Система PECS в режиме занятий

16.07.2018
Система PECS в режиме занятий

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Сегодня мы продолжим говорить об одном из методов альтернативной коммуникации – системе PECS. Вы уже ознакомились с основными принципами, поверили в полезность данного метода, изготовили карточки, развесили их в детской и на кухне. Но ваш ребенок почему-то продолжает привлекать внимание к себе криком, а вы и без карточек знаете, что именно он хочет – пить или гулять, а полагаться на материнскую интуицию, и быстрее, и эффективнее.

Но давайте сначала определим, какого результата мы хотим достичь. Научить ребенка быть самостоятельным? Помочь ему научиться общаться с посторонними людьми? Или же нам просто нужен «удобный ребенок»? Риторический вопрос.

... Но что делать, если вы стараетесь применять карточки PECS в повседневной жизни, но ничего не меняется?
Продолжать их использовать, чтобы упорядочить дневное расписание. Например, утро начинается с карточек «доброе утро», «туалет», «умывание» и «завтрак», а потом, например, во время еды можно знакомить малыша с карточками «бассейн», «ЛФК» и др.

Распорядок дня нужно обговорить с самого утра, тогда ваш малыш будет учиться последовательности и ответственности. NB Прежде чем оторвать карточку, необходимо выполнить то, что на ней изображено, например, позавтракать.

Четкая последовательность действия дает ребенку чувство уверенности и безопасности в течение всего дня, ведь он знает, куда он отправится, когда может рассчитывать на вознаграждение, когда настанет время мультиков... Четкое домашнее расписание упорядочивает жизнь, позволяет ребенку узнавать привычные действия, что определенно снижает уровень тревожности.

Карточки с распорядком дня можно расположить на стене или, например, на холодильнике, если в этот день вы не планируете множество поездок. В дорогу можно взять с собой небольшой планшет-раскладушку с карточками на липучках, которые ребенок будет отрывать по мере выполнения действий или задания.
Например, мама заглядывает в планшет с карточками и говорит : «Куда мы сейчас пойдем? К логопеду? Петя, отрывай карточку «логопед», держи ее крепко, а потом отдашь её Марье Ивановне». В конце дня мама обращается к своему малышу: «Все выполнили? Тогда у нас осталась единственная карточка - «дом». Мы с тобой молодцы! Предлагаю заехать по дороге в магазин и купить любимый йогурт». Затем мама прикрепляет к планшету карточку-фото йогурта.

Овладеть данной системой коммуникации непросто, это требует некоторых моральных и творческих сил. А как же иначе? Любой навык приходит со временем, если мы прилагаем достаточно усилий и четко понимаем его выгоду. И если ожидать от наших малышей осознанности и мотивации пока не приходится, то мы, взрослые мамы и папы, берем инициативу на себя, постепенно, спокойно и вдумчиво вводим систему PECS в нашу жизнь. Мы обучаем ребенка, нацеливаясь на дальнейшую его социализацию, помогаем малышу общаться, ведь со временем мы и сами с большей легкостью сможем общаться с ним.

По такому же принципу система альтернативной коммуникации PECS применяется и на занятиях специалистов, например, психологов, дефектологов, инструкторов ЛФК. То есть с помощью карточек-изображений можно предложить ребенку план занятия или алгоритм выполнения действий. Например, приклеивание деталей в определенной последовательности – выполнение аппликаций.

Очень интересны и полезны бывают правильно организованные походы в магазины или кафе. Повторю - правильно организованные. Вы не просто пьете любимый кофе, уютно устроившись у окошка в «Шоколаднице» рядом с вашим ребенком, который радостно жует пирожное. Ваш малыш с помощью планшета (карточек-фото пирожных-соков, сделанных вами заранее) делает заказ официанту, притом именно вы организовываете ему ситуацию выбора «хочу- не хочу» с пирожными и соками. А потом даете малышу возможность самому оплатить свой заказ.

Пусть дома он расскажет папе и бабушке, как вы замечательно посетили кафе, покажет фотографии в доказательство самостоятельности и взрослости! Согласитесь, ТАКОЕ поедание вкусностей - не просто вкусно, но и полезно!

А сейчас я хочу поделиться с вами рассказом о посещении супермаркета от имени мальчика Димы, подопечного нашего "Елизаветинского сада". Поход в магазин планировался в рамках занятия по социальной адаптации. Вот что получилось:

Сегодня я, Дима Б., пришел в свой родной "Елизаветинский сад" не просто так, а в предвкушении важного дела. Сегодня я буду делать закупки в магазине «Перекресток». Устрою ребятам вкусный сюрприз!

Готовился я заранее: обговорил с логопедом маршрут, вместе с Аней-медсестрой выбрал те вкусные продукты, которые не повредят моим друзьям. Еще надо было посчитать количество соков, печенья и фруктов, чтобы всем хватило, и мне осталось… Да, еще с мамой поговорить насчет денег, которые я сам буду тратить в магазине! Кстати, выяснилось, что у моего друга Миши был недавно день рожденья, значит, ему нужно будет купить сладкий подарочек!

Вот, наконец, мы едем в магазин! Погода солнечная, ветерок прохладный. Вперед!

1.jpg

В магазине главное – действовать по плану. Сначала – к фруктам. Выяснилось, что на входе забыли взять корзинку. Пока выбирали подходящие яблоки, они вдруг посыпались из ящика и весело раскатились по залу! Я очень веселился, глядя, как С.А . бросилась их собирать … 

Дальше – полки с печеньем. Дело нелегкое – выбрать то, что наметили. Столько вкусного вокруг! Как удержаться?! Мы с С.А. вовремя вспомнили про подарок для Миши. Я тут постарался – выбрал для друга свой самый любимый мармелад!

Теперь – в отдел «ВОДА-СОКИ». Какие соки любят мои друзья, я выяснил заранее. Васе и Мише – банановый, Егору – черешневый, себе – грушевый!

Я бы продолжил покупки, но оказалось, что карточки с фотографиями продуктов, которые мы должны купить, закончились. А это значит, что мы выполнили свой план покупок. Теперь – к кассе, оплачивать!

2.jpg

У касс меня ждал сюрприз. Вместо обычной очереди к кассиру мы подошли к классному автомату, который сам посчитал стоимость моих покупок! Автомат женским голосом давал инструкции и на экране показывал картинки, что и когда надо делать для оплаты товара. Я даже деньги засовывал сам в специальную щелочку! Засунул одну купюру, а автомат выплюнул кучу сдачи - и бумажками и монетами!

Конечно, я и раньше с мамой ездил в магазин, но сидел при этом в коляске, до полок с продуктами не дотягивался, всё брала мама, не спрашивая меня. И у кассы я ничего не мог рассмотреть, так как видел только ноги людей в очереди и макушку тети-кассирши. Сегодня был совсем другой поход в магазин. Я был взрослым и самостоятельным покупателем. ТАК мне нравится больше. Обязательно приду сюда еще раз, уже по-взрослому!

3.jpg

В садике меня с нетерпением ждали. И я, как добрый волшебник, пришел и подарил друзьям подарки. Обед все мы ели с особым удовольствием, ведь после обязательного и полезного супа нас ждали сладкие вкусности и праздничный торт! Об всех замечательных событиях я обязательно в конце дня расскажу маме!


Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.


Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com