Убежать или избежать? Регулируем проблемы поведения. Часть I

11.07.2018
Убежать или избежать? Регулируем проблемы поведения. Часть I

Статью подготовила специалист по социально-бытовой абилитации АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

В этой статье я расскажу о том, как проводить в жизнь программу регулирования поведения. Сначала мы рассмотрим более подробно одну из частей паттерна О—П—Р — реакцию. Так, мы сможем определить, каким образом ваша реакция может подкреплять нежелательное поведение ребенка. Затем мы поговорим о том, как можно изменить свою реакцию. Далее, мы также проведем исследование обстановки, в которой проявляется нежелательное поведение.

Анализ реакции на поведение ребенка

Рассказывая о реакции, поощрении и об их влиянии на поведение ребенка, стоит отметить, что ребенок различает две основных действия, которые приводят к результату:
- делай то, что, по всей вероятности, приведет к вознаграждению;
- и не делать то, что так или иначе приведет к неприятным последствиям.

Иными словами, ребенок действует в согласии с уже известными ему правилами, притом учитывая неприятные последствия при возможном изменении ситуации на противоположную:
- скорее всего, ребенок повторит поступки, которые поощряются;
- менее вероятно, что ребенок повторит поступки, которые не поощряется.

Тщательно проанализируйте, что обычно происходит сразу после нежелательной выходки ребенка. Может быть, вы или кто-нибудь из членов семьи реагируете на его поведение поощрением, что побуждает ребенка продолжить в том же духе?

Наш опыт позволяет выделить три основных типа реакций, которые поощряют нежелательное поведение. Надеемся, что ознакомив вас с конкретными примерами, мы сможем облегчить вам задачу по выявлению таких реакций.

Внимание

Все дети жаждут внимания. Ребенок, который усердно учится в школе, помогает маме мыть посуду, делится своими игрушками, делает это отчасти потому, что таким образом добивается внимания и одобрения от окружающих. Неудивительно, что объятия, улыбки, интерес и похвала являются вознаграждением и, следовательно, сильным побудительным мотивом хорошо себя вести. Удивительно, что реакция, которая чаще всего является причиной нежелательного поведения, тоже является признаком столь желанного для ребенка внимания.

Внимание, которое следует за нежелательным поведением, отнюдь сводится к объятиям, улыбкам или одобрительному похлопыванию по спине. Почти всегда это неприятные слова или нахмуренные брови, резко брошенное: «Прекрати!» Но с точки зрения ребенка, такая реакция — это проявление внимания к его поведению. Каждый раз вы как бы говорите своему ребенку: «Я сейчас обратил на тебя внимание из-за твоего поведения».

Действия

Когда малыш плачет, мы машинально предполагаем, что он хочет есть или испытывает неудобство. Поэтому мы кормим его, меняем пеленки, поем ему песенку или придумываем игру, способную привлечь его внимание. Как правило, после этого малыш перестает плакать.

По мере того как малыш подрастает, он учится выражать свои желания, не прибегая к плачу, или удовлетворяет их сам.

Когда нужно, он уже может подождать, пока его потребности не будут удовлетворены. Но у некоторых детей умение выразить свои желания, сделать что-то самому или подождать развивается медленно, и, зачастую, они бывают ограниченны. Такие дети выражают свои потребности и желания своим поведением. Ребенок может заплакать, завопить, ударить вас, когда хочет чего-то. Порой родители, сами того не сознавая, поощряют нежелательное поведение, вознаграждая ребенка своими действиями.

К примеру, мама, которая обнаружила, что три печенья помогают унять гнев дочери, не понимает, что она вкладывает в свою дочь: чтобы получить печенье, нужно всего лишь завопить и топнуть ножкой.

Такие действия как кормление, игры, поездка на автомобиле или прогулка пешком также являются эффективной реакцией для поддержания нежелательного поведения.

В двух нижеследующих примерах описываются типичные ситуации, когда реакция взрослых ненамеренно поощряет нежелательное поведение.

1. «Разреши ему посмотреть телевизор! Я не могу больше вынести его вопли!» Конечно, после того как вы сказали ребенку «нет», очень трудно выдержать свою линию, если он начинает вопить, пинаться, бегать по дому или просто сидит с несчастным лицом. Удивительно, когда вы уступаете и позволяете ему сделать то, что он хотел, вам кажется, что это срабатывает — он становится спокойным и счастливым! Поэтому многие родители оказываются в ловушке: проще уступить и таким образом, поощрить нежелательное поведение ребенка. А каков непосредственный результат? Вы, как вам кажется, справились с нежелательным поведением ребенка и этим, конечно, вознаградили себя. Однако вам следует помнить, чему ребенок учится при такой стратегии: в следующий раз, когда ему захочется чего-то добиться от вас, он уже будет знать, что нежелательное поведение срабатывает.

2. «Если ты перестанешь хныкать, я дам тебе кусочек торта». Часто родители пытаются «договориться» со своим ребенком во время нежелательного поведения. Подумайте еще раз о том, чему научится ребенок в такой ситуации. Чтобы получить вознаграждение, нужно начать вести себя именно таким образом. И каждый раз, когда ребенок получает кусочек торта, он все лучше усваивает, как правильно он поступил, что захныкал.

Убежать или избежать?

Теперь представьте себе ребенка, которого чему-то учат, а у него не очень получается. Нередко в школе можно встретить ребенка, который намеренно плохо ведет себя, потому что знает, что учитель выгонит его за такое поведение из класса. Поступая таким образом, учитель, сам того не сознавая, поощряет нежелательное поведение. Ребенок даже не станет дожидаться начала урока, а постарается набедокурить пораньше, чтобы тем самым избежать провала на уроке.

Задумайтесь над нежелательным поведением вашего ребенка. Что обычно следует за таким поведением? Ругаете ли вы его, уговариваете ли, а, может, ублажаете его, чтобы он успокоился? Торгуетесь ли вы с ним, обещая что-то приятное, если он перестанет вести себя плохо? Сдаетесь ли, если видите, что он ведет себя очень плохо?

Как лучше реагировать на плохое поведение ребенка?

Для того, чтобы понять, какую стратегию выбраться, чтобы избавиться от нежелательного поведения ребенка, нужно проанализировать последствия такого поведения непосредственно для самого ребенка. Конечно, нетрудно сказать: «Чтобы изменить плохое поведение в лучшую сторону, нужно изменить последствия, к которым оно приводит». Но как это сделать? Давайте рассмотрим несколько стратегий.

Не замечать
Не замечать ребенка, когда он плохо себя ведет. Это самый верный способ дать ему понять, что за таким поведением не последует никакого вознаграждения. Многие родители убедились, что это самая действенная стратегия, однако трудность состоит в том, что следовать этой стратегии довольно трудно.

Ребенок постоянно нуждается в вашем внимании. Если вы не замечаете его, когда он плохо себя ведет, то вы даете ему понять, что, поступая таким образом, он никогда не получит желаемого. Иными словами, если ребенок хочет, чтобы его поведение привело к приятным последствиям, он должен вести себя лучше.

Есть ли такой способ не замечать плохое поведение, который можно было бы назвать лучшим? Единственного лучшего способа нет. Вам, как и большинству родителей, придется изобрести свои действенные способы в каждой конкретной ситуации. Но если вы знаете, почему вы не замечаете плохое поведение вашего ребенка, то вы должны делать это правильно: вы не замечаете плохое поведение, чтобы не поощрять ребенка вести себя недолжным образом. Вы не будете смотреть на ребенка, кричать на него, спорить с ним и никоим образом не позволите ему увидеть, что заметили, как он себя ведет. Ваше послание ребенку должно быть ясным: «Твое плохое поведение больше не приведет к успеху!»

Конечно, мы понимаем, что поведение, выходящее за определенные рамки, требует вашей реакции. Например, если ребенок вопит или колотит ногами по полу, то невозможно это не замечать. В таком случае, лучший способ — просто «уйти» из неприятной ситуации, к примеру, переместиться в другую комнату, включить радио, взять в руки журнал или другим образом отвлечься. Вы же не хотите подвергнуться риску и волей-неволей обратить внимание на такое поведение?
Ваш малыш может попытаться привлечь к себе внимание, прерывая ваш разговор с кем-либо, забираясь к вам на колени, дергая за одежду. Если он часто себя так ведет, и вы считаете, что это недопустимо, то попробуйте не замечать приставаний ребенка. В таких ситуациях трудно просто уйти, да у вас и нет достаточных оснований. Попробуйте не смотреть на ребенка, продолжайте делать то, чем вы заняты в эту минуту. Если нужно, мягко отведите от себя его руки.

Что будет делать мой ребенок, если я не буду обращать на него внимание? Ваш ребенок знает, что до сих пор его плохое поведение позволяло ему получать желаемое. Таким образом, он научился привлекать к себе ваше внимание всегда, когда хотел. Как он будет вести себя теперь, когда старые приемы неожиданно перестанут действовать?

Часто можно предвидеть, какова будет реакция ребенка, когда вы не обращаете на него внимание. Он будет пытаться достичь желаемого еще сильнее. Представьте себе ребенка, который впервые оказался в такой ситуации. Он подумает: «Я не получил того, что хотел. Может быть, я кричал недостаточно громко? До сих пор мама старалась успокоить меня, когда я начинал вопить. Не поплакать ли мне и не подрыгать ли ногами побольше — сделать что-то, что привлечет ее внимание?»

Так он и поступит. Скорее всего, ваш ребенок начнет вести себя еще хуже, пока не поймет, что это не даcт желаемого результата. Чтобы ребенок смог усвоить урок, вам необходимо с самого начала проявить твердость. Вам придется продолжать игнорировать плохое поведение ребенка, даже когда он начнет вести себя еще хуже. Потерпите - это не продлится очень долго.

Перестаньте поощрять
С той минуты, как вы отстранили себя и переключили свое внимание с плохого поведения ребенка, вы можете также начать лишать его любимых занятий. Обе вышеуказанные стратегии являются гарантией того, что вслед за плохим поведением ребенка не последует ничего приятного для него.

В некоторых случаях так поступать просто необходимо. Вот типичные ситуации:
- забрать у ребенка тарелку, если он балуется едой.
- выключить телевизор, пока он не перестанет хныкать и не успокоится.
- забрать мяч, если он бросает его в кошку.

Когда вы лишаете ребенка вознаграждения, вы всегда должны обеспечить для него легкий способ снова получить его. Именно поэтому в большинстве случаев вознаграждение нужно убирать на короткое время, а затем возвращать его, если поведение улучшилось.

«Тайм-аут»
Если ребенок ведет себя настолько плохо, что уже трудно или бессмысленно его игнорировать, и в то же время нет ничего, чего можно было бы его лишить, полезно применить стратегию «тайм-аута». Это означает, что ребенка на время (не более 5—10 минут) помещают в ситуацию, в которой совершенно исключается возможность получения какого бы то ни было удовольствия.

Можно, например:
- посадить ребенка на стул в угол;
- посадить ребенка на пол в стороне от других членов семьи;
- оставить ребенка в комнате одного.

Никак особенно не подчеркивая свои действия, ребенка просто следует переместить из того места, где он ведет себя плохо, в обстановку, где для него нет ничего приятного или интересного. Период времени всегда должен быть коротким и должен быть определен заранее.

«Тайм-аут» — это не спонтанная реакция в состоянии гнева или под влиянием момента. Напротив, это заблаговременно спланированная стратегия, предназначенная только для строго определенного поведения. Такая стратегия не должна быть неожиданной для ребенка. Родители обычно отсылают ребенка в его комнату или сажают в угол, когда он ведет себя плохо.

Многие прибегают к этой стратегии, когда сердятся или когда не знают, что еще можно сделать. Они просто хотят, чтобы проблема в буквальном смысле слова исчезла. И она исчезает. Но такое решение — не является стратегией «тайм-аута», и маловероятно, что плохое поведение, устраненное подобным образом, вскоре не повторится снова.

Ниже я приведу ряд советов, которые помогут вам применять стратегию «тайм-аута» дома. Внимательно ознакомьтесь с ними и обсудите их с членами семьи, которые принимают участие в воспитании ребенка. Если по прошествии не более двух недель вы обнаружите, что поведение вашего ребенка почти не изменилось в лучшую сторону, еще раз внимательно проанализируйте свои действия. Все ли члены семьи одинаково реагируют на поведение ребенка? Не нашел ли ребенок возможность получать удовольствие во время «перерыва»? Достаточное ли внимание он получает, когда ведет себя хорошо?

Как проводить стратегию «тайм-аута»?

1.Заранее определите для себя, за какое поведение вы будете наказывать вашего ребенка. Такая памятка не будет вам требоваться часто, а лишь в тех случаях, когда ситуация подсказывает вам, что он может начать вести себя плохо.

Ваше объяснение, почему вы его наказываете, должно быть кратким и ясным. Нужно, чтобы ребенок понял следующее:
- суть своего плохого поведения в понятных для него словах;
- место, отведенное для наказания (комната, определенный стул);
- сколько времени будет длиться наказание.
(Обычно, это время определяется из расчета 1 минута на каждый год жизни. Если у вашего ребенка задержка умственного развития и ему требуется существенная помощь, то, возможно, время наказания нужно будет уменьшить).

2. Если вы уверены, что ваш ребенок знает, что именно ему запрещают делать, нет нужды произносить много слов, когда он это сделает. Постарайтесь быть краткими. Сейчас не время для объяснений или пререканий. Нужно решительно сделать то, о чем вы его предупреждали: «Если ты плюнешь в кого-то, ты пойдешь в свою комнату». Разъяснения в такой момент послужат ребенку вознаграждением. Поэтому постарайтесь не замечать его плач: «Прости меня, я больше не буду». Это предсказуемая реакция на предстоящее наказание. Понятно, что ни один ребенок не хочет, чтобы его наказывали.

3. «Отправляйся в свою комнату!» Эти слова редко заставят ребенка послушно отправиться туда; здесь может потребоваться ваше участие. Твердо, но без злобы возьмите ребенка за руку и молча отведите его на место, где он проведет определенное время в качестве наказания. Не обращайте внимания, если он будет злиться, когда вы ведете его. Смотрите прямо вперед. Помните о том, что ваш ребенок впервые столкнулся с этой новой для него ситуацией. Сейчас самое необычное и самое неприятное для него — это ваше непререкаемость в следовании задуманной стратегии. И именно в этом и состоит гарантия вашего успеха.

4. На первых порах маловероятно, что ваш ребенок послушно просидит на месте 2—5 минут. Он может визжать, пинаться, искать что-нибудь, что можно в вас бросить (конечно, это произойдет, если вы оставите какие-то предметы в пределах досягаемости ребенка, ведь, таким образом, вы провоцируете его на такое действие). Всё то время, пока он сидит в отведенном месте для наказания, он может делать что угодно, но он должен понять, что вы не реагируете на его выходки даже взглядом. Реагировать нужно, только если он встанет. Мягко усадите его и держите на стуле, пока не закончится время, установленное для наказания.

5. Держите под рукой таймер и включайте его, когда нужно начать отсчет времени наказания. Ваш ребенок скоро поймет, что его поведение никак не действует на таймер, а вы всегда будете точно знать, когда истекло время наказания.

6. Когда время наказания истечет, просто скажите ребенку: «Теперь можешь вернуться». Подумайте, чем можно будет вознаградить его, когда он вернется в прежнюю обстановку. Он может надуться и даже отказаться уйти с места, отведенного для наказания. Ничего страшного. Не препятствуйте этому, это не продлится долго. А когда ребенок вернется, сделайте так, чтобы он видел, что в его поведении всегда будет вызывать ваше одобрение и привлекать ваше внимание.

Ради вас и вашего ребенка, никода не прибегайте к физическому наказанию и подумайте об альтернативной стратегии.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com