Психосоматические проблемы приемных детей в новой семье

Психосоматические проблемы приемных детей в новой семье

27.11.2020
Психосоматические проблемы приемных детей в новой семье

Мы продолжаем разговор о том, с какими трудностями могут столкнуться приемные родители. И сегодня с психологом Центра семейного устройства, тренером Школы приемных родителей, травмотерапевтом Надеждой Терехиной мы беседуем о психосоматике.

— Скажите, в чем главная проблема детей, попавших в семью из детского дома или интерната?

Дети, принимаемые в семью из детских учреждений, обычно имеют опыт переживания потери (родителей, семьи в целом) и жестокого обращения в той или иной форме. 

Детская психика не всегда справляется с такими перегрузками. Высокое психическое напряжение без возможности своевременной разрядки, которую в обычной семье помогают совершать родители, приводит к появлению соматических жалоб, то есть развивается психосоматическое расстройство.

— Можно вас попросить чуть подробнее объяснить для наших читателей механизм появления этих расстройств?

Ребенок именно в семье усваивает способы реагирования на стресс, учится справляться с тяжелыми ситуациями. Если ребенок достаточно рано лишается родительской опеки, то он не получает надежной модели совладания со стрессом.

DSCF0304-2.jpg При изъятии из семьи и помещении в учреждение у детей присутствуют ярость, страх, беспомощность, неуверенность в будущем, обида и чувство ненужности, одиночества. Рядом нет «своего» надёжного взрослого, который может защитить и объяснить ребенку его собственную значимость и нужность в этом мире.

И как следствие чаще всего у детей встречаются разнообразные кожные высыпания - аллергия, нейродермит, экзема; нарушения пищевого поведения; заболевания желудочно-кишечного тракта - гастрит, язва желудка; сердечно-сосудистые заболевания; заболевания органов дыхания - астма, поллиноз.

— А что происходит, когда ребенка забирают в семью?

При попадании в семью, в период адаптации заболевание может обостриться. При этом могут присоединиться симптомы, которых у ребенка до этого не было, например: психогенная рвота, боли в животе, повышение температуры, раскачивание корпусом, покраснения и высыпания на коже. Кроме того, возможно стремление к самоповреждению: ребенок может биться головой об стену, демонстративно есть несъедобные предметы, обкусывать ногти и выдирать волосы.

Это происходит потому, что ребенок не способен осознать сразу, что его жизнь резко изменилась. У него предельно высокий уровень тревоги и беспокойства, он боится «не справиться и не оправдать доверия».

— То есть получается, что для ребенка попадание в семью может быть большим стрессом? Просто часто мы воспринимаем переезд в семью как некую однозначно счастливую историю для маленького человека.

Для ребенка из учреждения приемные родители – это малознакомые люди, от которых непонятно, чего ожидать. Сама ситуация переселения в новый дом для ребенка часто означает крушения последней надежды вернуться в родную семью, он может горевать и опасаться неизвестности.

При адекватном поведении взрослых, наличии в новой семье атмосферы доброжелательности и поддержки, ребенок понемногу начинает оттаивать.

Но ещё долгое время могут сохраняться некоторые симптомы, особенно, если они были выраженными в момент прихода ребенка в семью. Большинство со временем начинают угасать и постепенно исчезают.

— Что важно уметь взрослым и чему учить ребенка, чтобы предотвратить появление психосоматики? Эта информация будет полезна и родителям, воспитывающим родных детей.

1. Необходимо учиться и уметь различать свои эмоции, мысли, ощущения и их называть.
2. Быть в контакте со своим телом, распознавать сигналы о неблагополучии.
3. Доверять друг другу.
4. Спокойно разговаривать и обсуждать происходящее с каждым членом семьи по его просьбе.
5. «Нормализовать» ситуацию. Сказать ребенку, если видим, что он напряжен, например, перед посещением врача: «Ты знаешь, многие люди очень нервничают перед тем, как идти к стоматологу и при этом могут ощущать боли в животе. Ты боишься – это нормально. Давай подумаем, как я могу тебе сейчас помочь».
6.Быть внимательными к словам и поведению ребенка.

22.jpg

— Чего, напротив, нельзя допускать родителям при общении с детьми?

1. Обесценивать переживания и ощущения ребенка: «Живот болит – это ерунда. Ты же мужчина, держись!». Не нужно забывать, что боли при страхе – это не всегда именно психосоматика. Есть опасность пропустить воспалительные заболевания (аппендицит, язва). Кроме того, обесценивание резко снижает доверие к родителям и желание делиться чем-либо.

2. Пугать ребенка посещением врача. Потом приемные родители могут столкнуться с большими сложностями при необходимости сделать прививки по календарю или пройти плановый осмотр в поликлинике.

3. Резко переключать внимание ребенка на что-то другое: «Смотри, вон полицейский идет, будешь плакать – он тебя заберет». Связь боли в животе и появлением полицейского (или любых людей в форме) может закрепиться и превратиться в фобию.

Не всегда легко разобраться в том, что является основной причиной срыва адаптации: уровень когнитивного развития, черты характера или и то, и другое в равной мере. Но в любых обстоятельствах стоит уделить особое внимание формированию доверия в семье, постоянно демонстрировать поддержку и принятие, терпение и подтверждать готовность родителей выдержать сильные эмоции ребенка.

Другие материалы о приемных детях на нашем сайте:

Особенности воспитания ребенка с ДЦП в приемной семье
Дети-сироты всегда живут в ситуации лишения. Интервью с психологом Еленой Мораш
«Значимый взрослый – жизненно необходим ребенку». Интервью с психологом Еленой Мораш


Logotype_fpg.png

Возврат к списку

   telegram.png Яндекс.Дзен
© 2014-2021. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru