушателей началом пути работы над собой – работы, которая, если она не прекращается и углубляется, становится навыком, необходимым для благополучного материнства, отцовства и супружества.

Logotype_fpg.png

Возврат к списку

© 2014-2020. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru