Статья специалиста Елизаветинского детского сада логопеда-дефектолога Анны Евгеньевны Медведевой.
В мире популярны различные альтернативные системы и способы коммуникации. Они предполагают вероятность передачи важной информации в том случае, когда естественные способы общения по какой-либо причине недоступны. Альтернативная коммуникация содействует пониманию речи, поддерживает ее, а в случае надобности и замещает ее.
Альтернативная коммуникация использует большой диапазон всевозможных средств, помогающих формулировать собственные мысли и эффективно общаться (реальные предметы, фотографии, рисунки, картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы). Они помогают способствовать общению с детьми, страдающими различными нарушениями речи.
Некоторые способы альтернативной коммуникации представлены в таблице:





Говоря о речевых проблемах детей с церебральным параличом (ДЦП) средней и тяжелой степени, необходимо учитывать, что такие дети требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении, так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности с помощью речи, что затрудняет их контакт с окружающим миром. Дети обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств общения должен зависеть от индивидуальных возможностей ребенка.
Одним из способов коммуникации, который можно и нужно начинать развивать с раннего возраста, является календарная система, в которой используются предметы и картинки-символы.
Прежде всего необходимо научить ребенка связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением – это важное условие для начала обучения коммуникации.
Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует сформированности мелкой моторики и может быть доступно детям с ДЦП.
Картинный календарь выполнен полиграфическим способом и представляет собой фото-календарь. Такие календари вводятся в работу с детьми, имеющими сохранное зрение, глухими или слабослышащими умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и др.
К примеру, заниматься с ребенком трех-четырех лет, который не говорит и плохо владеет руками, можно, показывая ему картинки. Такие занятия ему и полезны, и приятны. Скажем, вы показываете ребенку картинку с изображением улицы, описываете ее, а затем, указывая то на один персонаж, то на другой, спрашиваете: «Это – полицейский?». Когда ребенок услышит правильный ответ, он должен знаком ответить: «Да».Умение показывать «да» и «нет» очень важно. Например, показать «да» можно наклоном головы или взглядом на собеседника, «нет» – взглядом в сторону или гримасой.
Работа в обучении коммуникации всегда должна быть совместная между ребенком-родителями-специалистами для достижения положительных результатов.
В заключении я хотела бы дать несколько практических советов для родителей, чьи дети испытывают трудности в общении:
1. Заниматься обучением надо тогда, когда ребенок сильнее всего заинтересован в том или ином действии. Например, учить ребенка самостоятельно есть надо в начале приема пищи, когда он голоден;
2. Обучать ребенка надо понемногу: как только вы замечаете, что он заскучал или начинает протестовать, немедленно прекратите занятие;
3. Действуйте так: покажите – ждите – подбодрите – ждите – покажите – и так далее. Дайте ребенку время среагировать, увидев его старания, подбодрите его – похвалите и улыбнитесь;
4. Будьте терпеливы;
5. Не скупитесь на похвалу.
Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что работа повнедрению альтернативной коммуникации для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях, а соответственно познавать окружающий мир, развиваться и социализироваться.
________________________________
В подготовке статьи использованы книги: Лазина Е., Рыскина В. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск, 2012; Фрост Л., Бонди Э. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок. Санкт-Петербург, 2013.