Раннее развитие: польза или вред?
×

Раннее развитие: польза или вред?

12.08.2022
Раннее развитие: польза или вред?

Теорий раннего развития детей очень много. Все они появились в последнее столетие. Опираются они на тот факт, что наиболее активно мозг ребенка развивается в возрасте до семи лет. И это действительно научно доказано. Поэтому появилось мнение, что максимальное количество информации надо «впихнуть» в ребенка именно в этот период, а еще лучше до трех лет. Конечно же, для его будущего блага. Психологи Центра семейного устройства объясняют, почему не стоит слепо доверять подобным теориям. 


Период младенчества (от 2 месяцев до 1 года). На этом этапе малышу нужен значимый взрослый. Например, мама, которая отзывается на плач, смотрит в глаза, прикасается, разговаривает с малышом и удовлетворяет физические потребности. Мама малыша – в этом возраста для него и будет главной развивающей средой. Ничего другого ребенку по большому счету и не нужно.
Для мамы важно не быть слишком требовательной к себе в этот период. Важнее всего – спокойно восстанавливаться после родов, отдыхать и дарить ребенку любовь, заботу и материнское тепло.

Ранний детский возраст (1-3 года). Малыш начинает ходить и изучать мир вокруг. Все, что он видит дома и на улице – самая необходимая для него развивающая среда. И, конечно же, мама, которая всегда должна быть в зоне доступа. С ее стороны будет правильным не запрещать ребенку изучать безопасные предметы, которая он замечает и которые вызывают у него интерес. Мама при удобном случае в этом возрасте уже старается показать, как общаться с окружающими, как взаимодействовать с миром, объясняет, что может быть опасным для ребенка.

Но в этот период рядом не только мама, она уже может оставлять иногда ребенка с папой или бабушкой.

stephen-andrews-6NbSIxwZ3_4-unsplash.jpg

Часто именно в этом возрасте родители начинают активно ходить по «развивашкам». Как правило, для этого есть несколько причин, которые можно обозначить так: «все ходят, а мой ребенок, что хуже других?», «а вдруг он и правда будет хуже всех?» или «вдруг все подумают, что я плохая мать, которая не развивает ребенка?» Но к сожалению, такая мотивация не имеет отношения к развитию ребенка, родитель в таком случае ориентирован в первую очередь на внешнюю оценку.

Попробуем разобрать еще некоторые популярные доводы родителей.

«Хочется уже куда-нибудь выйти, пообщаться». Прекрасная мотивация, главное честно в ней признаться самой себе. Провести время вместе с ребенком – это замечательно. Только следите за тем, чтобы занятия были обязательно совместными. До трех лет ребенок не обязан оставаться без мамы в незнакомой обстановке. А преподаватели должны быть творческими, активными, мягкими по отношению к ребенку и приятными для него.

«Ребенка надо развивать. Чем раньше, тем лучше». Но зачем это нужно, для чего? Например, раннее чтение совсем не гарантирует хорошей успеваемости в школе. Несколько английских слов ребенок быстрее выучит в более позднем возрасте. Цифры он поймет и быстро научится считать (а не заучит, как стишок) в свое время, когда мозг станет способен это усвоить. Не нужно спешить.

«Мой ребенок малообщителен, все время за меня цепляется». Это нормально в таком возрасте. Но, если вас сильно беспокоит такое поведение, то «развивашки» вам в помощь. Главное – только совместно с мамой и приятным преподавателем, который обеспечит много активности и творчества.

«Хочу подготовить к детскому саду». В таком случае уместно начать готовиться к саду за год до начала посещения. Это действительно облегчает адаптацию. О критериях подбора занятий мы уже сказали.

portrait-of-little-boy-child-in-headphones-studying-at-home-looking-on-laptop-working-with-teacher-online-education.jpg

Дошкольный возраст (3-7 лет). В этот период начинает активно проявляться сюжетно-ролевая игра. Такая игра хороша с партнером. В этом возрасте ребенку нужны игры с другими детьми, занятия, где направляют его творчество (рисовать радугу, лепить морковку), определяют правила, но при этом дают свободу самовыражения.

Хорошо, если ребенок ходит в детский сад. Но только в том случае, если он к этому готов. Водить в детский сад любой ценой – неверная родительская тактика. В первый год посещения сада ребенку не нужны никакие дополнительные кружки, так он и так переживает стресс, даже если не показывает этого. В дальнейшем будет достаточно 1-2 кружка. Больше не нужно: это будет перегружать ребенка. Если малыш не посещает детский сад, то занятия и социализация будут на этом этапе для него необходимы.

Наблюдайте, когда ваш ребенок начнет интересоваться буквами и чтением, не форсируйте события. Хотя безусловно за год до школы уже пора учить.

Младший школьный возраст (7-11 лет). Начинается учебная деятельность. И опять важно – не перегружать ребенка. Часто мамы жалуются, что ребенок ничего не хочет, все время валяется. Но если посмотреть на его расписание, становится понятно, что такую нагрузку выдержит не каждый взрослый. В такой ситуации ребенок элементарно даже не успевает ничего захотеть.

И когда мамы начинают с гордостью говорить, что ребенок в пять лет уже Бродского цитирует, хочется задать вопрос: «Какая цена за это заплачена?». Скорее всего пострадало эмоциональное развитие. Хотя именно оно должно являться главной базой, и только потом становятся важны – чтение, умение считать и энциклопедические знания.

Поэтому, когда вы активно выбираете маленькому ребенку дополнительные занятия, ответьте честно на вопрос: «Для чего на самом деле вы это делаете?».

Фонд президентских грантов.png


Фото на обложке: Image by pressfoto - Freepik
Фото в статье: Stephen Andrews 
- Unsplash, master1305 - Freepik


Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители —
в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель  милосердия»,
в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.

Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку

Возврат к списку

     telegram.png 
© 2014-2022. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru