Речевые нарушения у детей с ДЦП
×

Речевые нарушения у детей с ДЦП

17.01.2018
Речевые нарушения у детей с ДЦП

Статью подготовила логопед Елизаветинского детского сада (АНО ММДЦ) Светлана Анатольевна Гольчевская.

Нашей темой сегодня станет рассмотрение основных речевых расстройств у детей c ДЦП и методов их преодоления. 

Но не забываем, что первоначальный шаг в этой работе – это установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.

Поэтому, прежде, чем мы перейдем к основной теме, хочется оградить вас от ложной активности, от ситуации, когда родители прилагают много усилий для развития ребенка, но они связаны с тем, что приглашается домой специалист (а иногда и не один), который проводит занятия с ребенком. В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО, ЕСЛИ ЗАНЯТИЯ НОСЯТ ОБУЧАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Но если родители в дальнейшем уходят в другую комнату («чтобы не мешать») или занимают позицию стороннего наблюдателя, оценивающего, что получается у специалиста во взаимодействии с ребенком, то эффект от таких занятий перестает их удовлетворять. И через какой-то период, недовольство родителей нарастает.

С чем это связано? Родителей не устраивает темп продвижения ребенка, они замечают, что ребенок не хочет заниматься, упрямится, привлечь его к занятиям становится все труднее. Это вызывает у родителей внутреннюю напряженность. На самом деле маме трудно признаться в том, что это недовольство самой собой, потому что мама не прилагает собственных усилий по продвижению ребенка: она не внутри процесса, вроде бы делает все возможное для его развития, но не участвует в нем.
Ситуация недовольства усугубляется, и родители приглашают новых специалистов. Совершенно очевидно, что ребенок «считывает» отрицательную эмоциональную информацию с родителей и тоже внутренне сопротивляется занятиям. 

Поэтому, обучать ребенка, освоив уроки взаимодействия с ним, должны родители. Именно им принадлежит главная роль в этом процессе. Специалист нужен для того, чтобы помочь им грамотно выстраивать занятия со своим малышом, ориентировать их в материале, методике построения занятий, разнообразии приемов, возрастных особенностях усвоения материала.

Итак, ОСНОВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ С ДЦП:

  • Дизартрия (спастико-паретическая, гиперкинетическая, атактическая, смешаные формы).
  • Заикание
  • Алалия (отсутствие речи)
  • ЗПР (задержка речевого развития)
  • Ринолалия (расщелина неба)
  • Дисграфия, дислалия (нарушение письма и чтения).
Остановимся на наиболее распространенных формах речевого расстройства – дизартрии и алалии.

Выраженная степень дизартрии – речь смазанная, малопонятная для окружающих. При дизартрии легкой степени проявления выражены слабо и ее часто путают с дислалией, т.е. нарушением произношения звуков.
Дизартрия у детей проявляется в затруднении произношения слов в целом, а не отдельных звуков. Также на фоне этого расстройства могут возникать нарушения мелкой моторики, трудности принятия пищи, жевания и глотания. Заметны нарушения тонких артикуляционных движений, например, смягчение всех согласных. Или гласные могут быть и слишком звонкими и «гнусавыми».

 Комплексный подход по преодолению дизартрии включает в себя логопедический массаж, который состоит из нескольких упражнений:
  • релаксация,
  • собственно массаж,
  • артикуляционная гимнастика,
  • развитие тактильных ощущений,
  • развитие ручного праксиса

При спастике и парезах массаж мышц артикуляционного аппарата нужно проводить с осторожностью. При напряжении артикуляционного аппарата используют расслабляющие приемы, при расслаблении – тонизирующие. С помощью лечебной гимнастики у ребенка развиваются мышцы лица, нормализуется их тонус.

Необходимо ежедневно, регулярно пощипывать, поглаживать, разминать кожу щек, губы. Такие нехитрые действия способствуют повышению тонуса лицевой мускулатуры и уменьшают проявления парезов и параличей. Первый массаж может длиться пару минут, но с каждым сеансом это время нужно увеличивать, повторяя каждое движение до 8-ми раз. После уменьшении спастики формирование речи облегчается.

Комплексы логопедических упражнений подбирают индивидуально для каждой формы дизартрии, непременно включая в них упражнения, направленные на развитие речевого дыхания. В связи с ограниченным поражением центральной нервной системы воспитание речи у таких детей сопряжено с трудностями. Успех во многом зависит от старания родителей, их активности, заинтересованности, тесного контакта с логопедом. Родителям приходится научиться делать массаж, проводить логопедическую гимнастику, специальные речевые занятия.

Работа логопеда включает подготовительный период, формирование произношения, закрепление и автоматизацию звуков.

В подготовительном периоде следует выработать готовность ребенка к занятиям с логопедом, что облегчает последовательные и систематические тренировочные занятия, направленные на формирование произношения. Логопед ставит звуки, а родители в домашних условиях закрепляют их на специально подобранном речевом материале (слоги, слова, предложения).

Материалы подбирают в соответствии с возрастом и интересами ребенка из специальных пособий, а также букварей и детских журналов. Дидактические слова подбирают по степени трудности (звуковому и слоговому составу) и смысловому значению (слова с конкретным и абстрактным значением). К каждому слову следует подобрать картинки и вместе с ребенком наклеить их в тетрадь, которая служит своеобразным пособием по нормализации речи ребенка. После этого усилия логопеда и ребенка должны быть направлены на совершенствование звукопроизношения, словаря, грамматического строя. Помимо правильного произношения, ребенка учат писать и читать, что способствует овладению речью.

Говоря о следующем виде речевого нарушения – алалии, т.е. отсутствию речи, хочу рассказать об основных задачах логопедической работы с неговорящими детьми. Это, прежде всего:

• Формирование мотивации, как основы речевой деятельности.
Говорить – это удобно, это помогает во всех делах и развлечениях! Слова действуют на маму быстрее крика и не доводят до плача от бестолковости окружающих!
• Активизация любых, самых начальных речевых возможностей малыша.
Дети никогда не говорили, у них нет опыта говорения, поэтому при всех формах алалии (отсутствия речи) необходимо воспитывать так называемое «чувство языка». Это делается при помощи ритма (отхлопывания), движений, в сопровождении «малышовых» стишков, народных песенок и прибауток.

Тушки-тутушки, сели на подушки.
С подушки – бух!
По-ка-ти-лись!
--------------------------------------------
Ах, качи-качи-качи!
Прилетели к нам грачи!
На ворота сели,
Маше песню спели:
«Баю-бай! Баю-бай!»

• Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Малыш с радостью укажет на любимую книжку, которую ему читала мама на разные голоса: весело и грустно, задорно и неторопливо; подражая персонажам.
• Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.
У детей-алаликов трудно накапливается активный словарь, обозначение предмета отдельным словом. В кабинете логопеда мамы часто восклицают: «Он (она) ведь знает это, почему не может назвать картинку?!»
• Развитие неречевых процессов, основных психических функций (внимания, памяти, мышления).
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

  • формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
  • обучение ориентировке в пространстве – верх-низ, впереди-сзади, сбоку, рядом, далеко-близко и пр., а позже и во временах года.
  • понятие о цвете, о форме;
  • слуховое восприятие («где спрятался колокольчик?»);
  • совершенствование памяти (чего не стало);
  • мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, вкладыши, прорези и пр.);
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо.
Наши дети очень академичны, они всю свою жизнь учатся.
До школы – говорить, читать, писать; в школе - с утра до вечера заняты выполнением домашних заданий; на общение, игры, новые впечатления времени не остается. И еще они могут быть подавлены так называемой «неуспешностью» по сравнению с другими детьми. Поэтому ИГРАЙТЕ, ПОЙТЕ, ШУТИТЕ со своими любимыми малышами, даже если они уже давно выросли!

Дорогие родители, придумывайте, фантазируйте, используйте различные игровые приемы, интересные задания, давайте призы!

Приобретите интересные картинки к занятиям с ребенком, игрушки, удобные для захвата и манипулирования. Придумайте 10-минутное занятие с использованием игр собственного сочинения (специалист поможет). И вы увидите, что интерес к занятиям появился у вас и у ребенка. Потому, что вы включились в процесс работы, личностно прикоснулись к детскому познанию. Ребенок чувствует это, и в следующий раз он сам эмоционально вас поддержит – будет ждать новых игр, новых открытий.

Возврат к списку

Чтобы мы могли делиться новостями, статьями, приглашать вас к участию в жизни Обители, помогать вместе с вами людям, ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ САЙТА.

Средства будут направлены на зарплату редактора, авторов, техническую поддержку.

Поддержать
     telegram.png 
© 2014-2024. Все права защищены.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

119017, г. Москва, ул.Большая Ордынка, д. 34
Телефон: +7 499 704 21 73
E-mail: mmom@mmom.ru

Top.Mail.Ru