Цикл занятий – в круге календарного года. Январь. Праздник Рождества. Зимние забавы
×

Цикл занятий – в круге календарного года. Январь. Праздник Рождества. Зимние забавы

29.01.2018
Цикл занятий – в круге календарного года. Январь. Праздник Рождества. Зимние забавы

Статью подготовила специалист по музыкальному воспитанию Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Татьяна Юрьевна Мавринчук для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».

Дорогие родители, как и предполагалось, в этот раз я постараюсь вам рассказать о том, как строятся наши музыкальные занятия, что мы делаем на них с детьми и с какой целью. 

Тематика январских занятий по плану была определена у нас как праздник Рождества и зимние забавы, поэтому весь песенный репертуар, игры попевки, музыкально-шумовая сказка подбирались по этим темам.
Наряду с отдельными упражнениями, дополнительно разучивался репертуар, который впоследствии был использован на празднике. И, что особенно важно, в процессе подбора в дидактические музыкальные игры вносилось много познавательного материала, так как музыка является очень сильным мотиватором, влияет на настроение и эмоциональное состояние ребенка, увеличивает продолжительность концентрации внимания, что так необходимо при подготовке к школе. 

Обычно, такой тематический блок мы с ребятами поем и играем в течение трех-четырех недель, соблюдая одну и ту же последовательность и используя к каждому последующему шагу картинку-карточку, иллюстрирующую происходящее. Это дает возможность ребенку привыкнуть к песенкам, играм-попевкам, запомнить их содержание и быть по-настоящему включенным, испытывать радость от предвкушения известной песенки-игры (и известных ощущений и эмоций), делает ситуацию более стабильной и оттого безопасной и комфортной.
Занятия у нас проходят групповые и индивидуальные. 

Групповые занятия «проводит» любимая всеми детьми перчаточная кукла Петрушка. Он у нас используется как привычный “маркер” – начинает и заканчивает, переходит от одной части к другой, дает задания на урок. Петрушка используется только для группового музыкального занятия и мы никогда не играем с ним “просто так”. Рассматривая групповое музыкальное занятие, остановимся на неких этапах, которые следуют друг за другом, естественным образом сменяя. Подобная организация удобна как педагогу, так и детям, которые по ходу занятия могут угадать последующие события. 

Занятие всегда начинается с песни-приветствия музыке:

«Музыка здравствуй, музыка здравствуй!
Музыка, музыка!
Праздник прекрасный, праздник прекрасный нам дарит музыка! 
Здравствуйте, девочки, здравствуйте! Здравствуйте, мальчики, здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые, здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!»

Далее мы приветствуем каждого ребенка индивидуально, давая ему возможность провокализировать свое имя и сопровождать самостоятельно вокализацию игрой по струнам гитары. 

Прежде всего, это делается для снятия тревожности у ребенка, улучшения саморегуляции, развития инициативы и мотивации ребенка, поднятия уверенности в себе. Затем каждый ребенок при помощи игры на джембе “рассказывает” какое у него сейчас настроение, проигрывает свое имя ритмически. 

Ритм помогает создавать ритм общения, ритм речи.
Из вокализации рождается пение и способность управлять своим голосом. Это очень помогает развитию творческого мышления, развитию речи, развитию навыков общения. 

Далее следует разминка, она может содержать различные упражнения, попевки, пальчиковые игры, призванные включить ребенка в атмосферу активного музицирования. Простая мелодия американской песни «Солнышко, грей» звучит ярко и современно, благодаря простому синкопированному ритму.

  

 Солнышко, грей, в морозный день.

 Носик мы потрем, щечки погладим,

 Носик мы потрем, щечки погладим в  морозный день.

 Ручки согреть хочется очень,

 Ручки согреть хочется очень в морозный день.

 Ножками потопаем, по снежку потопаем в морозный день. 

 Руки вытянуты вверх, пальцы растопырены, ладони поворачиваются из стороны в сторону.

 Трем пальчиками носик, гладим  щечки.

 Трем друг о друга ладони.

 Топаем ножками. 


«Солнышко, грей» включает телесный компонент, позволяет ребенку двигаться, познавать свое тело, демонстрировать свою вовлеченность и компетентность, и просто радоваться. А окончание строфы «в морозный день», на котором дети шлепают себя по коленям, делает структуру понятной и устойчивой. Отдельно хочется обратить внимание на темп исполнения упражнений. Во время показа педагогом темп допустим средний, когда же мы вовлекаем детей, то идет явное замедление и утрированная артикуляция педагогом для того, чтобы детям было проще включиться. 

После разминки мы поем песенки: «Белый снег» слова А. Горина музыка А.Филиппенко, «В лесу родилась елочка» слова Р. Кудашовой музыка Л. Бекман, народные колядки «Вот пришло Рождество» и «Рождество Христово весь мир празднует».

Даже пассивное участие в пропевании песен способствует стимуляции речевого развития, формированию размеренного дыхания. 

Самое любимое музыкальное задание у наших ребят – это оркестр без нот. В январе мы играли музыкально-шумовую сказку. Каждый ребенок может поиграть на разных инструментах, имитируя звук какого-либо предмета или животного. 

Итак, отправляемся на прогулку по зимнему лесу:

«Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой
скок-скок-скок (деревянные палочки)
Санки скрипят (вертяшка)
Бубенчики звенят} 2 р (бубенцы)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой
скок-скок-скок (деревянные палочки)
Зима наступила, на улице ветер шумит (маракас)
Дятел стучит} 2 р (коробочка)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой
скок-скок-скок (деревянные палочки)
Холод, стужа (треугольник),
Снег пушистый кружит, кружит} 2 р (тарелочки)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой
скок-скок-скок (деревянные палочки)
Белка на ветке орешки все грызет (маракасы)
Рыжая лисичка зайчишку стережет (шуршание бумаги)
Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой
скок-скок-скок (деревянные палочки)
Ехали мы, ехали, наконец, приехали
С горки ух (рубель)
В ямку бух (тарелки)
Приехали (ВСЕ)». 

Посильное участие в групповых музыкальных упражнениях помогает отрабатывать навыки взаимодействия в коллективе совместной деятельности. 

Мы делаем все возможное, чтобы развить творческие способности детей и доставить радость пережить успех в общем действии. 

По окончании мы подводим итог нашего занятия: вспоминаем главные успешные моменты ребят, хвалим их за старание: «Они у нас МО-ЛОД-ЦЫ». 

Все это тоже дает позитивный настрой и мотивацию к занятиям.
И наконец, мы прощаемся песенкой с музыкой и с Петрушкой до новых встреч:

«До свидания, до свидания, до свидания музыка,
На прощание, на прощание, скажем музыке - пока!»

(Петрушка машет каждому ребенку по очереди, произнося его имя, и просит помахать ручкой ему на прощание. Всем говорит: «Спасибо, хорошего настроения и до скорой встречи. Пока-пока-пока!»)

Возможно, кто-то из родителей найдет что-то полезное для себя, потому что, сколько бы специалистов не занималось с ребенком, основное время он проводит дома и максимально впитывает интонации, движения, манеры ближайших ему людей.

В следующей статье я расскажу о том, как проходят у нас индивидуальные музыкальные занятия.


Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru