Опыт работы с психологическими ресурсами принимающих семей

30.11.2018
Опыт работы с психологическими ресурсами принимающих семей

Предлагаем вниманию читателей информационно-аналитическую статью психолога Надежды Владимировны Терехиной, специалиста АНО «Марфа-Мариинский Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья", для Всероссийской научно-практической конференции «Информационная и психологическая поддержка приемных семей», которая проходила в Марфо-Мариинской обители 23 и 24 ноября 2018 года.

Аннотация: статья посвящена описанию опыта работы с психологическими ресурсами принимающих семей, проводимой в Центре семейного устройства Марфо- Мариинской обители милосердия. Выделены основные проблемы, возникающие в работе терапевтической группы, представлены ключевые психологические методики.

Вхождение приемного ребенка в семью сопровождается значительными изменениями в ее структуре и функционировании. Происходит преобразование внешних и внутренних границ; изменяется уровень близости между ее членами; образуются новые коалиции; перераспределяются семейные роли; вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений. Семейная система начинает сопротивляться изменениям. Нередко это приводит ее к «истощению» ресурсов, формированию «системных защит», которые препятствуют включению приемного ребенка в семью [1, с.56].

Одним из основных принципов психологического сопровождения семьи является опора на ее ресурсы.
В рамках долгосрочной программы сопровождения принимающих семей мы разработали цикл занятий для родителей, которые уже несколько лет являются усыновителями или опекунами детей из учреждений и столкнулись с психологическими проблемами разного рода, самой значимой из которых является субъективное ощущение нехватки ресурсов и невозможности их восполнить [2, с.228] .

Цикл включает в себя 8 занятий, проходящих в формате терапевтической группы 2 раза в неделю. В проведении группы участвовало 7 женщин. Продолжительность каждого занятия составляла 1,5 часа. Мы считаем, что работа с родителями должна сопровождаться проведением программы для детей. Поэтому параллельно с данным циклом проходят тренинговые коррекционно-развивающие занятия с детьми из этих же семей, имеющими поведенческие проблемы.

Целью нашей программы занятий было помочь в осознании актуальных ресурсов и их доступности, а также определение личных стратегий для повышения доступности потенциальных психологических ресурсов.
В работе использовались методы арт-терапии, символ-драмы, метафорической психотерапии, письменные практики и метафорические ассоциативные карты (МАК).

Перед проведением программы был проведен опрос участников группы для выяснения самых актуальных тем, на основании которого выстраивался план занятий.

В нашем случае список тем занятий выглядел следующим образом:
1. Личные эмоциональные ресурсы
2. Семейные ценности
3. Связь эмоций и телесного реагирования (ресурс понимания процессов в теле)
4. Использование ресурсов в «трудном общении» (в семье, с ребенком, с органами опеки)
5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
6. Способы реагирования на манипуляции
7. Техники самопомощи в условиях переживания стресса. Информация об особенностях проявления стресса у приемных детей
8. Психосоматические симптомы - понимание природы и механизмов; использование ресурсных психологических техник для снижения остроты проявлений.

После каждого занятия участники получали домашнее задание для обязательного выполнения, так как глубокое осознание существующих проблем и дефицита ресурсов требовало безопасности и соответствующих условий (уединения, тишины и определенного количества времени).

Предлагаем описание некоторых психологических методик из программы.
«Карта ресурсов». Участникам предлагалось нарисовать цветными карандашами карту своих ресурсов. Б качестве ресурсов могли выступать памятные события и места (в прошлом и настоящем), воспоминания о которых дают энергию и позитивные эмоции. Это могли быть конкретные объекты: значимые люди или герои, которым хотелось подражать; памятные предметы; города, в которых было важно побывать; социальные институты. Предлагалось обозначить и более абстрактные ресурсы: ценности - личные и семейные; значимые принципы. Каждый ресурс символически изображался на «карте». Затем участники группы делились эмоциями и чувствами по поводу получившейся карты. Дома предлагалось дорисовать карту.

«Дом мечты». Из колоды А. Головиной «Сказочные домики» каждая участница выбирала одну карту, изображение на которой вызывало сильные эмоции (находила «свой Дом мечты»). Затем по мере готовности рассказывали о том, что именно в изображении откликнулось, каково назначение предметов в доме, каким образом эта обстановка поддерживает и дает ресурс, что можно и хочется добавить/изменить и зачем.
«Волшебная страна чувств» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой [3,с.3]. Родителям раздавались бланки методики (лист бумаги с изображением контура человеческой фигуры и списком основных эмоций и чувств) и цветные карандаши. Предлагалось удобно сесть, плотно поставив ступни ног на пол и вспомнить какую-либо проблемную ситуацию, вызвавшую сильный эмоциональный и телесный отклик (по субъективной шкале стрессового воздействия от 0 до 10 не превышающую 5 баллов). Затем дописать список эмоций и обозначить каждую своим цветом. После этого давалась инструкция раскрасить контур фигуры, располагая эмоции там, где они «живут в теле» по субъективным ощущениям,

Далее ведущий группы рассказывал о символическом значении различных зон тела в контексте психоаналитического подхода.

В конце упражнения участницы рассказывали о возникающих эмоциях и полученных инсайтах.

«Жизненные трудности и ресурсы их преодоления». В данной методике использовались МАК Ч.Спеццано «Карты успеха. Как достичь успеха и процветания». Карты были распределены на 2 группы («Темные истории» и «Исцеляющие истории»), из каждой группы предлагалось выбрать по 2-3 штуки, вызвавшие сильный эмоциональный отклик. Далее участницы по кругу рассказывают о своих ассоциациях с «жизненными трудностями» и имеющимися или потенциально доступными ресурсами («исцеляющие истории»). Каждая пыталась сформулировать для себя - какой смысл был в преодолении трудностей, какой опы т приобретен на выходе из ситуации.

Если возникали сложности в понимании смысла возникших трудностей, проводилось енмволдраматическое упражнение - предлагалось рассказать, как представляется препятствие, какое несет послание, что прямо сейчас можно с этим сделать, что можно в перспективе? После этого участницы группы благодарили ситуацию за проявленный в ходе ее разрешения ресурс.

Во время проведения программы в группе возникла группа проблем, характерных для принимающих семей. В их числе следующие проблемы:
1. Наличие выраженного сопротивления, отказ от участия в упражнении. Высокая тревожность, сэрах испытать сильные эмоции приводят к активизации выработанных механизмов психологической защиты.
2. Актуализация шоковых травм, так как при работе с ресурсами возникают сильные чувства.
3. Осознание факта, что истинная мотивация принятия ребенка в семью сильно отличается от первоначально декларируемой (например, если в семье незадолго до принятия решения об усыновлении были потери - выкидыш, смерть ребенка или одного из членов семьи). В этом случае возможно возникновение сильной фрустрации, вхождение в аффективное состояние.
4. Выявление наличия «семейного мифа», сильно влияющего на возможность восполнять ресурсы для всех членов семьи. Например, если принимающая семья имеет выраженную тенденцию «спасать», то потребность в отдыхе и восполнении других ресурсов может запрещаться, вытесняться и вызывать негативные чувства. В таких семьях наблюдается, как правило, большое количество психосоматических симптомов.
5. Выраженные телесные реакции на затронутые значимые темы (резкие мышечные или головные боли, спазмы, тики). При возникновении возможности диалога с телом «размораживается»

 Использование арттерапевтических и символдраматических техник помогает осознанию появившихся проблем, переводу их с телесного уровня переживания на эмоциональный. Следующим этапом работы после окончания данной программы является работа с распознаванием и выражением эмоций, формированию инструментов общения с собой и приемным ребенком.

Основными результатами работы мы считаем повышение осознания своих ценностей, уровня доступности эмоциональных, телесных и прочих ресурсов. Анкетирование участниц после окончания терапевтической группы показало, что ресурсы, оцениваемые ими до начала работы как «недоступные», стали восприниматься как «достижимые» или «потенциально доступные в будущем».

Список использованных источников:
1. Ослон, В. Н. Психодиагностика становления идентификации в замещающей семье. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 3. - С.55-64.
2. Махнач, А.В. Диагностика жизнеспособности и ресурсное™ замещающих семей как условие профилактики отказов от приемных детей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. l.№ 1. С. 227-253
Зинкевич -Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - М.: Речь, 2005. - 310 с.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com