Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.
Известно, что речь - основное средство общения - развивается через движение и только в социальном контакте. И сегодня мы поговорим о приемах формирования базовой основы развития речи - речевого ритма и движения.
Наша речь подчиняется определенному ритму, который задает обычное физиологическое дыхание и движению грудной клетки «вдох-выдох» при говорении. Мы «помогаем» себе говорить даже телом: многие люди ходят по комнате вперед-назад, разговаривая по телефону, взмахивают руками, неосознанно отмечая эмоционально значимые фразы. Узнали себя? Значит, ритм очень важен для нашей жизнедеятельности, как и движения, его сопровождающие.
Механизмы формирования речи тоже подчиняются движениям и ритму. С самого рождения малыша мама укачивает его, поглаживает, напевает понравившуюся мелодию, интуитивно подстраивается под дыхание младенца. Она дышит медленно и размеренно при укачивании малыша, бодро и энергично, когда привлекает его внимание и играет с ним.
Стихи, потешки и песенки подготавливают ребенка к восприятию речи, закладывают необходимую основу для формирования звучащей речи.
Вот примерные игры на координацию ритма и движения для самых маленьких.
«Здравствуйте, малыши!»
Вокруг ребенка расположились гости-игрушки: Мишка, Зайчик, Кукла, и Жирафик.
Мама предлагает поздороваться с друзьями: «Здрав-ствуй-те!». При этом руки ребенка перемещает по игрушке – голова, плечи, туловище.
«А теперь поздороваемся ручками и ножками!» - произносит затем мама, отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова «Здрав-ствуй-те».
Потом она говорит: «Давай познакомимся с гостями. Ты кто? – Ва-ся, Ка-тя, Ми-ша, Зай-ка». При этом необходимо пропевать на 2-х нотах и прохлопывать слоговую структуру слов).
«Мышеловка»
Упражнение на развитие интонации, чувства темпа и ритма.
К этой игре вы можете подобрать любую энергичную музыку.
Мама поет, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра ребенка:
Все спят… та-та
Детки спят… ти-ти та
Волк спит… та-та
Мишка спит… ти-ти та
Только мышки не спят, ти-ти та – ти-ти та
Они кушать хотят! ти-ти та – ти-ти та
В мышеловку глядят ти-ти та – ти-ти та
А там СЫР ! та-та та
Притом "сыром" может стать и (конфета, и печенье, и всё то, что любит ваш ребенок.
После этих слов «мышкам» надо сыр схватить, мама и ребенок соревнуются, кто первым дотронется до «сыра».
Ритм и координацию можно также развивать, когда вы занимаетесь с ребенком рисованием.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Ква-ква, ква-ква!
Ква-ква, ква-ква!
Мама пропевает, проговаривает текст, а малыш пальчиками и кулачками создает отпечатки. Мама помогает малышу двигаться в соответствии с ритмом песенки.
Полезны, даже необходимы дыхательно-артикуляционные упражнения, т.к. являются основой неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.
Сначала малыш просто учится дуть, дышать носиком с закрытым ртом, затем дыхательные упражнения включаются в ролевые ситуации.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый – Ф-ф-ф
У Лета – жаркий, согревающий – Х-х-х
У Осени – прохладный – С-с-с
У Зимы – холодный, студеный – В-в-в
Полезны также и релаксационные упражнения. Они снимают мышечное и эмоциональное напряжение, приучают малыша к саморегуляции, повышают речевую активность.
«Гречневая куколка»
Для игры нужна игрушка, сшитая мамой из мягкого приятного на ощупь материала, туловище которой наполнено гречкой, голова – синтепоном.
Перебирая пальчиками туловище куклы, мама говорит:
Вот какие мы большие –
Не малюсенькие.
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!
Ножки мыли?
-Мыли!
Ручки мыли?
-Мыли!
Щечки мыли?
-Мыли!
-Все помыли!
И теперь мы чистые, зайчики пушистые!
В подобных играх очень важен эмоциональный контакт. Другими словами, хорошее настроение взрослого необходимо, чтобы создать безопасную и знакомая обстановку для малыша.
Чаще всего ребенок слабо ощущает положение и движения органов артикуляции и конечностей. Существует определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функций рук.
Действия с предметами, например, игра в мячик, сопряженные с ритмическим рисунком произносимых слов или музыкальным ритмом песенок, не только развивают эмоциональность вашего малыша, но и обучают восприятию речи и, непосредственно, говорению.
Поэтому играйте, пойте, шутите со своими детьми - с самыми маленькими с уже повзрослевшими ребятами!