С чего начать? Готовимся к обучению ребенка вместе

11.01.2018
С чего начать? Готовимся к обучению ребенка вместе

Статью подготовила главный специалист по социально-бытовой реабилитации Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Ирина Юрьевна Образова для Ресурсного центра в рамках реализации проекта «Счастливая семья. Комплексная социальная поддержка и психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами с ДЦП».         

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание.
(свт. Иоанн Златоуст, 47, 781)

- Зачем мне эта статья?
- Чему она меня может научить?
- Я знаю, как мне учить моего ребенка!

Возможно, именно это возникает в голове у мамы, воспитывающей ребенка с особенностями. Наверное, именно так думала и моя мама, стоя с сестренкой (ДЦП, левосторонний гемипарез) в кабинете очередного «медицинского светилы». Но это было очень давно. Сейчас всё иначе, да и я не претендую на гения в области педагогики. Но тогда кто я такая, чтобы вас учить?

Я – фанат детей с диагнозом детский церебральный паралич. Самый преданный болельщик. С детства. А еще я – практик. Человек, который каждый день держит Вашего ребенка за руку с тревожной мыслью: «как помочь?». И я совсем не хочу Вас учить. Я уверена, что все вместе – люди, живущие в мире ДЦП, мы справимся с любыми трудностями.

Итак, в этой беседе мы поговорим, как в сотрудничестве семьи и нашего Елизаветинского детского сада мы начнем развивать навыки, которые смогут максимально включить ребенка в жизнь. Что нам нужно? Нам нужно понять, как сделать нашего ребенка максимально самостоятельным. Я не утверждаю, что после наших бесед все дети тут же научатся самостоятельно есть, одеваться и писать стоя. Это не так. Но я знаю точно, что если мы увидим в своем ребенке личность и обеспечим ему возможность действовать, лишь тогда мы будем настоящими родителями.

- Где взять время?
- Когда всё успеть?
- Он никогда этого не сможет!!!

Давайте по порядку. Тем более, что путь у нас с вами очень долгий и совсем не простой. Но, если мы встали на него – не стоит сворачивать.

Итак, время. Постарайтесь в течение дня найти для занятий 10-15 минут и спланировать свои дела так, чтобы такие уроки можно было проводить 3-5 раз в неделю. Плюс те два раза в неделю, которые ребенок получает занятия в нашем Центре или других помогающих организациях. Это, конечно, усредненные цифры. Есть дети, способные концентрировать внимание только на 5 минут, а есть дети, которые могут, не отвлекаясь, заниматься 20 минут и дольше.

Да, у вас куча хозяйственных дел, бесконечные реабилитации, а еще справку надо забрать, свекрови помочь, рубашку мужу погладить, а старшая дочь вообще подросток и на парней заглядывается неправильных!

Сначала все это может показаться нереальным. Да, конечно, идеального времени не существует, но все же постарайтесь выбрать наиболее подходящее, а в случае необходимости внесите коррективы. Главное, вы должны помнить, что вы не одиноки – мы двигаемся вместе, а, значит, есть шанс быстрее достичь намеченной цели.

Успех занятий в большой степени будет зависеть от места их проведения. Поэтому его нужно выбирать очень внимательно. Вы знаете своего ребенка лучше любого психолога. И кому, как не Вам знать всё, что его может заинтересовать или отвлечь. Шум мусоровоза за окном? Большая кукла в новеньком розовом платье? Ворчание любимой бабули, шкварчащей оладушками на кухне? Всё это придется убрать. В нашем Центре мы стараемся максимально обеднить среду перед занятием, дабы максимально сосредоточить ребенка на отрабатываемом навыке.

После того как вы выберете место, позанимаетесь там пару дней и убедитесь в правильности своего выбора, именно там нужно будет заниматься каждый раз. Ваш ребенок скоро привыкнет к тому, что именно туда он приходит учиться.

Для большинства занятий требуются определенные материалы. Попробуйте взглянуть на них с точки зрения ребенка. Интересны ли они, приятно ли на них смотреть? Легко ли их держать в руке, передвигать? Не слишком ли они малы? Не слишком ли тяжелы? Безопасны ли они? Сломаются ли они, если их случайно уронить? Выбор материалов определяется целью занятий. В нашем Центре с подбором материалов помогает эрготерапевт. И Вы тоже можете проконсультироваться с нашим специалистом и воспользоваться предложенными вариантами, а можете самостоятельно попробовать какие-то варианты.

Мы с вами понимаем, что комната, о которой мы говорили, на самом деле – не класс в школе или детском саду, а комната или часть комнаты в вашем доме. А в доме, каждый знает, могут случаться и неожиданные вещи: соседи третий год делают ремонт, в песочнице за окном очередная «война куличиков», мысли о предстоящем разговоре с неврологом не дают сосредоточиться, головная боль.

Такие вещи не только отвлекают, но и раздражают, однако избежать их вряд ли возможно. И тем не менее, раз вы выбрали время, место и материалы, непредсказуемые помехи все-таки не будут такими уж частыми. Они могут нарушить порядок одного-двух уроков, но ни в коем случае не расстроят ваш учебный план.

Этот план мы будем строить совместно со всем ближайшим окружением ребенка, тогда можно будет уверенно говорить об эффективности занятий.

Мне трудно писать о том, как организовать среду для именно ваших занятий. Нетрудно только признать ту истину, которую Вы знаете и так, – обучение ребенка с особенностями развития – процесс медленный. Конечно, важно приступить к занятиям с уверенностью в успехе, но в то же время не следует отрываться от реальности. Набраться терпения. Ваша готовность постепенно и неуклонно продвигаться вперед, несмотря на возможные откаты и разочарования, сослужит ребенку хорошую службу.

А если уже сейчас появятся вопросы или потребуются консультации по поводу составления индивидуального плана развития того или иного навыка, то у вас есть возможность обратиться по адресу: elisavetsad@gmail.com.

Тема нашей следующей беседы будет посвящена поощрению. Мы поговорим о том, как эффективнее уделять внимание ребенку, чтобы достигнуть результатов в освоении навыков.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.

 

 

 


Возврат к списку

© 2014-2018. Все права защищены.
Марфо-Мариинская Обитель милосердия.

СОКОЛ - Создание сайта
119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: 8-499-704-21-73
E-mail: mmom.pokrov@gmail.com