Система PECS в расписании дня ребенка

25.07.2018
Система PECS в расписании дня ребенка

Статью подготовила логопед-дефектолог АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Анна Евгеньевна Медведева для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.

Большое количество детей с ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Тем не менее во многом это будет зависеть от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были предприняты в раннем возрасте. Так как мозг ребёнка обладает поразительными компенсаторными возможностями, лечение и развитие надо начинать с детства.

Как правило, у ребенка в первые годы жизни недостаточно сформированы ритмы сна и бодрствования, и его необходимо постепенно приучать к определенному распорядку дня. Если ребёнок будет знать свой распорядок дня, он станет более спокойным и дисциплинированным.
Как же грамотно составить расписание и режим дня?

Режим дня – это правильное чередование труда и отдыха. Он должен отвечать следующим требованиям:

  • Подъём, отбой и приём пищи в одно и то же время;
  • Обязательное выполнение гимнастики и водных процедур;
  • Ежедневное пребывание на свежем воздухе;
  • Учебные занятия в первой половине дня приблизительно в одно время.

Для этого надо изучить нормы сна ребёнка и допустимые промежутки между приемами пищи. В течение дошкольного детства продолжительность ночного сна меняется незначительно, а длительность дневного сна с возрастом постепенно уменьшается. Но стоит не забывать, что при тяжелых формах ДЦП дети физически ослаблены и общая продолжительность сна может увеличиваться.

Детей необходимо приучать укладываться спать не позже девяти часов вечера. Время дневного сна определяется индивидуально в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка.

1.jpg

Если малыша с ДЦП родители сами по часам укладывают спать, кормят, моют и т.д., то у ребёнка среднего и старшего дошкольного возраста уже возникают свои желания и потребности в организации своего дня. Возникает большая проблема в общении между ребёнком и взрослым, и в этом случае можно использовать карточки системы PECS, которые помогут приучить ребенка к последовательному выполнению тех или иных действий. 

Об использовании карточек системы pecs мы уже говорили в предыдущих статьях. Сегодня мы рассмотрим, как использовать данную систему, чтобы приучить неговорящего ребёнка к режиму дня.
Прежде чем вводить расписание с карточками, отработайте с малышом «сортировку»: сфотографируйте небольшие предметы и регулярно сортируйте их по категориям. Ребенок должен безошибочно соотносить предмет с фотографией. Расписание режима дня может включать несколько карточек по необходимым темам, расположенных друг за другом в том порядке, в котором будет проходить день ребёнка.

2.png

Можно расписать на планшете (из картона или пластика) отдельно каждую тему дня. Например, тему «утренние процедуры», которая будет состоять из набора картинок (подъём с кровати, посещение туалета, умывание, чистка зубов, вытирание полотенцем лица и рук, одевание, причёсывание, массаж и утренняя гимнастика, уборка постели и т.д.).

А тема «Я иду на улицу» может включать карточки с изображением одежды, которую нужно надеть на прогулку, или игрушек, которые необходимо взять с собой на улицу и т.д.

3.png

Важно обратить внимание на то, чтобы режимные моменты - например, умывание, обед с супом, сон - были расположены непосредственно перед любимыми занятиями ребенка (просмотр мультфильмов, прогулка и т.д.). Таким образом, ребенок будет готов к тому, что перед прогулкой ему нужно обязательно выполнить какое-либо задание и не будет нервничать, и устраивать истерики.

Важно, чтобы визуальная поддержка (расписание) всегда находилось в доступности для ребенка. Так, алгоритм водных процедур можно повесть в ванной над раковиной, алгоритм одевания – в коридоре. Рисунки, отображающие последовательность событий, можно крепить горизонтально или вертикально на ленте липучке или при помощи магнитов в специально отведенном месте. Ребенок должен отлепить карточку (сам или с помощью взрослого) и положить ее в специальную корзинку, после этого он может приступить к выполнению задания.

Предлагаем вам простой шаблон расписания на день, в котором можно отметить не только время и планируемые действия, но и уже выполненные.

4.png

Шаблон для расписания на неделю поможет вам распланировать важные ежедневные дела на целую неделю.

5.png

Планшет или основу под расписание можно сделать под заказ на основе пластика здесь или же изготовить его самостоятельно по инструкции.  

Для начала вместе с карточками можно использовать предметное расписание, т.е. достаточно перед очередным заданием просто давать ребенку определенный предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера и также должен символизировать определенное событие.

6.png

Например:
• Обед — ложка.
• Занятие — кусочек паззла.
• Поход в магазин — пакет для продуктов.

На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку. Научите ребенка брать эти предметы по порядку и выполнять соответствующие задания.

Длина расписания, то есть количество используемых карточек должно зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации, и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий одновременно. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать их по необходимости.

Приучить ребёнка с ДЦП к режиму дня дело трудоёмкое, но очень полезное:
  • ребёнок приучается к дисциплине и режиму;
  • он учится планировать свой день;
  • ведёт к стабилизации здоровья, физическому и психологическому благополучию;
  • четкое расписание помогает избежать переутомление ребёнка;
  • обеспечивает работоспособность;
  • способствует формированию личностных качеств ребёнка;
  • прививает полезные и необходимые навыки.
Таким образом, неукоснительное выполнение режима дня является залогом правильного и успешного обучения и воспитания ребёнка.


Литература

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
2. Мак Кланнахан Л.И., Крантц П. Расписание для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. - М .: СигналЪ , 2003.
3. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. трудов. М., 1991.

Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com