Как помочь ребенку подготовиться к школе?

16.04.2020
Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Даже в условиях карантина у родителей и детей есть отличная возможность провести время с пользой и научиться многим полезным вещам. Как находясь дома подготовить ребенка к школе, помочь ему быть усидчивым – об этом рассказывает многодетная приемная мама, психолог Центра семейного устройства Марфо-Мариинской обители Анастасия Пелячик.

Сейчас дети сидят дома, ничем полезным не занимаются, смотрят телевизор, играют в телефон. А ведь осенью им идти в школу! Об этом переживают многие родители… А школе начнется постоянное взаимное недовольство ученика и учителя. Претензии, которые все семья пытается удовлетворить. В результате все разочарованы. Чтобы этого не произошло – к школе нужно хорошенько подготовиться. Сейчас самое время этим заняться: мы все дома и у нас довольно много времени до начала учебного года. Попробуем сделать колоссальный вклад в развитие ребенка и сформируем у него психологическую готовность к школе.

Основная проблема, возникающая у ребенка в школе, не связана с успеваемостью. Сильнее всего учителей тревожит неадекватное поведение и неспособность выслушать задание и сосредоточиться на его выполнении. Не все дети легко усваивают материал, не у всех быстро сформируются требуемые навыки (чтения, письма, счета), но это не помешает ребенку быть на хорошем счету за старательность и самому получать удовольствие от процесса обучения. Дети же с низким уровнем произвольности, не умеющие действовать по правилам, отвлекающиеся на игры, не слушающие, не понимающие инструкций, обречены на отвержение. И, как следствие, у таких «непослушных» детей возникает школьная дезадаптация, то есть стойкое нежелание и невозможность учиться. Значит, главная задача семьи - сформировать высокий уровень произвольности у детей. И тогда - поняли они или нет тему урока, нравится им или не нравится занятие, предложенное педагогом, хотят они или не хотят сейчас работать на уроке - они будут слушать и стараться сделать. А о большем и желать не приходиться!

Как же сформировать эту самую произвольность? Формируется она, как ни странно, через игру, а не через насилие. Только играть нужно не в гаджеты, а в сюжетно-ролевые игры с живыми людьми. То есть во все игры с ролями и последовательно развивающимся сюжетом. Подойдут все игры, в которые мы с вами играли во дворе, когда были детьми: казаки-разбойники, прятки, салки-ножки-на-весу, колдунчики, жмурки, дочки-матери, магазин с лопухами в песочнице и так далее. Один водит, другой прячется. Подглядывать нельзя, хотя и очень хочется, нужно досчитать до 10 и проговорить все слова считалки, при этом не халтурить и не спешить. Нарушишь правила – никто с тобой не захочет больше играть.

Очень хороши все «прыгалки»: классики, игра в «резиночки». Определенные действия в определенной последовательности. Сами дети подобным образом, к сожалению, играть вряд ли смогут. Утеряна культура дворовых игр. А ведь именно эти уличные игры подготовили нас к школе в свое время. Мы – поколение умеющих играть. Не передадим это дальше - и готовность к школе, а по сути к взрослой жизни, полной преодоления, умения делать усилия, будет утеряна. Поэтому находим своему ребенку компанию по возрасту и организуем игру. При этом следим: умеет ли наше чадо следовать правилам? Объясняем сыну или дочке важность их соблюдения.

Кроме подвижных игр чрезвычайно хороши для нашей цели настольные игры. Любая «настолка» развивает какую-нибудь высшую психическую функцию: произвольные память или внимание, речь или мышление, воображение, что не может не способствовать успеху на уроках. Но это еще не все! Настольные игры имеют алгоритм действий. Так через игру ребенок будет учиться действовать в строгой последовательности и соблюдать все условия. Кроме шашек, шахмат, домино и лото существует неимоверное количество настольных игр. Не во всех нужно кидать кубик и двигаться по картонному полю. Игры сейчас делают из всевозможных материалов, что прекрасно развивает тонкую моторику, воздействуя на подушечки детских пальчиков. Сюжеты разнообразны: тут и герои мультфильмов, и исторические перипетии. Где-то надо считать, а где-то фантазировать, четко формулировать мысль или изображать.

Я очень люблю настольные игры, потому что сама выросла в играющей семье. Родители играли со мной практически каждый день. Мне это здорово помогало в школе на тех уроках, которые мне нравились и хорошо получались, например, на математике. И на тех уроках, где я умирала от скуки – тоже, например на химии. Высокий уровень произвольности позволял легко заставить себя сидеть тихо. Я вышла замуж за играющего человека, продолжив династию игроков в интеллектуальные игры. Играю со своими детьми. В семье растут 2 малыша: у дочки задержка психического развития, у сына умственная отсталость и ДЦП. И они тоже играют. Вначале я им поддавалась через раз. Игра должна вызывать приятные эмоции, а, значит, время от времени ребенок должен побеждать. Потом перестала. К моему большому сожалению, моя победа больше не гарантирована. Я, взрослый опытный игрок, частенько проигрываю моим особым детям. У них теперь хорошо развиты внимание и зрительная память. А мне еще есть куда расти!

И я, разумеется, не открою вам истины, если поведаю, что чтение расширяет кругозор, увеличивает словарный запас и способствует умению слушать и слышать. Однако, кроме этого, слушание книг вырабатывает всю ту же произвольность. Не ребенок читает, даже если хорошо умеет. А мы читаем ребенку! А он слушает. Слушает и слышит нашу любовь, внимание к себе, удивительную историю. Что-то, что пригодится в жизни: новые слова и, самое главное, – учится молчать, терпеть, быть внимательным. Каждый день читаю своим детям (младшему – 8 лет, старшей – 21 год) перед сном. Это стало ритуалом, без этого дети не могут уснуть. Читаю только то, что мне нравится самой: «Эмиль из Леннеберги» Астрид Линдген, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста, «Про мумми-троллей» Туве Янсон … Любимое дело - остановиться на самом интересном месте и задать какой-нибудь вопрос.

Много лет я работала в школе психологом. Обратила внимание: хорошо слушают учителя те дети, которым дома читают. Таких на целый класс не больше двух. Кстати, мне мама читала до поступления в университет. Последнее из прочитанного ею - «Слово о полку Игореве». Если бы не она, я бы этот памятник русской словесности не осилила.

Читайте детям каждый день! Это не сделает их читающими. Это не сделает их умнее. Но они вырастут с уверенностью, что небезразличны вам. Они вырастут великодушными и терпеливыми. И с обширным словарным запасом…

Так хочется пожелать нам всем - не терять времени даром. Читать, играть, разговаривать со своими детьми. И тогда нам ничего не страшно: ни болезни, ни непослушание, ни проблемы в школе!

Фото: Милосердие.ру

Logotype_fpg.png




Возврат к списку

© 2014-2020. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru