Какой стиль воспитания сделает ребенка самостоятельным и счастливым?
×

Какой стиль воспитания сделает ребенка самостоятельным и счастливым?

01.06.2022
Какой стиль воспитания сделает ребенка самостоятельным и счастливым?

Психологи Центра семейного устройства продолжают делиться секретами правильных отношений родителей и детей. Такие взаимоотношения помогут ребенку вырасти самостоятельным, инициативным и счастливым.

Взаимодействие ребенка с родителями – это первый опыт взаимодействия с окружающим миром. Он влияет на будущие взаимоотношения ребенка с другими людьми, его жизненный путь, психическое, эмоциональное и физиологическое развитие, на самооценку, формирование характера, поведение.

Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением и обучением.

Конфликтные отношения между детьми и родителями мешают ребенку гармонично развиваться, являются причиной многих расстройств во взрослой жизни, создают трудности в социальной адаптации. То, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от семьи, от стиля воспитания.

Психология выделяет следующие стили воспитания, которые во многом определяют дальнейшую жизнь ребенка:

Гипопротекция – этот стиль характеризуется недостатком опеки и контроля, внимания и тепла, определенных правил. Ребенок предоставлен сам себе. В таких условиях у него развиваются тревожность, демонстративность, эгоцентризм, низкая самооценка, неуверенность в себе и чувство незащищённости. У ребенка при таком стиле воспитания очень часто плохая успеваемость, отсутствует самодисциплина. В дальнейшем может возникнуть депрессивное состояние, апатия и трудности во взаимоотношениях.

Гиперпротекция – стиль воспитания, который характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем опеки. Родители ограничивают самостоятельность ребенка. Такой стиль приводит к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости. Гиперпротекция бывает двух видов:

1) Потворствующая гиᴨерпротекция. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Родители стремятся защитить его от всех трудностей, потакают всем его прихотям. Слишком часто хвалят. Наказывают очень редко, система требований очень мягкая. Контроль слабый. У ребенка развиваются завышенная самооценка, эгоизм, обидчивость, упрямство, агрессивность, безответственность, затрудняется социальная адаптация. Отсутствие рамок и вседозволенность приводят к тому, что родители не являются авторитетом для ребенка.

2) Доминирующая гиᴨерпротекция. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Не принимают индивидуальные особенности ребенка, навязывают ему «правильный» тип поведения. Ведущими методами воспитания являются режим, угрозы и наказания. У ребенка развиваются зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость, эгоцентризм, низкая самооценка, тревожность, неуверенность в себе. Такие дети не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. Дети из таких семей испытывают трудности в формировании собственных семей.

Авторитарность – стиль воспитания, отличающийся низким уровнем принятия и участия в жизни ребенка. Родители в отношениях с ребенком склонны к отвержению, проявляют холодность, зачастую унижают его и высмеивают, подавляют инициативу и чувство собственного достоинства. Устанавливают жесткий контроль и строгие правила, которые никак не комментируют, и наказывают за любое отступление от них. Постоянно критикуют недостатки ребенка, совершенно не проявляя терпения. О компромиссе речи никогда не идет. Мнение ребенка в семье не учитывается, за него все решают родители. В результате такого воспитания ребенок выполняет то, что его просят из чувства страха, но не понимая, зачем. Как только опасность исчезает, поведение может стать неконтролируемым. Ребенок растет неинициативным, зависимым, неуверенным в себе, тревожным, агрессивным, эгоистичным, с низкой самооценкой. Имеет серьезные нарушения межличностных отношений. Чаще всего дети авторитарных родителей вырастают асоциальными.

Противоречивое воспитание – тип воспитания, при котором разными членами семьи реализуются разные типы воспитания. Например, один родитель балует ребенка, а другой держит в строгости. В результате у ребенка формируется неправильное представление о семье. Он начинает думать, что мама — хорошая, а папа — плохой или наоборот. При таком стиле воспитания не удовлетворяется потребность ребенка в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров. Такое воспитание приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности, чувство независимости. Дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Избегают нового. Отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, заниженной самооценкой. В связи с этим у них трудности с социальной адаптацией.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают особого значения проступкам своих детей, не видят в них ничего страшного. Требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая». Характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. У детей в таких семьях развивается склонность ко лжи, эгоизм, жестокость, в подростковом возрасте – дефекты морального сознания.

Демократический — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется самостоятельность. Основное свойство такого стиля — диалог с ребенком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми. Ограничения существуют, но их смысл подробно объясняется. Детские психологические проблемы выносятся на обсуждение. Отсутствует насилие любого рода. Наказания за проступки гуманные и последовательные. Родители – авторитетны. В семьях, где принята такая модель воспитания, выражены взаимопонимание, эмоциональная поддержка, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка. Здесь прислушиваются к мнению всех членов семьи, обязанности и права разделены пропорционально возрасту. У ребенка развивается адекватная самооценка, собственное мнение, самоконтроль, ответственность, самостоятельность и дисциплина, активность и инициативность. Он легко адаптируется к новым условиям. Также дети из таких семей с раннего детства учатся уважать других и редко испытывают сложности во взаимодействии с окружающими.

Стили воспитания не всегда представлены в чистом виде, чаще встречаются семьи со смешанным стилем воспитания.

Чтобы отношения с детьми были гармоничными и ребенок нормально развивался, родителям всегда нужно следовать нескольким важным правилам:

- В общении использовать спокойный и доброжелательный тон.
- Ошибки и проступки обсуждать спокойно. Критиковать, не унижая, а поддерживая.
- Наказания должны следовать непосредственно за проступком, быть справедливыми, соразмерными проступку. Доступно объяснять ребенку, за что именно он наказан.
- Разумно применять поощрения.
- Показывать ребенку личный пример: передаваемые устно нормы должны совпадать с реальными поступками родителей.
- Подбадривать, хвалить, поддерживать ребенка. Благодаря этому у него сформируются уверенность и адекватная самооценка.
- Иметь представление о физиологических и психологических потребностях ребёнка в каждом возрастном периоде. По мере развития ребёнка должно меняться и отношение к нему родителей. Отношения, сложившиеся в детстве, становятся неприемлемы в школьном возрасте и наоборот.
- Развивать самостоятельность ребенка.
- Быть терпимыми к недостаткам ребенка. Подчеркивать достоинства и добрые дела.
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком. Интересоваться его проблемами.
- Вместе проводить досуг.

Помните, что гармонии в детско-родительских отношениях достичь раз и навсегда невозможно, это процесс, требующий постоянной работы. Хорошим выходом из непростых ситуаций может стать посещение семейного или детского психолога. Психолог поможет посмотреть на ситуацию со стороны, разобраться в источнике проблем и помочь в их решении.


Logotype_fpg.png

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru