Убежать или избежать? Регулируем проблемы поведения. Часть II

10.08.2018
Убежать или избежать? Регулируем проблемы поведения. Часть II

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Теперь вы понимаете, что с точки зрения вашего ребенка так называемое «плохое поведение» является стратегией, которая приводит к выигрышу. Для него в таком поведении нет ничего «плохого» или «мучающего», он знает, что это позволяет ему получить то, что он хочет.

А вы - совершенно внезапно для ребенка - теперь исключаете возможность добиться таким способом желаемый результат. Вы вдруг перестали замечать поведение, за которое до сих пор ругали. Если раньше вы бегали за ребенком, то теперь наказываете его, отрывая от занятий и усаживая в угол. Вы стали следовать стратегии действительного решения проблемы поведения. Но ведь ваш ребенок не знает об этом, он только видит, что поведение, которое до сих пор приносило плоды, теперь приводит к совершенно иному результату. В итоге ему придется искать иные способы привлечения вашего внимания.

С этой минуты вы сможете стать ему самым полезным проводником. Не упустите шанс научить ребенка хорошему поведению, которое, помимо позволит ему получить желаемое.
Нужно сделать так, чтобы ребенок из ваших слов и действий понял, что есть широкий набор альтернативных моделей поведения, реакция на которые станет для него приятной наградой.

Ведь если вы действительно хотите изменить к лучшему плохое поведение вашего ребенка, вы должны показать ему, какое поведение вознаграждается. Легко сказать, да трудно сделать! Но не забывайте, что людям свойственно привыкать к хорошему, и они перестают замечать его.
Каждая программа состоит из двух частей: 1) по отношению к плохому поведению принимаются неприятные для ребенка меры; 2) альтернативное поведение (желательно, чтобы оно было несовместимо с плохим) поощряется.

Подумайте и решите для себя, какое поведение вы выберете в качестве альтернативы плохому. Дайте ему определение и запишите свою формулировку.

Договаривайтесь 
Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договоренностях между вами и вашим ребенком. Вы говорите ребенку, что он должен сделать («садись сюда») и как вы «заплатите» ему за это поведение («я дам тебе игрушку»).
Простые договоренности могут использоваться как для противодействия плохому поведению, так и для поощрения альтернативного поведения.
Постарайтесь заключать с ребенком простые договоры, вознаграждая его за то, что он начинает реже вести себя нежелательным образом, или за альтернативное, хорошее поведение. Однако не забывайте, что если ваш ребенок соблюдает условия договора, то и вы должны соблюдать их.

Измените обстановку
Итак, мы теперь знаем, как изменять свою реакцию на плохое поведение. То есть, по сути, мы рассмотрели только часть П-Р в паттерне О — П — Р. Но плохое поведение можно также изменить, если обратить пристальное внимание на то, что предшествует ему, то есть на часть О — П.

Обстановкой мы называем ситуацию, непосредственно предшествующую проявлению нежелательного поведения. Некоторые ситуации способствуют механизму поведения ребенка. Например, ребенок скорее заплачет, если он устал; он скорее станет «путаться под ногами», если его не замечают; он завизжит, если не может справиться с заданием; захочет подраться с сестрой за игрушку, если в комнате она одна. Существуй множество ситуаций, которые буквально подталкивают ребенка к плохому поведению.

Обучайте ребенка новым навыкам. В дополнение к поощрению конкретного альтернативного поведения, несовместимого с плохим, вы одновременно можете и должны учить ребенка разным новым навыкам. В конечном счете, когда его день заполнен освоением навыков, для плохого поведения остается меньше времени.

Для примера вознаграждайте других своих детей. Покажите ребенку, каких конкретных действий вы от него ожидаете (и пусть он увидит, что они поощряются!), вознаграждая других детей, когда те поступают таким образом. Этой стратегии должны следовать все члены семьи. Предположим, вы заранее условились с другими детьми в вашей семье, что они продемонстрируют определенные действия, а вы вознаградите их в наглядной форме. Но это можно делать и не договариваясь заранее.

Оборудуйте сцену так, чтобы плохое поведение реже могло проявиться во время обучения новым навыкам.
Хотя вы стараетесь научить своего ребенка новым навыкам, и он способен воспринять то, что вы ему показываете, все же во время занятий будут возникать проблемы поведения. Частое игнорирование плохого поведения или «тайм-ауты» не будут действовать в этих ситуациях, поскольку ребенок не ищет вашего внимания, а напротив, старается избежать неприятного задания. Вы сможете помочь ему вести себя правильно, если разъясните, что вы дали ему посильное задание, и если будете чувствовать, когда задание следует упростить (например, если заметите блуждающий взор, ерзанье на месте, хныканье и т.п.).

Оборудуйте сцену так, чтобы в течение дня возникали меньше проблем, связанных споведением. В течение дня возникает множество моментов,когда едва заметное изменениеситуации помогает предотвратить плохое поведение.
На минутку представьте себе свой обычный день. Конечно, вы уже сделали необходимые приготовления, чтобы помочь ребенку провести его спокойнее. Возможно, пораньше накормили его, чтобы он не захотел есть во время занятий. Или, например, укрепили полочку с пониже пониже, чтобы он смог дотянуться до них, нарезали для него мясо кусочками еще до того, как все сели за стол. Есть множество способов заблаговременно подготовить обстановку, чтобы уменьшить вероятность проявления нежелательного поведения.

Что вы скажете вашему ребенку, будет зависеть от того, что он способен понять и от вашей способности общаться с ним. Но, в любом случае, заблаговременно высказанное предостережение поможет предотвратить возможную неприятность.

Предостережение

Удостоверьтесь, что вы не изменили обстановку настолько, что это пагубно отразилось на других аспектах жизни вашей семьи. К примеру, вы готовите только ту еду, которая нравится ребенку, и это удерживает его за столом. Но как быть с другими членами семьи? Прежде чем менять обстановку, обязательно посоветуйтесь и с ними. Если эти изменения повлекут неудобства для других членов семьи, их следует ввести лишь на короткое время, а затем вернуть все в прежнее состояние. Всегда помните, что вы меняете окружающую среду, чтобы научить ребенка чему-то новому. Для этого совсем не обязательно переворачивать свой мир вверх дном.

Продолжайте измерять параметры поведения
Раньше мы уже говорили о том, как в течение недели вести записи, прежде чем начать проводить в жизнь программу регулирования поведения. Не менее важно продолжать вести дневник и после того, как началась работа по программе. Эти записи «после» помогут вам определить, влияет ли программа на поведение ребенка.

Измерять параметры поведения «после» нужно с первого дня проведения программы, причем делать нужно то же, что и при измерении «до» (ежедневно в одно и то же время).

Следует иметь в виду, что после того, как вы начали проводить программу и продолжили вести дневник, ребенок может в течение какого-то времени вести себя еще хуже, прежде чем его поведение начнет улучшаться. На этой ранней критической стадии необходимо не останавливаться и помнить, что очень скоро вы увидите в поведении вашего ребенка улучшение. После того как вы составили программу, неуклонно проводите ее в течение нескольких недель. Не спешите отказываться от нее, сначала проверьте ее на практике.

Выводы

Итак, вы готовы начать программу, способствующую улучшению поведения ребенка. В этой программе шесть шагов:

1. Дайте определение нежелательному поведению ребенка.
2. Измерьте параметры поведения до.
3. Определите паттерн О—П—Р.
4. Измените свою реакцию.
а) Определите, какая реакция лучше.

б) Поощряйте альтернативное поведение.
5. Измените обстановку, непосредственно предшествующую плохому поведению.
6. Продолжите измерение параметров поведения после.

И последнее. Управлять поведением ребенка — самое трудное чему вам предстоит научиться. Обязательно обсудите и согласуйте вашу стратегию с другими членами семьи, а также, если есть необходимость, с педагогом вашего ребенка или другим специалистом. Но после того как вы приняли решение относительно программы, неуклонно проводите ее в жизнь, и... желаем успехов!


*Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com